Отзыв предпринимателя Ивана Шкири о тренинге Радислава Гандапаса вызвал эпический спор в Facebook. Стороны обвинили друг друга в передергивании, искали контраргументы и требовали извинений: главное.
CEO компании Callibri Иван Шкиря сходил на тренинг Радислава Гандапаса по ораторскому искусству и написал на портале 66.ru колонку-отзыв под заголовком «Один раз не Гандапас: как полезные бизнес-тренинги мутировали в песнопения с хороводами». В ней он усомнился в пользе подобных мероприятий.
«Гандапас сейчас — крутой оратор, крутой бизнесмен и никакой учитель. <…> Если вам нужны навыки ораторского искусства, то «Ораторское Искусство 2.0» вам не поможет. Если вы хотите классический мотивационный тренинг от одного из лучших тренеров России, то вперед».
Отзыв разошелся в соцсетях, и пользователи привлекли к нему внимание самого Гандапаса. Тот отметил, что не рассказывал в течение часа, как подписаться на его блог (Иван Шкиря написал про 20 минут) и увидел в колонке ссылку на рекламу компании Callibri и гиперссылку на ее сайт — по его словам «это несколько проясняет ответ на вопрос о целях автора». Г-н Шкиря затем указал, что активной ссылки в статье не было.
Радислав Гандапас в ходе дискуссии пообещал улучшать программы, отметив:
«…Тренинг, как мне всегда казалось, — для отработки принципов, уже известных аудитории и просто несистематизированных. Люди не идут, как я считал, чтобы узнать на тренинге что-то новое».
Но, по его мнению, в материале много неправды:
«Деда Мороза звали, чтобы проиллюстрировать эффективность приема «вовлечение». Непонятные фразы кричали, раскрывая нижний голосовой регистр. По спинам друг друга колотили, чтобы подвести к теме снятия мышечного зажима — источника чрезмерного стресса перед выступлением. Правда, облеченная в форму, делающую ее неправдой, злой карикатурой».
А за «лукавую рифмовку» его фамилии с окончанием тюремной присказки Гандапас предложил Шкире извиниться, попросив поддержки сообщества.
Иван Шкиря возразил: злости к знаменитому тренеру у него нет, но ожидаемого от тренинга он не получил — а строились они на прошлых видео Гандапаса. И извиняться за заголовок он не может, так как его придумала редакция портала. Тысячи людей обижены индустрией инфобизнеса, и извиняться надо перед ними, добавил автор поста.
Радислав Гандапас отметил, что с такой резкой оценкой сталкивается впервые за 15-летнюю карьеру, и подчеркнул, что по-прежнему требует извинений, добавив, что будет [требовать] их также от портала 66.ru — как официальное лицо от официального. И извинился сам — за то что увидел несуществующую гиперссылку.
В ответ Иван Шкиря сказал, что не давал «резко отрицательной оценки», а на тренинге увидел классное шоу, но не обучение — именно это ему и не понравилось. А заголовок, на его взгляд, содержит смысл «один раз сходив на тренинг, Гандапасом не станешь», к тому же писал он именно про бизнес, а не про личность. Да и заголовок придумал не он, а редакция 66.ru.
«Цель моей статьи была показать другую сторону всей это истории. Как тренинги выглядят изнутри, без скидок на авторитет оратора и боязни за последствия. Я считаю что цель выполнена. Именно благодаря Радиславу и его исчерпывающему ночному ответу», — позднее добавил Иван Шкиря.
Как отмечают пользователи Facebook, эта история стала отличным кейсом. Иван Шкиря позднее отметил, что не хотел устраивать такой бурный спор, и история отложилась неприятным осадком. Впрочем, владелец ТС «Норд» Илья Борзенков предложил следующий «рецепт примирения сторон»:
«1. Мэтры объявляют себя работниками шоу-бизнеса и честно конкурируют на kassir.ru с Михайловым и Киркоровым. У тех тикеты по 15 тыщ тоже бывают. 2. Слушатели оценивают качество по соотношению затраты/удовольствие. И свистят за фонограмму. 3. Ну и коньяк в буфете. Без этого никак, да».
Позже г-н Гандапас резюмировал:
В ответ на портале Change.org появилась петиция, автор которой попросил г-на Гандапаса «оставить попытки донести до нас, деревенщины, свои столичные подходы, и мероприятия свои устраивать сугубо в пределах МКАД». Г-н Шкиря к этой петиции, к слову, отношения не имеет.