Город, где живет 1,5 млн человек, пусть даже с хорошей инфраструктурой, не в состоянии конкурировать с Москвой и Санкт-Петербургом ни по каким параметрам.
В то же время екатеринбургским компаниям надо выигрывать у питерских и московских фирм конкуренцию за местные кадры и за людей из ближних регионов.
Длительный устойчивый рост мегаполиса возможен с критического уровня в 2,5-3 млн чел. В этом случае работает эффект масштаба – город становится центром притяжения для людей с разных концов страны (может быть, даже со всего света) и переходит в новое качество. Если бы в Екатеринбурге проживало 3 млн чел., по многим параметрам деловой активности он без сомнения опережал бы пятимиллионный Питер.
Выигрыш Экспо-2020, на который мы рассчитываем, возможен, если вспомнить, что на расстоянии всего 200 км есть крупный областной центр Челябинск. Чтобы получить мощнейший драйвер роста и победить в конкуренции миллионников, нужно лишь создать условия для объединения человеческих ресурсов Екатеринбурга и Челябинска. Ничего сверхъестественного не потребуется – достаточно просто связать два города скоростным железнодорожным сообщением. Важно, чтобы время поездки из Екатеринбурга в Челябинск, из центра в центр, не превышало одного часа. Затем, в более дальней перспективе, необходимо кардинально улучшить автодорогу.
Сейчас добраться до Челябинска можно часа за четыре – либо на собственном автомобиле, либо автобусом, причем дорога оставляет желать лучшего. Это довольно утомительное занятие, не способствующее частым поездкам, в которых заинтересованы многие представители бизнеса двух городов. Для сравнения – у компании NAUMEN в Екатеринбурге работает 140 чел., а в Челябинске – всего семь. Челябинский офис можно было бы спокойно увеличить до 70 чел. – там есть хорошие разработчики программного обеспечения, а у нас масса незакрытых вакансий. Но системная работа с ними требует регулярных встреч наших руководителей и экспертов. Не реже, чем два раза в неделю. Сейчас это невозможно. Причем, такая ситуация характерна не только для нас – и в Челябинске достаточно компаний, способных успешно конкурировать с екатеринбургскими. И многие предприятия Екатеринбурга, будь то хлебомакаронный комбинат «СМАК» или сеть аптек «Классика», управляются из Челябинска. Представьте, насколько эффективнее компании могли бы расширить свои ресурсы и рынки, если бы их разделял только час езды на скоростной электричке.
Еще больший эффект скоростной поезд обещает культуре и образованию. Если можно вечером съездить на концерт, без разницы, в каком городе «Коляда-театр» – в Екатеринбурге или в Челябинске. Не важно, где находится музей, картинная галерея – все культурные ресурсы удваиваются и удваивают аудиторию. То же самое происходит с любым уникальным предложением, которое возможно только в крупном мегаполисе, будь то редкий бутик, уникальный стрелковый или гольф-клуб. Удваиваются и образовательные возможности – уникальные мероприятия получают двойные аудитории. Вспомним, что в «гостях обед всегда слаще».
Сама по себе идея объединить Екатеринбург и Челябинск не нова. Политики и бизнесмены уже высказывались в пользу такого альянса. Однако в большинстве случаев, когда речь заходит о большой агломерации, начинают обсуждать вопросы, связанные с созданием дополнительных интеграционных институтов, что само по себе малопродуктивно. А в случае со скоростным поездом выгода очевидна. Как только он появится, оба города начнут быстро наращивать экономический потенциал за счет синергии. Думаю, что это со временем даст дополнительно 3-4% роста в течение лет 7-10.
Важный момент: когда политики говорят, что магистраль Екатеринбург-Челябинск запланирована, они подразумевают, что да, неплохо иметь такую электричку, но не видят принципиальной и срочной необходимости в объединении людских ресурсов городов, как основного драйвера роста и предотвращения неизбежной стагнации.
Важно и то, что принятие правительственного решения о начале строительства такой электрички реально увеличило бы шансы Екатеринбурга принять ЭКСПО-2020. Выставку надо сделать делом двух городов. На мой взгляд, сейчас мы сильно проигрываем семимиллионному Сан-Паулу, тоже претендующему на эту роль. И некоторым другим городам. С пуском скоростного поезда наши шансы реально вырастут – мы получим биполярный мегаполис с новым качеством жизни. Более интересный для крупных международных событий вроде ЭКСПО-2020.