Меню

Бизнес-центры переезжают на окраины

В 2014 г. девелоперы Екатеринбурга планируют запустить 120 тыс. кв. м площадей в офисных центрах, прогнозирует консалтинговая компания «Урал-Гермес». Примерно столько же они построили в 2013 г.

В 2013 г. в Екатеринбурге было введено около 120 тыс. кв. м качественных офисных площадей: БЦ «Президент» и вторая очередь БЦ «Суворов» открылись в первом полугодии, еще четыре офисных центра — «Арена», «Царский мост», «Clever Park» (первая очередь), «Чайковский» — во втором. Запуск еще трех офисных центров — «ГринПарк», «Карнеол» и «Демидов», запланированные в 2013 г., перенесены на 2014 г.

Несмотря на высокие темпы ввода новых офисных площадей, указывает «Урал-Гермес», в Екатеринбурге преобладают бизнес-центры класса С (52%). Доля офисных центров класса А составляет около 3%, на бизнес-центры класса«В+ приходится 10%, доля офисных центров класса B находится на уровне 35%.

Аналитики отмечают, что, хотя на протяжении последних 5-7 лет идет постепенное замещение доли некачественных офисных центров объектами более высоких классов, офисные центры класса С по-прежнему востребованы. Низкая стоимость аренды, местоположение объектов в центре города, возможность арендовать маленькую площадь (от 10-20 кв. м) перекрывают для их потребителей недостатки зданий класса С, связанные с неудовлетворительным микроклиматом, инфраструктурой, небольшой парковкой и т. д.

В то же время сегодня наиболее активно увеличиваются сегменты офисных центров классов В и В+, поскольку ценовые характеристики объектов данных классов более привлекательны, а число международных и крупных федеральных компаний, основных потребителей офисов класса А, в Екатеринбурге ограничено. Наиболее сильно конкуренция обостряется именно в высококлассном офисном сегменте.

Дефицит свободных площадок в центральной части города и рост цен на землю заставляют девелоперов расширять географию мест размещения офисных центров.

«В ближайшие несколько лет развитие офисов в центральной части города будет происходить преимущественно за счет участков, исчерпавших свои ресурсы, таких, как промзоны, ветхое жилье и т. д., — считает директор компании «Урал-Гермес» Александр Засухин. — Рынок бэк-офисов получит интенсивное развитие в зоне Срединного транспортного кольца. Помимо этого начнет развиваться рынок офисных центров в новых жилых районах, например в Академическом и Солнечном».

По мнению г-на Засухина, растущая конкуренция на рынке БЦ приводит к усилению тенденции концептуализации и брендинга офисных центров. 

«Для такого типа недвижимости, как офисные центры, всегда будут наиболее привлекательны центральные районы города, — говорит он. — Со смещением основной локации офисных зданий в районы расширенного центра и в новые районы жилой застройки компенсировать недостатки расположения офисного здания можно только за счет оригинальной концепции. Другими словами, от стратегии «место, место и еще раз место» рынок сегодня переходит к стратегии «концепция, концепция и еще раз концепция».