Предпринимателей из Екатеринбурга все больше интересуют рынки Центральной и Восточной Европы. Собственники бизнеса заинтересованы в инвестициях и в зарубежных поиске партнеров.
По результатам опросов, проведенных Центром развития управленческих компетенций Бизнес-Школы УрФУ, количество уральских компаний уровня среднего бизнеса, уже работающих или планирующих начать работу в этом направлении за последние два года выросло более чем на 30%.
Судя по тому же исследованию, владельцы местных компаний в большинстве случаев интересуются возможностями либо инвестировать в европейский бизнес, либо найти партнеров для организации работы собственной компании на новом рынке. Поиск стратегического партнера считают необходимым более двух третей всех опрошенных предпринимателей, и лишь 28% готовы действовать самостоятельно.
Если говорить об отраслевом составе «смотрящих на запад», то европейские рынки особенно занимают умы руководителей местных производственных компаний и ритейлеров средней руки. «Интерес к Центральной Европе не всегда обоснован тонким расчетом, зачастую это просто попытка присмотреться к принципиально новому рынку, - комментирует Олег Радомский, владелец производственной компании «Берит» (располагается в Первоуральске), который с 2011 года с двумя партнерами развивает свой бизнес в Венгрии и Чехии. – Некоторые конкуренты считают такое поведение чистым авантюризмом, ведь логичнее кажется «захватывать» соседние регионы, уходить в Сибирь или в центральную полосу России. Но на практике по целому списку характеристик европейский рынок, например, для моего бизнеса более перспективен, и я знаю, что серьезно изучают возможность подобной экспансии уже очень многие из знакомых мне владельцев и директоров компаний».
Эксперты отмечают, что растущий интерес к Центральной и Восточной Европе до некоторой степени становится заменителем экспансии на московский рынок. «Завоевывать Москву теперь уже не настолько обязательно, как это было раньше. Конечно, столичные рынки продолжают манить высокими прибылями и новыми масштабами работы, но если раньше логика географической экспансии «свой регион – соседний регион – Москва» была практически безальтернативна, то теперь у нее появились вариации, – подчеркивает Алла Ковтунова, руководитель Центра развития управленческих компетенций Бизнес-Школы УрФУ. – Можно создать успешный бизнес в Екатеринбурге, Перми и затем запустить филиал в Праге. Мы отмечает растущий спрос со стороны руководителей на информационную и консультационную поддержку такой экспансии, появляется запрос на обмен опытом на тему специфики установления контактов и развития отношений с иностранными партнерами».
Однако по мнению Татьяны Беляевой, директора консалтинговой компании «Решения рядом», не стоит переоценивать европейскую активность уральских предпринимателей. Владельцы компаний, прежде всего, проявляют интерес к европейским рынкам с целью поиска объектов для инвестиций, нежели для открытия новых направлений своего основного бизнеса. «При условии, что интерес к Европе как направлению экспансии растет, все равно господствующей моделью остается поиск нового бизнеса, в который можно выгодного вложить деньги. Причем зачастую бизнеса совершенно иного по роду деятельность, нежели тот, в котором в России заработан основной капитал», - резюмирует г-жа Беляева.
Текст подготовил Андрей Попов.