Большинство электронных госуслуг для юрлиц и предпринимателей на портале gosuslugi.ru в настоящее время — аналоги сервисов для физлиц. Специфических услуг для бизнеса — пока единицы.
«Деловой квартал» № 35 (845) от 1 октября 2012 г., стр. 18-19
Большинство бизнесменов, к которым «ДК» обратился за комментариями, порталом госуслуг никогда не пользовались или даже не слышали о нем. Некоторые, правда, использовали портал, но как физлица — для оформления загранпаспорта. Рассматривать эту площадку для решения бизнес-задач они пока не готовы.
В обзоре «ДК» — 15 сервисов, доступных предпринимателям Екатеринбурга и Свердловской области на портале госуслуг. Они выбраны в расчете на представителей ключевых рынков региона, таких как промышленность, строительство, автобизнес и ритейл. Большая часть из них (11 из 15) бесплатные. Региональных бизнес-сервиса — два, остальные услуги предоставляются на территории Федерации на единых условиях.
Григорий Балакин, управляющий партнер ГК «УралФрансАвто-Авантайм-Британия»
Оформление загранпаспорта — хорошо и быстро
— Как бизнесмен я порталом госуслуг не пользовался, но как физлицо — оформлял загранпаспорт. И надо сказать, работает эта услуга хорошо и быстро. Я зарегистрировался на портале и через пару дней получил код доступа в офисе «Ростелекома» (для жителей области, увы, центров выдачи пока нет, поэтому придется либо ехать в Екатеринбург, либо ждать две недели — такой срок отведен на доставку «Почтой России» письма с кодом). Затем заполнил анкету (это не заняло и 15 минут) и уже через 1,5 недели был приглашен на собеседование и фотографирование. Процесс физического получения паспорта пока до конца не отлажен — я и еще десяток получателей вынужденно толпились в тесной комнате. Но через 40 минут документ был получен — без каких-либо ночных очередей и битв за талончики! Что касается госуслуг, которыми могут воспользоваться представители автобизнеса, то, например, постановка автомобиля на учет — это не тот случай, когда необходимо провести операцию быстро и в сжатые сроки. С постановкой на учет автоцентры, как правило, не торопятся: два-три дня, которые обычно уходят на регистрацию, — это и так очень быстро. Тут еще возникает интересный вопрос — все оформления транспортных средств для юрлиц проходят с обязательной постановкой на учет в военном комиссариате. Как регулируются отношения между порталом госуслуг и военкоматами — мне пока непонятно.
Сергей Лекомцев, генеральный директор компании «Наш дом», президент НП СРО «Гильдия Строителей Урала»
Портал госуслуг работает вхолостую
— Электронные госуслуги бизнесу, безусловно, нужны. Подрядчики нашей компании, например, очень часто сталкиваются с недостатком кадров, и, если с помощью портала государственных услуг можно привлекать трудовые ресурсы, это уже решит часть проблем. Но дело еще и в том, что закрыть дефицит зачастую можно только за счет иностранных рабочих. А этот вопрос регламентируется квотами, нормами и пр. Поэтому, если у компании нет квот, можно оформить хоть десять заявок на портале — работников все равно не привлечь. Вот если бы через Интернет можно было получать дополнительные квоты…
Но вообще-то в строительном сообществе Екатеринбурга порталом госуслуг не пользуются, и скажу больше — о нем даже не слышали. Не знаю, заинтересовано ли государство в продвижении электронных сервисов, но нам никто о них не говорил. У нас в городе шесть некоммерческих партнерств, которые объединяют всех застройщиков, и каждое из них по нескольку раз в год проводит собрания. Прийти на шесть собраний и рассказать о возможностях портала госуслуг — думаю, это несложно. И все сообщество будет в курсе. Но пока этого нет — портал работает фактически вхолостую.
Александр Комиссаров, генеральный директор ЗАО «Мегамарт»
Нужно больше рассказывать о портале госуслуг
— Честно говоря, о том, что портал госуслуг запущен и уже работает, я не слышал. Когда-то давно приходилось читать об этой инициативе, но о том, что работа велась и что уже есть какие-то результаты, — нет. Отрицать не стану — идея хорошая. Бизнесу дистанционное и, как следствие, оперативное решение рабочих вопросов пошло бы на пользу. Например, подбор кадров: сегодня в розничных торговых сетях созданы целые отделы, которые ищут резюме потенциальных работников по разным источникам, проводят собеседования и т. д. Если с помощью портала госуслуг хотя бы часть такой работы можно оптимизировать — то это уже нам в плюс. Я вижу ситуацию так: портал запущен, но информации об этом бизнесмены не получили. Что делать? Больше рассказывать бизнес-сообществу, показывать конкретные преимущества. И тогда работа по запуску портала госуслуг будет ненапрасной.