Меню

«Бизнес в России губит не коррупция, его убивают спальные районы мегаполисов». МНЕНИЕ

Иллюстрация: DK.RU

Огромные спальные районы легли сегодня бременем на экономику страны. Малый и средний бизнес не может расцвести там, как бы ни старался. Почему?

Алексей Новиков, декан Высшей школы урбанистики, рассказал «Снобу», почему городская планировка мешает бизнесу больше, чем коррупция.

— Москву и другие города страны строили с точки зрения советской идеологии, когда есть административный центр, промышленные зоны и территории спальных районов.

Получается воронка: плотность населения в центре очень низкая и растет к окраинам. Это была бы не проблема, если бы плотность деловой и коммерческой активности распространялась подобным же образом. А она идет ровно наоборот: пик в центре и дефицит на периферии.

Строительный бум, продолжающийся и в кризис, не улучшает ситуацию. В стране есть деньги от продажи энергоресурса, но банковская система ненадежна, а рынок ценных бумаг мелок. Средства в такой ситуации направляют в максимально надежный актив: недвижимость, спрос на которую есть всегда. Девелоперы продают просто квадратные метры, а не качественную городскую среду. Жители спальных районов тратят несколько часов для того, чтобы доехать до торгового центра. Они выстаивают в пробке и добавляют в эту пробку себя.

Спальные районы — бремя на экономике страны, в них не может расцвести малый и средний бизнес. Эти городские пространства доставляют бизнесу больше проблем, чем коррупция.

Я уверен, что если бы городская среда в Москве была устроена по-другому, коррупция свелась бы на нет. По плотности населения Москва почти догнала Дакку, самый густонаселенный город в мире, но плотность застройки очень рыхлая.

Решить проблему можно наращиванием в спальных районах деловой активности. Старые промышленные зоны — территории заводов и фабрик — настоящее спасение в данной ситуации. Еще нужны хорды, чтобы люди не ехали из одного района в другой через центр, это сократит количество людей в метро на 25%.

Москва станет более комфортным городом только после того, как начнут развивать другие города. Самара, Петербург, Владивосток, Новосибирск должны становиться удобнее для жителей, тогда людской поток в направлении столицы уменьшится. Проблемы Москвы нужно решать далеко за ее границами.

Однако власти Москвы начали вести странную политику в отношении промышленных зон. Они не могут справиться с захватом земель мелкими собственниками. Вместо переговоров с бизнесменами и цивилизованного подхода было решено принять на федеральном уровне закон, который фактически разрешает забрать у людей землю, пусть и с небольшой компенсацией. Это буквально экспроприация. Как власти планируют в будущем привлекать инвесторов на земли, с которых ранее выгнали тех, кто имел полное право там работать? — резюмирует Новиков.

«Эксперт» ранее писал о ревитализации городов: тенденция создания красивых и комфортных общественных пространств после Европы и США дошла и до России и может стать доминантой следующих десяти лет городского строительства. При этом крупномасштабные top-down проекты, преобразившие Казань, Сочи, Владивосток и Грозный показали, что эффективность крупных капиталовложений невелика.

На другом полюсе ревитализации — bottom-up проекты. Это местные культурные проекты, создание инкубаторов для развития инновационной экономики, разнообразные инициативы по временному использованию зданий и обустройству общественных пространств. Они невелики, недороги, креативны и создаются местными игроками с использованием местных ресурсов. При этом качественные недорогие общественные пространства позволяют смягчить падение жизненного уровня людей во времена рецессии: падение смягчается за счет возможности использовать общественные блага. В кризис человек не может позволить себе сходить в дорогой клуб, но может пойти в хороший парк или на благоустроенную набережную, чтобы потанцевать.