«Происходящее — не кризис и не черная полоса. Мир вокруг нас навсегда изменился. Кто быстрее других это осознал, тот молодец». Как перестроить свой бизнес — колонка Ярослава Савина на DK.RU.
Ярослав Савин, руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH®:
— Самый драгоценный ресурс собственника бизнеса — это даже не время, а концентрация внимания и адекватное сканирование жизненного пространства бизнеса. Происходящее — не кризис и не черная полоса. Мир вокруг нас навсегда изменился. Кто быстрее других это осознал и готов целенаправленно менять бизнес, тот молодец. Профессионально и с учетом опыта наших клиентов — представителей среднего бизнеса из разных отраслей и разных регионов страны, могу обратить внимание на три вектора изменений:
Защита того, что уже есть
Структура бизнеса (как организационная, так и юридическая структура группы компаний) должна быть действительно скорректирована. На начало 2016 года ощутимо напрягают новые виды угроз безопасности активов. Кредиторам, в число которых входят и налоговые органы, гораздо легче стало дотянуться как до активов бизнеса, так и до личных активов собственника, а также до активов смежных бизнесов (спасибо поправкам в Закон «О несостоятельности»). Добавим участившиеся захваты бизнеса через «однодневки».
С другой стороны, новая редакция Гражданского кодекса в правильной смеси с нестандартными организационно-правовыми формами юридических лиц дают новые отличные инструменты скрытого владения бизнесом с обеспечением владельческого контроля. В общем, сектор активов и структуру владения есть на что менять. Этот же подход работает и на предупреждение последствий банкротства, если такой исход становится для собственников бизнеса очевидным.
В некоторых случаях, наоборот, текущий момент стал временем приобретений. Активы закрывающихся предприятий могут быть очень привлекательными.
В случае с банкротами все относительно понятно — приобретается имущество. Остается его правильно завести в обновленную структуру «сейфовых компаний». Однако примерно в половине остальных случаев «вкусным» представляется покупка всей юридической оболочки, вместе с брендом, разрешительными документами и т.п. Здесь потребуется доскональный аудит рисков, которые вы невзначай можете получить в нагрузку. Во-первых, налоговых. Во-вторых, имущественных. Кроме того, для полноценной безопасности новое приобретение нужно вплести в структуру собственности уже имеющегося бизнеса, но сделать это так, чтобы риски не переносить. И еще, если собственников двое и более, чтобы соблюсти паритет в ваших отношениях.
Минимизация расходов
Нормальный путь нормального бизнеса в условиях неопределенности. Но здесь обращают на себя внимание все расходы, требующие обналичивания. Понятно, что откаты и т.п. штуки никуда не делись, но, учитывая риски и цену обналичивания, ваша задача — снизить в ней потребность. Если внимательно посмотреть, на что уходят наличные в любом среднем бизнесе, то легко обнаружить, что 20-30% изъятий из компании можно заменить другими инструментами.
Скорее всего, в вашей группе компаний нет специального субъекта — центра рефинансирования. Таким образом, когда в целях налоговой оптимизации средства внутри Группы компаний перенаправляются на низконалоговые субъекты, обратно их вернуть в операционный оборот уже не получается. Вот и изымаются они наличными.
Отдельному анализу подлежат доходы собственников. В части налогов обрисовывается следующее: примерно 20-25% компаний среднего бизнеса строят свою экономику только на уклонении от уплаты НДС. Примерно 70% компаний-банкротов имеют претензии налоговых органов, обусловленных неудачной налоговой оптимизацией. 10% таких компаний начали свой путь к банкротству с налоговой проверки.
Есть смысл переходить от максимальной налоговой оптимизации к сбалансированной налоговой безопасности, основанной на сегментации бизнеса.
80% структуры бизнеса должны быть защищены максимально, и только пятой частью можно рискнуть ради дополнительной прибыли на явной налоговой экономии.
Она нелишняя сейчас. Риски не оправдались? Во всяком случае это не грозит убийственно всему бизнесу.
Маржинальность бизнеса
Наемный «оцифрованный» менеджмент с его бюджетированием и KPI полезен, но недостаточен. Затраты нельзя минимизировать до нуля. Это конечный процесс. Другое дело рост маржинальности.
Если лошадь дохлая, то ее не погоняют. А меняют на другую. В подтверждение — заметный тренд на запуск новых бизнес-проектов владельцами действующих предприятий. Пока действующий бизнес дает прибыль, собственники экспериментируют с новыми форматами, идеями и группами потребителей.
Упаковка стартапов — это вообще отдельна история. Особенно если вы привлекаете новых партнеров. Доминирующим здесь становится выбор инструментов инвестирования (например со стороны действующего бизнеса-донора), гарантий ведения совместной деятельности (на этом этапе не все стороны деньги вкладывают: кто идею, кто связи, кто компетенции и т.д.).
В любом случае, на текущий момент бизнесу требуется личное и непосредственное участие собственников в принятии ключевых управленческих решений.
Он вновь больше нуждается в предпринимательских, а не административных компетенциях…, как и 8-10 лет назад. Поэтому пора собственникам тряхнуть стариной и включиться в ежедневную работу. И это, пожалуй, самое эффективное решение в текущих экономических реалиях. К тому же на 100% зависящее только от вас.