Почему вырос интерес к системам управления ИТ-инфраструктурой Что могут предложить компании-интеграторы Почему внедрения все еще остаются единичными эксперты: Влад Алексеев директор по развитию ком
Почему вырос интерес к системам управления ИТ-инфраструктурой
Что могут предложить компании-интеграторы
Почему внедрения все еще остаются единичными
эксперты:
Влад Алексеев
директор по развитию компании ХОСТ
Алексей Бутаков
региональный представитель компании SoftLine в УрФО
Дмитрий Малоземов
заместитель председателя правления МЕТКОМБАНКА
Юрий Миронов
советник президента Уральского Банка Реконструкции и Развития
Михаил Пастухов
руководитель филиала компании «Инфосистемы Джет» в Уральском регионе
Михаил Тепляков
начальник управления автоматизации уральского филиала Промстройбанка
Сергей Тумашев
директор компании «Интермаст»
ральский Банк Реконструкции и Развития к необходимости автоматизации собственного ИТ-подразделения пришел примерно 4 года назад. Как поясняет Юрий Миронов, советник президента банка по информационным технологиям, именно тогда стало ясно, что обходиться без подобной системы уже нельзя. Специалисты банка изучили предложения на рынке, но ничего подходящего не нашли и тогда решили написать программу самостоятельно. HelpDesk, созданный в то время, работает в банке до сих пор, и сейчас стало ясно, что УБРиР из него уже вырос. Эта ситуация стандартна не только для многих банков, но и для предприятий торговли или сферы телекоммуникаций. До определенного момента управлять ИТ в растущей организации можно с помощью найма новых специалистов, учет и анализ всех процессов вести в MS Excel или MS Project. Но после того как количество пользовательских элементов в системе начинает насчитывать сотни персональных компьютеров, десятки сетевых устройств и серверов, обходиться без специализированного ПО становится все сложнее и сложнее.
Сформированной
ИТ-инфраструктурой
надо управлять
По словам Михаила Пастухова, руководителя филиала компании «Инфосистемы Джет» в Уральском регионе, до 90% крупных организаций используют собственные разработки. Эти программы на первом этапе могут обходиться дешевле, но их функционал и возможности масштабирования ограниченны. Рано или поздно наступает момент, когда требуется переходить на продукты от ведущих мировых или российских вендоров. «Мы уверены, что в нашем банке проект внедрения промышленного решения в области управления ИТ не начнется в
2005 г., и совершенно точно знаем, что приступим к нему в 2006 г., поэтому сейчас мы заняты подготовкой к проекту и выбором промышленного решения», — рассказывает Юрий Миронов. «Развивающиеся компании начинают понимать взаимосвязь ИТ и бизнеса и уже прошли этап насыщения аппаратной частью. Теперь встают вопросы оптимизации процессов и выстраивания новых отношений в ИТ-подразделении», — говорит Влад Алексеев, заместитель директора компании ХОСТ. Отдел информационных технологий из подразделения, обслуживающего некое количество компьютерной техники, превращается в одну из основных структурных единиц предприятия. «Если раньше накопительный и разовый простой серверов или сетевого оборудования серьезно на бизнесе не отражался, то сейчас в большинстве случаев бездействие ИТ-системы останавливает всю работу», — добавляет советник президента УБРиР. Управление основной деятельностью уже немыслимо без учета возможностей ИТ, затрат на них. Это требует инструментов оценки эффективности, планирования и обеспечения надежности.
Грамотное же управление почти всегда означает существенное снижение количества отказов. «Даже когда у фирмы всего 2-3 площадки, люди нередко не знают, что на одной из них оборудование, находящееся в «горячем» резерве, вышло из строя и переход на него в случае ЧП будет просто невозможным, — делится наблюдениями Михаил Пастухов, — поэтому и увеличивается потребность в системах мониторинга».
Еще один фактор, стимулирующий спрос на системы ИТ-управления, — постоянное повышение требований к персоналу компьютерных подразделений, его квалификации и вместе с ним растущий дефицит на рынке труда — заставляет компании искать способы оптимизации деятельности сотрудников. «Сейчас расходы на персонал — это не самая большая часть ИТ-бюджета банка, но они «пополняются» быстрее всех остальных», — рассказывает Юрий Миронов.
Потребность в грамотном управлении заложена в самой логике развития компьютерной инфраструктуры предприятия. В этом уверен Алексей Бутаков, директор екатеринбургского представительства компании Softline. В дискуссии на портале делового общения dk.ru он подметил интересную особенность: «Изменения в ИТ-отрасли происходят слишком быстро. Оборудование и ПО стремительно развиваются. В результате повышается эффективность, однако снижается однородность и увеличиваются размеры ИТ-инфраструктуры. Но два последних фактора могут даже перевесить первый. Чтобы управлять таким ИТ-хозяйством, нам прежде всего надо знать, что у нас есть (инвентаризация ПО и «железа») и в каком оно состоянии находится (мониторинг)». Пока в организации работает 100-150 компьютеров, контролировать всю инфраструктуру можно и с помощью подручных средств. Но когда у компании открываются дополнительные офисы, бизнес становится территориально распределенным — контролировать оказывается все сложнее. Соответственно, возникает необходимость во внедрении серийных решений.
Интеграторы готовятся предложить рынку целый спектр решений
Сегодня специалист, находящийся, как говорится, «в теме», способен на пальцах подсчитать практически все внедрения систем управления ИТ в Екатеринбурге. Наиболее активно системы используются федеральными структурами с разветвленной сетью — российскими банками, железной дорогой, крупными телекомоператорами.
В Екатеринбурге первыми отважились на подобные эксперименты с собственным ИТ-подразделением крупные банки, и, соответственно, внедрением занимались интеграторы с наиболее отлаженными связями в банковской среде. Так, компания ХОСТ поставила ряд модулей HP Open View «Северной казне», Центр информационных и финансовых технологий (CIFT) — системы Microsoft SMS и MOM в МЕТКОМБАНКе. Остальные внедрения, такие как LANDesk в ТрансКредитБанке, были спущены из столицы.
МЕТКОМБАНК начал проект по внедрению системы управления ИТ еще год назад. «Главное, на что нужно обращать внимание — на изменение внутренних бизнес-процессов, а это занимает много времени. Год уже прошел, а мы все еще что-то меняем в идеологии ИТ-отдела», — говорит Дмитрий Малоземов, заместитель председателя правления МЕТКОМБАНКа.
Появление потребности в автоматизации работы ИТ-подразделений было вовремя замечено не только теми, кто традиционно специализировался на банках. Активизировались как интеграторы, так и поставщики программных продуктов. Если в прошлом году семинаров на эту тему в городе практически не было, то в нынешнем засветились уже все основные вендоры, претендующие на заметную роль на рынке, — HP, LANDesk, Computer Associаted, BMC Software. Организаторы отмечают, что интерес к семинарам вполне предметный. По словам Сергея Тумашева, директора компании «Интермаст», актуальность задач управления ИТ-инфраструктурой проявилась именно в этом году. Раньше если и был интерес, то скорее чисто познавательный. В 2005 г. «Интермаст» вложил средства в обучение и сертификацию специалистов, развертывание на свой территории тестового полигона и сейчас завершает переговоры по внедрению в 2006 г. на нескольких предприятиях системы LANDesk. Рост местного рынка систем управления отмечают и в компании ХОСТ. «В 2004 г. внедрения были единичны, — рассказывает Влад Алексеев, — а в этом фирма завершила ряд проектов не только по продуктам компании Altiris, но и по относительно дорогим модулям HP Open View от Hewlett-Packard».
Для интеграторов работы по внедрению систем управления ИТ — достаточно лакомый кусочек. Маржа на поставках оборудования постоянно падает — растет конкуренция между уральскими фирмами, активно отвоевывают место под солнцем филиалы федеральных компаний. Значительный интерес представляют те контракты, большая часть стоимости которых приходится на услуги по внедрению — как в случае с управлением ИТ. «Поставить программы-агенты на все компьютеры в сети нетрудно. Сложнее создать целостную систему управления, чтобы она не просто сигнализировала о неисправности, но и предупреждала о ней заранее, — говорит Михаил Пастухов, — именно здесь велика доля услуг интегратора». Постоянно растет не только спрос на системы, но и предложение. Хотя в Екатеринбурге представлены еще далеко не все основные вендоры подобных продуктов. Например, ни одна компания не поставляет IBM Tivoli. Сергей Тумашев отмечает, что пока даже потенциальных заказчиков этой системы немного — она слишком дорога и сложна в инсталляции. Но со временем пустых ниш будет все меньше.
Развитие рынка тормозит скудость ИТ-бюджетов
Несмотря на неоспоримую пользу систем управления ИТ, многие компании даже не считают эти продукты необходимыми. Сказывается целый ряд факторов.
Во-первых, полнофункциональные системы управлении ИТ-ресурсами требуют значительных капиталовложений. Ассигнования могут колебаться от десятков до сотен тысяч долларов. Эта сумма часто не укладывается в ИТ-бюджет уральских предприятий. Особенно если учитывать, что большинство бизнесменов рассматривают такие проекты как внутреннее дело ИТ-службы, хотя это должно касаться всей компании. Юрий Миронов: «Бизнес, который зарабатывает деньги и часть из них тратит на ИТ, должен стать заказчиком услуг ИТ-отдела, которому в свою очередь для выполнения заказа необходимы определенные инструменты. И как только руководители фирмы оказываются заинтересованными в более качественной работе организации — сразу возникает потребность в повышении эффективности управления ИТ». Внедрения повышают прозрачность ИТ для топ-менеджмента. Становятся ясно видны все «тонкие» места ИТ-инфраструктуры. Планирование затрат обретает простоту и точность.
Шефам ИТ-отделов часто трудно обосновать затраты на систему — отдачу от нее не всегда можно посчитать, хотя подобные методики существуют. «Как-то определить ROI системы управления сложно, — уверен Дмитрий Малоземов, — перед внедрением необходимо отследить все процессы, а потом повторить это, когда система войдет в строй. Для нас же главный фактор — быстрота и точность получаемой информации». Этим преимущества систем не ограничиваются. Важной статьей экономии может стать грамотная лицензионная политика, позволяющая сократить число оплаченных лицензий на ПО. «На многих крупных предприятиях годовой бюджет на лицензии равен по стоимости одному-двум внедрениям, которые позволяют сэкономить по этой статье до 20%», — говорит Влад Алексеев. Но подобные соображения не всегда принимаются во внимание.
Однако еще не все предприятия сформировали саму инфраструктуру — рано думать о внедрении автоматизированного управления, если в организации нет резервного сервера, уверены в компании ХОСТ. Но даже если потребности в дополнительном оборудовании нет, внедрение системы управления потребует значительных ресурсов самого подразделения, а их, убежден Михаил Тепляков, директор по ИТ уральского филиала Промстройбанка, всегда не хватает, хотя никто и не сомневается, что внедрения управленческой программы в ИТ-отделе все-таки не миновать.
Останавливает проникновение типовых решений и широкое распространение самописных продуктов, которые пока представляют для промышленных систем более серьезную конкуренцию, чем продукты софтверных фирм.
Алексей Бутаков считает, что системы управления ИТ не единственный путь наведения порядка в ИТ-инфраструктуре. Сделать это, говорит г-н Бутаков, можно, переведя всю компанию на клиент-серверные технологии или работу в терминальном режиме: «Это позволит значительно отсрочить тот момент, когда все-таки платформа управления потребуется».
По части же самих систем управления Алексей Бутаков оптимизма коллег не разделяет. Он отмечает, что массовое внедрение начнется только в 2007 г., но и этого ждать осталось недолго.
детали
Какие инструменты дает система управления ИТ
1. Централизованная инвентаризация ПО и оборудования.
2. Централизованный мониторинг ПО и оборудования.
3. Централизованное развертывание
ПО (в том числе ОС, обновлений и т.д.)
с возможностью отката к последней работоспособной версии.
4. Упрощение миграции пользователя ПО с одного ПК на другой.
5. Полная статистика отказов.
6. Контроль за использованием ПК и блокирование несанкционированных программ.
7. Автоматизация обработки запросов на обслуживание (service desk).
8. Система управления резервным копированием.
9. Интеграция с другими программными средствами.