Авторынок Екатеринбурга в июле 2014 г. упал на рекордные 25%. На автоцентры с тревогой смотрят на других b2c-рынках, воспринимая ситуацию как индикатор общего спада покупательской активности.
Авторынок Екатеринбурга в первом полугодии 2014 г. просел на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го, а в июле падение достигло рекордных 25%; в плюсе остались лишь премиум-марки. На автоцентры с тревогой смотрят на других b2c-рынках, воспринимая ситуацию как индикатор общего спада покупательской активности. DK.RU выяснил, насколько глубока тревога бизнесменов.
Борис Шварц, генеральный директор ГК «Виктория»:
— Падение спроса на жилье есть, но оно не так значительно, как на авторынке. Продажи квартир могут резко упасть только в одном случае: если банки повысят ставки по ипотеке и требования к заемщикам. Но пока такого тренда не наблюдается. Вообще, строительная отрасль, особенно возведение жилья сегмента «эконом», — это хребет экономики. И власти страны не дадут ее погубить, иначе трудные времена настанут для всех сфер. Президент и правительство сейчас заняты поддержкой cтроительства — принят ряд госпрограмм. Это дает основания для оптимизма. На мой взгляд, спрос на жилье заметно не просядет ни в этом году, ни в первой половине 2015 г.
Эльмира Туканова, директор Центра развития туризма Свердловской области:
— Более чем на 20% сократилось количество туристов, выезжающих из России в Европу. Зато стали более популярны азиатские страны, кроме того, идет увеличение туристических потоков внутри России. Это объясняется рядом мер: запретом на выезд за рубеж сотрудников полиции, мощной рекламной кампанией Сочи и Крыма, а также ростом цен на такие массовые направления, как Турция. Если депутаты, как и обещали, снизят цены на авиаперелеты внутри страны, то внутренний туризм в ближайшее время ожидает еще больший подъем.
Сергей Кульпин, управляющий Уральским филиалом ВТБ24:
— Если говорить о банковском секторе, то темпы кредитования снизились в два раза по сравнению с прошлым годом. Особенно заметно замедление в сегменте автокредитования и кредитования малого бизнеса. На ипотеке и потребительских кредитах охлаждение рынка пока не сказалось. Ситуация по вкладам также демонстрирует либо отсутствие роста, либо стагнацию. Даже если во втором полугодии динамика прироста вкладов будет положительной, полагаю, она достигнет лишь половины от показателя 2013 г. Причину охлаждения потребительского спроса мы видим в снижении реальных доходов населения.
Михаил Дэви, генеральный директор компании «Урал-Эстэйт»:
— Количество квартир в продаже на рынке Екатеринбурга сейчас довольно велико — это говорит о том, что спрос невысок. Но сказать, что продажи упали значительно, я не могу. Просто этот год не похож на предыдущие: обычно число квартир в продаже начинало расти в начале года, достигало пика летом, а потом плавно шло на спад. А в этом году - начало увеличиваться только в конце марта и сейчас достигло максимальных значений за последние годы (9,1-9,2 тыс. квартир в базе УПН). Обычно после достижения этих показателей спрос вновь начинал расти и количество квартир в базе начинало снижаться. Произошел такой вот сдвиг. Поэтому можно ожидать, что в октябре-ноябре число квартир в базе станет уменьшаться. Убежден, что оснований для паники в нашей сфере сейчас нет.
Игорь Ташкинов, генеральный директор «Ресторанной группы РГТ»:
— Небольшое падение есть. В премиальных заведениях за последнее время спрос упал на 20%, по сегментам «средний» и «средний +» — на 15%. Причина этому, на мой взгляд – неспокойная международная обстановка и обстановка внутри страны. Люди начали осторожничать. Многие предпочитают экономить, а не тратить деньги на автомобили, на покупку квартир, на посещение ресторанов и кафе. Но резкого падения спроса я не прогнозирую. Это временное явление, его нужно переждать, и вскоре все стабилизируется.
Вячеслав Брозовский, владелец компании Brozex Group:
— На растущих рынках мы наблюдаем стагнацию, на стабильных — падение. Скажем, продажи сухих смесей растут не так быстро, как раньше, а сбыт лакокрасочных материалов сокращается. Стагнацию мы видим, сравнивая текущие периоды с 2013 г. Три убыточных проекта, небольших по масштабу, в этом году пришлось закрыть. Рассчитываем, что по разным направлениям бизнес просядет не больше, чем на 6-15%. Хотя некоторые наши конкуренты уже потеряли 15-20%. Думаю, ближайший год будет тяжелым для всех.