Меню

Бизнесмены назвали уральский регион проблемным

Общеросийская общественая организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА Роси» подготовила очередной отчет о состояни сегмента МСБ в стране и регионах.

 
Согласно «Индексу ОПОРЫ 2010-2011» рынок труда не способен удовлетворить потребности в персонале, с административными барьерами не сталкивается лишь 15% российских компаний и только 10% – не наблюдают коррупции. Бизнес больше страдает от правоохранительных органов, чем криминальных структур, а каждая четвертая компания использует устаревшее оборудование. В рейтинге регионов по оценке качества предпринимательского климата Свердловская область, получившая в основной массе депрессивные оценки, заняла лишь 29 место из 40 возможных. Это еще больше подчеркнуло пропасть, между Cредним Уралом и его столицей, которая стала вторым по привлекательности городом.
 
Согласно последнему исследованию, проведенному ОПОРОЙ России, общее состояние предпринимательского климата («Индекс 2010-2011 гг.») в стране оставляет желать лучшего: рынок труда не способен удовлетворить растущие потребности компаний в персонале, с административными барьерами не сталкивается лишь 15% российских компаний, и только 10% заявили, что не наблюдают в своем регионе коррупции. Бизнес больше страдает от правоохранительных органов, чем криминальных структур, а каждая четвертая компания использует устаревшее оборудование. Среди компаний преобладает мнение, что региональные администрации уделяют недостаточно внимания развитию МСБ, при этом каждая десятая компания участвует в какой-либо программе поддержки предпринимательства, реализуемой властями.

Экспертов не удивило, что на первом месте, оказалась Московская область (ее лидерство можно описать формулой «все то же самое, что в Москве, только дешевле»), а на втором – Краснодарский край, который опередил остальные регионы за счет высокой доступности финансовых ресурсов, не имея при этом ни одного «провального» показателя. Впрочем, такой результат можно назвать закономерным – в течение длительного времени экономическая политика края была ориентирована на создание благоприятных условий для МСБ в основном потому, что крупная промышленность на Кубани практически отсутствовала.
 
На третьем месте рейтинга ОПОРЫ оказалась Челябинская область, которая вообще могла бы конкурировать с Краснодарским краем, если бы не имела провала относительно других лидирующих регионов в оценке показателя «Обеспеченности недвижимостью и инфраструктурой» – по данному критерию Южный Урал занял 13 место из 40.
 
Неожиданным стал тот факт, что многие регионы (в том числе Свердловская область) относящиеся к субъектам с большой численностью населения и развитой экономикой не только не вошли в число лидеров, но и оказались в списке отстающих.
 
Свердловская область оказалась лишь на 29 месте в рейтинге 40 российских регионов по условиям развития МСБ – по данному показателю Средний Урал оказался в промежуточном секторе между субъектами-лидерами и явными аутсайдерами.
 
Оценка общего предпринимательского климата включает в себя пять слагаемых: недвижимость и инфраструктура, людские ресурсы, финансовые ресурсы, административный климат и безопасность и система поставщиков. На основании анализа всех этих параметров Среднему Уралу удалось лишь раз войти в первую десятку – список регионов с лучшими условиями. Свердловская область оказалась на 9 месте по уровню «Доступности недвижимости и инфраструктуры». Участники малого и среднего бизнеса региона достаточно высоко оценивают качество имеющейся транспортно-логистической инфраструктуры, доступность офисных и складских помещений и, чуть хуже, доступность земельных участков.
 
Второй критерий индекса – «Доступность людских ресурсов» получил менее позитивные оценки. Регион оказался лишь на 28 месте. Это означает, что МСБ недоволен наличием квалифицированных инженеров и рабочих в производстве и специалистов в непроизводственных секторах экономики.
 
А вот по остальным слагаемым Индекса Среднему Уралу не удалось выйти за пределы последней десятки. И хуже всего, по мнению респондентов, обстоят дела с «Системой поставщиков». По этому показателю Свердловская область стала 36 (!) регионом из 40, открывая последнюю «пятерку» – Воронежская, Рязанская, Тверская и Ростовская области. МСБ региона считает, что у нас недоступны поставщики машин, оборудования и комплектующих, а также бизнес-услуг.
 
Еще один важнейший показатель – оценка «Административного климата и безопасности» – также дал плохие результаты. По данному критерию Свердловская область вошла в наиболее неблагополучную десятку регионов, оказавшись на 32 месте. Факторами формирования индекса безопасности были следующие параметры: доля незаконных выплат чиновникам в выручке компании, свобода от давления со стороны проверяющих инстанций и правоохранительных органов и свобода от давления со стороны криминала.
 
Вопросы коррупционной составляющей при организации бизнеса и решении проблем стали особым пунктом исследования ОПОРЫ. Стоит отметить, что в процессе сбора информации 58% респондентов региона заявили, что не прибегают к взяткам, 28% – признались, что приходилось практиковать, а 14% по разным причинам вообще отказались отвечать на этот вопрос.
 
На основании исследования был сформирован список наиболее коррупционных секторов. 42% отвечающих указали, что наиболее коррупционной сферой является сегодня получение господдержки (субсидий, помещений на льготных условиях) и доступ к государственному и муниципальному заказу. Далее – прохождение проверок (санитарных, пожарных и т.д.) – 41%, получение сертификатов и лицензий – 30%, выделение земли – 27%, подключение к инфраструктуре (энергетика, тепло, газ) – 27%. А вот оценка сектора «расчет и уплата налогов» неожиданно превысила общефедеральный результат почти на 10% – о коррупции в этой сфере говорят 17% уральских предпринимателей. Впрочем, есть и хорошие новости: по оценке уральского МСБ уровень коррупции в судах в три раза меньше общероссийского показателя – в Cвердловской области только 5% респондентов отнесли данный сектор к проблемному. Ситуация с коррупцией сходна с тем как малый и средний бизнес воспринимает административные барьеры: по мнению многих предпринимателей, дополнительные статьи, связанные с незаконными выплатами, особо не влияют на конкурентоспособность отдельно взятой компании на внутреннем рынке, так как все существуют примерно в одинаковых условиях. В результате коррупция воспринимается как данность, а незаконные выплаты стали нормальной статьей издержек для многих компаний.
 
Что касается последнего, пятого показателя качества предпринимательского климата в регионе – доступности финансовых ресурсов, то Свердловская область оказалась на 30 месте рейтинга. Как оказалось, больше всего предприниматели страдают от отсутствия краткосрочных и среднесрочных ресурсов (сроком до 1 года и до 3 лет, соответственно). Показатель доступности финансовых ресурсов стал третьим в числе основных препятствий для развития компаний (29%) после нехватки высококвалифицированных кадров (51%)и общего снижения спроса в различных экономических отраслях. А вот криминал (в том числе рейдерство) уральцы вообще не считают препятствием развития компаний (0%), что почти соответствует и общероссийскому тренду: утвердительно ответили лишь 1% респондентов.
 
Аналогичные параметры исследования применялись к отдельному рейтингу городов- миллионников, в котором рассматривались 11 крупнейших города. В этом рейтинге по качеству условий для МСБ особых расхождений с рейтингом регионов не было – победителем стал Челябинск. Но вот на втором месте оказался город-исключение: вторым лучшим городом стала столица субъекта аутсайдера – Екатеринбург опередил Самару, Казань, Уфу, Омск, Москву, Новосибирск и Санкт-Петербург. Оказалось, что предприниматели уральской столицы намного лучше бизнесменов из муниципалитетов оценивают и инфраструктуру, и систему поставщиков. Но среди городов-миллионников Екатеринбург занял первое место сразу по двум слагаемым – «Людские ресурсы» и «Административный климат и безопасность».