досье Елена Ряплова Родилась 9 марта 1971 г. в Свердловске. ОБРАЗОВАНИЕ: 1986-1990 гг. — Музыкальное училище им. Чайковского, специальность — «Фортепиано»; 1992-1995 гг. — Академия искусств им. Д
досье
Елена Ряплова
Родилась 9 марта 1971 г. в Свердловске.
ОБРАЗОВАНИЕ: 1986-1990 гг. — Музыкальное училище им. Чайковского, специальность — «Фортепиано»;
1992-1995 гг. — Академия искусств им. Демидовых, специальность — «Актер драматического театра и кино»;
1995-2000 гг. — Уральский государственный университет им. Горького, специальность — «Психология»;
1999 г. — защитила с отличием диплом бакалавра на тему «Формирование эмоциональной связи «мать — дитя» во время беременности»;
2000 г. — защитила диплом на тему «Активное проживание беременности на материале групповых форм работы» (на основе авторской программы «Рождение в радости»);
2004-2007 гг. — Свердловский областной медицинский колледж, специальность — «Акушерское дело», диплом с отличием.
КАРЬЕРА: 1990-1995 гг. — преподаватель музыкальных школ № 22 и 49 по классу фортепиано;
1995-1998 гг. — вела группы личностного роста, работала в службе телефона доверия;
1998 г. — разработка авторской программы «Рождение в радости» для супружеских пар и беременных женщин;
с 2000 г. — директор центра родительской культуры «Лада»;
январь 2003 г. — в рамках программы «Здоровье населения России» авторский проект «Рождение в радости» получил грант Института «Открытое общество»;
сентябрь 2004 г. — создание некоммерческого проекта — газеты «Рождение в радости» для будущих и настоящих родителей, выходящей раз в квартал, одна из статей в которой («Дети с Марса» — про детей с синдромом Дауна) отмечена службой социального служения Екатеринбургской епархии.
СЕМЬЯ: замужем, воспитывает троих детей.
ХОББИ: дизайн одежды, интерьера, ландшафтный дизайн, русская баня, активный отдых.
Казалось бы, что может быть естественнее и логичнее, чем продолжение рода? Однако для большинства женщин появление на свет малыша — физиологический и психологический шок, кризис. Елена Ряплова считает, что кризис — это хорошо. Он дает человеку встряску, необходимую для мобилизации собственных ресурсов и трезвой оценки своих возможностей, для дальнейшей конструктивной и полноценной жизни.
Еще г-жа Ряплова пришла к выводу, что женщин необходимо учить материнству. Учить жить с ребенком, а не ради ребенка. Учить слушать себя: отдыхать, когда устаешь, злиться, когда чувствуешь злость, смеяться, когда весело. И не стремиться стать суперматерью, положив собственную жизнь на алтарь служения ребенку.
А роды — это не больно и не страшно. Главное — правильно к ним относиться.
Уверенность основательницы центра «Лада» подтверждается неоспоримым аргументом — собственным жизненным опытом.
Чтобы основать свое дело, Елене Ряпловой потребовалось родить. И бизнес, собственно, получился не совсем обычным — подготовка беременных женщин к родам. Позже будут еще школа развития для малышей, детский сад и многое другое. Для нового проекта г-же Ряпловой пригодились знания, полученные в музыкальном училище, и работа в качестве практикующего психолога — она сформировала ряд программ для беременных женщин и их родившихся малышей. Хотя в начале 90-х гг. не помышляла ни о своих детях, ни о чужих.
— С детства у меня сформировался «синдром отличницы»: чтобы достичь высот, нужно учиться, учиться и учиться. Интеллектуальные достижения и нестандартный стиль мышления приветствовались в среде, в которой вращались мои родители — научные сотрудники.
С другой стороны, еще девочкой я постоянно слышала от многих женщин, как тяжело растить детей, сколько жертв приходится приносить, когда в семье появляется ребенок, да и поведение мамы подтверждало, что дети не приносят женщине счастья. Ее ровесницы, наверное, думали так же. Тогда негативные установки откладывались в подсознании и формировали мое отношение к семье и детям. Подобное восприятие семьи — родители все время на работе, воспитанием детей занимается государство — характерно и для поколения 25-30-летних женщин. Главное для них — образование и карьера. Материнство — второстепенно и воспринимается как осознанная необходимость, не более.
Стоит ли удивляться, что я боялась родов и детей не хотела. К тому же я училась и полагала, что ребенок поставит крест не только на учебе, но и на дальнейшей профессиональной карьере.
— Курс обучения психотерапевтическому методу «психодрама», который я прошла во время учебы на психологическом факультете УрГУ, позволил мне не только осознать себя как профессионала, но и найти путь к себе как к женщине.
И я решилась на рождение первого ребенка. Довольно поздно, кстати, по медицинским меркам — в 27 лет. Тогда я думала, что у нас в семье этот ребенок будет единственным, хотелось все сделать по максимуму, чтобы он стал поистине гениальным. Пыталась найти литературу о том, как это сделать, и обнаружила полное ее отсутствие! Это сейчас в любом журнале вы найдете публикации о внутриутробном воспитании, а в 1997-1998 гг. ничего подобного не было. Такое грустное открытие вкупе с посещениями женской консультации, о которых даже вспоминать не хочется, заставило нас с мужем искать «место встреч беременных», где можно было бы почерпнуть хоть какую-нибудь информацию по беременности и родам. В то время в Екатеринбурге было всего две школы по подготовке к родам. В одной из них мы и прошли «курс молодого бойца». Ведущими были непрофессиональные врачи и психологи. Но именно они, мамы с позитивным опытом рождения детей, решившие передать свой настрой другим женщинам, дали мне то, что я интуитивно искала: уверенность, что я могу стать счастливой, и осознание того, что ребенок дает мощный толчок и моему развитию.
— Первая беременность и роды полностью изменили мое отношение к этим событиям — тогда у меня было ощущение, что никогда еще в жизни я не испытывала подобного чувства внутренней гармонии и счастья.
Мне хотелось взахлеб рассказывать знакомым о том, как это может быть здорово! Тема беременности, родов, воспитания детей для нас с мужем стала едва ли не главной — беседами об этом заканчивались все вечеринки с друзьями. Некоторые, наверное, считали нас помешанными, но мы действительно были в восторге от того, что с нами происходило. А дочка росла, и вместе с ней росло понимание того, чем я хочу заниматься. К счастью, сфера моих профессиональных и личных интересов совпала — два моих диплома, которые я защищала после рождения Даши, посвящались беременности и родам. Вместе с моим руководителем мы совершали маленькую революцию в университете — прежде дипломники таких тем не брали. Литературы на русском языке по внутриутробному воспитанию практически не было, многое приходилось переводить с английского. Одновременно нужно было преодолевать скептицизм окружающих — помню, на защите диплома один из членов комиссии, мужчина, откровенно захохотал, когда я начала приводить примеры, как ребенок внутриутробно танцует вместе с мамой.
Постепенно во мне росла уверенность, что женщинам и мужчинам необходимо такое эмоциональное (и физическое) пространство, которое поможет им почувствовать себя успешными родителями и счастливыми людьми, способными жить вместе с ребенком, а не для него. И появилось ощущение, что я знаю, как это сделать. В 1998 г., сразу после рождения Даши, я разработала курс «Рождение в радости», в котором постаралась учесть все психологические, физические и духовные аспекты подготовки к родам. Курс опробовали на базе той школы, в которой мы с мужем готовились к родам. А в 2000 г. мы собрали все свои зарплаты и накопления и арендовали помещение, открыв собственный центр «Лада».
— В этом и проблема. Женщина — существо более близкое к природе, чем мужчина, уже хотя бы потому, что ей дано высочайшее предназначение и таинство — зарождение жизни. Но современная женщина разучилась жить инстинктами, привыкла во всем руководствоваться разумом, а не внутренними ощущениями. Ее мозг настроен на построение бизнеса, достижение карьерного роста наравне с мужчиной. Она привыкла познавать окружающий мир, учиться чему-то новому, получая максимум информации о процессе. И к рождению детей подходит так же ответственно — «через голову». При этом практика показывает: чем образованнее и успешнее женщина, тем меньше она знает о физиологии родов. Многие из наших клиенток за всю жизнь толком не сталкивались с новорожденными, а о процессе родов имеют представление исключительно по фильмам, в которых рождение ребенка сопровождается воплями, перекошенным лицом роженицы и паникой окружающих. Нам приходится принимать эти правила игры: мы не можем отключить женщине разум, поэтому стремимся через информационную нагрузку научить ее прислушиваться к собственным инстинктам, чувствовать и себя, и своего ребенка.
— На презентацию курса «Рождение в радости» в мае 2000 г. пришли шесть беременных женщин и одна супружеская пара. Полный курс включал в себя 48 занятий в течение трех месяцев.
— Первый год мы работали в ноль. Прибыль появилась только на второй год, когда клиентов стало больше. И мы сразу вложили деньги в развитие — запустили программу «Ладушки» для малышей от двух-трех месяцев. Обучающих программ для этого возраста тогда не было, поэтому я адаптировала свою методику занятий с детьми трехлетнего возраста. Школа развития появилась по настойчивым просьбам мам, уже прошедших курс подготовки к родам и родивших малышей. Именно эти дети стали первыми воспитанниками «Ладушек».
Прошло три года, из небольшой школы «Лада» превратилась в полноценный центр. Теперь ее занятия ежемесячно посещали около 150 клиентов, приносивших стабильный доход. К Елене Ряпловой пришла популярность и в профессиональном сообществе врачей, правда, несколько своеобразная. На просьбы рожениц сделать роды естественными — не стимулировать процесс медикаментами — сотрудники роддомов (иногда с одобрением, иногда с досадой) замечали: «Вы, наверное, из «Лады». Произошли изменения и в семье: у Ряпловых родилась вторая дочь — Ульяна.
— Изначально в школе было два преподавателя — я и мой муж. С открытием «Ладушек» мы взяли сертифицированного педиатра. Программу «Рождение в радости» тоже расширили, появились дополнительные дисциплины — йога, гимнастика, ароматерапия, танец живота. Тем не менее нам удавалось платить сотрудникам неплохие деньги за занятия — все они работали на почасовой оплате.
— Почти все сотрудники «Лады» — наши бывшие клиенты. Женщины, получившие позитивный опыт рождения детей, готовы поделиться знаниями с другими беременными. Многие начинают работать у нас, еще находясь в декрете. Были случаи, когда женщины круто меняли свою карьеру. Например, одна из нынешних сотрудниц оставила престижную должность в преуспевающем рекламном агентстве ради работы у нас.
— Свои сложности, конечно, есть. Можно психовать, принимать жесткие дисциплинарные меры — это простой путь. Но таким образом легко разогнать коллектив. Сложнее найти способы взаимодействия с людьми, донести до каждого участника команды значимость общего дела и объяснить, насколько важна его роль. Когда мы относимся друг к другу с любовью и уважением, рождается особая атмосфера, которая делает работу комфортной. Вообще, становление команды «Лады» началось после того, как родилась Ульяна и возникла необходимость делегировать многие полномочия по управлению работой центра. Сформировалась группа людей, объединенных общностью интересов и устремлений, одинаково понимающих цель нашей организации.
— К счастью, не так уж часто. Как в любом деле, есть люди, которые не понимают некоторых принципов работы, есть лидеры, которые не могут трудиться в команде. Две девочки, покинув нас, открыли собственные школы.
— Хорошо. Это женщины, способные дальше нести в массы свой позитивный опыт и популяризировать идеи здорового рождения.
— Лично мне само понятие «духовное акушерство» не нравится. Получается, раз есть духовное, может быть и бездуховное. И само словосочетание ассоциируется с чем-то сектантским. Хотя термин «духовное акушерство» ввел в нашей стране акушер-гинеколог Николай Жаркин — директор роддома в Волгограде, профессор, доктор наук. А у нас в городе акушер-гинеколог, профессор, доктор наук Иван Бенедиктов написал книгу «Духовное акушерство». Понятие «духовное акушерство» и роды на дому — не одно и то же.
Я считаю, что как раз одно из преимуществ нашей работы — то, что мы не даем универсальных рецептов. Человек настолько неповторимое создание, что единой точки зрения на процесс родов и воспитание детей нет и быть не может. То, что хорошо одному, для другого плохо. Наша задача — дать максимально разностороннюю информацию, а выбор сделают сами родители. На основании своего разума, своего сердца, своего жизненного опыта.
Другое дело, что десятилетия развития советской медицины привели к тому, что сегодня беременность и роды излишне медикаментализированы. Многие доктора да и сами женщины воспринимают беременность не как естественный физиологический процесс, а как болезнь, которую нужно лечить. В нашей стране практикуют активное ведение родов. Инициаторы этого способа, как и обезболивания процесса родовой деятельности, обычно мужчины. Цель — облегчить «страдания» женщины. Но откуда мужчинам знать, какие именно ощущения испытывает женщина во время родов, если они сами ни разу не производили ребенка на свет?
С другой стороны, у нас и отношение общества к врачам специфическое. Профессия доктора либо идеализируется, либо принижается. И то и другое — перекладывание ответственности. Что тем более недопустимо в родах. Это как раз тот случай, когда женщина должна слушать себя, собственное тело и своего ребенка — ведь за нее никто не родит.
Поэтому наша задача — подготовить женщину к родам в любых обстоятельствах: с любой акушерской бригадой, в любом роддоме, в машине скорой помощи, в автомобильной пробке, наконец (кстати, для нашего города — очень актуально!). Главное — чтобы женщина в любой ситуации была уверена в своей способности нормально родить, чтобы она в процессе родов сохраняла свою любовь к малышу, чтобы она была хозяйкой своего тела. Поэтому важны психологическая подготовка и практические навыки поведения в схватках, потугах, после родов.
— К счастью, в последнее время появляется все больше врачей, понимающих, что беременность — нормальное состояние женщины, а не патология, что применять одну и ту же схему лечения для всех неэффективно, что роды должны быть по возможности естественными.
Никогда не забуду свой доклад о базовых перинатальных матрицах Грофа, сделанный перед студенческой аудиторией акушерских курсов в период моего обучения там. Вкратце эту теорию можно описать так: Гроф утверждает, что в период внутриутробного развития и родов в ребенке закладываются особые программы (те самые матрицы), которые впоследствии определяют мировоззрение человека, его устремления, чувственную сферу, духовность и здоровье. Будущие акушеры слушали меня с большим интересом — они ничего об этом не знали, хотя теория Грофа известна давным-давно. Именно тогда мне пришла в голову мысль о том, что помимо анатомической составляющей процессов родов акушерам должна преподаваться в обязательном порядке и психологическая. Сейчас учебные заведения постепенно вводят в свои программы перинатальную психологию.
В большинстве роддомов практикуются партнерские роды — это тоже достижение. Правда, «партнерские» для многих до сих пор означают «роды с мужем». На мой взгляд, более эффективным было бы участие женщины с позитивным опытом родов — мамы, или другой близкой родственницы, или, как практикуется за рубежом, специально обученной помощницы.
В конце 2005 г. в Москву для проведения семинара приехал французский акушер-гинеколог Мишель Оден, известный во всем мире как инициатор гуманного родовспоможения. Елена Ряплова упустить возможности пообщаться с выдающимся человеком не могла. Они с мужем отправились в столицу на поезде, прихватив с собой аптечку: Елена была на последнем месяце беременности в ожидании сына — Артема. Войдя в зал, обнаружила, что большинство «семинаристок», таких же, как она, хозяек школ для будущих мам, — «глубоко беременны». И не третьим, а пятым, шестым или седьмым ребенком.
— Рождение детей я особой авантюрой не считаю, напротив, уверена, что, если бы у меня не было детей, я бы не достигла того, что есть сегодня. Дети — мощнейший стимул к личностному и профессиональному развитию. А из авантюр я бы отметила покупку помещения в ипотеку в конце прошлого года — мы приобрели две квартиры на первом этаже жилого дома в Пионерском Поселке. Сегодня они переоборудованы в центр для занятий с беременными женщинами и носят статус головного офиса «Лады». В этом же помещении работает мини-садик на десять детей.
— Да, это направление мы запустили по просьбам женщин, которые готовились у нас к родам.
— Ощутимых доходов детский сад не приносит. Расходы на зарплату персонала и материальную базу едва покрываются прибылью. В этом есть вина российского законодательства и условий, которые создает государство для развития малого бизнеса. Но бросить этот проект я не могу.
— Сегодня в трех отделениях «Лады» по программе «Рождение в радости» одновременно занимаются 60-70 беременных. Оплата за обучение — от 500 руб. за разовое занятие до 4 400 руб. в месяц за посещение полного курса. От обучения беременных мы получаем основной доход. Около 40% средств приносит школа развития. Что касается трат, основные статьи — реклама и зарплата персоналу, на них уходит половина выручки. Остальное — игрушки и канцелярские принадлежности для школы развития, гимнастические шары, коврики, обучающие фильмы для беременных. Сейчас вот еще выплаты по ипотеке, которые на четыре месяца — с января по апрель — загнали нас в минус. К настоящему моменту финансовая ситуация стабилизировалась. Предстоит еще многое сделать — хочется верить, что на все проекты найдутся средства.
— В течение 2007 г. прошли занятия в двух группах. Не всегда проблема бесплодия лежит в области физиологии. Бывает, что пара абсолютно здорова, но детей нет или женщина не может выносить ребенка. И здесь нужно искать психологические причины. Негативный родовой опыт старших родственниц или собственного рождения, инфантилизм, детские психологические травмы, боязнь потерять свободу с появлением ребенка — все это может привести к страху перед родами, который образованная женщина загоняет на уровень подсознания. Но природа берет свое, выдавая диагноз «бесплодие» абсолютно здоровому организму.
— Статистику вести пока рано, но был показательный пример. На занятия пришла женщина, у которой уже было два выкидыша, и она собиралась провести все время до родов в постели под бдительным наблюдением врачей, если беременность все же удастся. Она прошла курс «Желанный ребенок», забеременела, осталась на «Рождении в радости» и родила совершенно здорового малыша в 40 недель, ни разу не испытав за всю беременность проблем со здоровьем.
Другая женщина появилась с мужем, который страстно хотел детей и, по сути, был инициатором их участия в занятиях. По окончании курса она пришла к выводу, что к рождению ребенка не готова. Муж адекватно воспринял ее решение подождать. И это тоже результат.
— Недавно мы занялись нейропсихологическим развитием детей от трех до десяти лет «Гимнастика для ума». В основе — стимуляция различных зон мозга. Чтобы не только развивать ребенка, но и корректировать такие проблемы, как гиперактивность, мозговые дисфункции, неврологические симптомы и пр.
С сентября стартует проект «Карапуз-йога». Также планируем работу с подростками. Хотим развивать туристическое направление — семейные выезды на природу, совмещенные с тренингами по общению в семье: между мужем и женой, между родителями и детьми. Хотелось бы организовать курс для бабушек — они незаслуженно забыты. А ведь женщины 45-55 лет переживают сложный период — и физиологический, и психологический: окончательное отделение детей (дети создают собственные семьи и не могут уделять родителям должного внимания). А хочется видеть красивых, обаятельных, уверенных и веселых бабушек!
— Я учусь отдыхать. Уже почти не думаю о работе в выходные. Бизнес — тот же ребенок, необходимо уметь переключаться, не бросая все силы на одну сторону жизни.
И я стараюсь постоянно чему-то учиться, как и все мои сотрудники. Наш профессиональный опыт растет с каждой беременной женщиной, приходящей к нам на занятия. Мы не устаем удивляться нашим детям — тем, которых рожаем сами, и тем, которые рождаются у наших клиентов.
Я считаю, мне повезло, поскольку рядом со мной люди, сочетающие профессионализм с добрым и честным отношением к окружающим. Мне повезло, потому что наши клиенты — думающие и сознательные родители, мы с удовольствием делимся с ними профессиональными знаниями.
Мне повезло как маме — у меня три совершенно разных и любимых ребенка. Мне повезло как женщине — я полюбила мужа с первого взгляда, мы до сих пор вместе.
И несмотря на трудности, я продолжаю любить свое дело.