«Казалось бы, цены на нефть пошли снова вверх и крах экономики откладывается, но никто не спешить возвращать гражданам секвестированные деньги».
Итак я уже писал, что по итогам прошлогодних отчетов по грантам РФФИ работа в науке оказалась убыточной. Однако с тех пор учёных оповестили о финансировании текущего 2016 года.
Вот печальная статистика сокращения целевых денег: грант на двоих исполнителей из Института Биологии Развития им. Кольцова был 450 т.р. в 2015, стал 380 т.р., другой грант на 4 исполнителей был 750 т.р., теперь 550 т.р. Грантовые деньги ученых в Институте Биоорганической Химии РАН им Шемякина всем посокращали на 70 т.р. из расчета на один грант. Если теперь примерно раскидать грант в 430 т.р. на двоих исполнителей, то получается 86 т.р. институту, 172 т.р. на покупки и столько же на зарплату, т.е. меньше 3 тысяч рублей в месяц на нос! Такие деньги репетитор берет за час работы. И после этого от учёных хотят хороших публикаций. Одному ученому в рецензии на отчет написали, проект сильный, а публикации слабые. Там что, правда ждут на 6 тыс долларов в год будет публикация в Nature? А если напишешь в отчете, что "сколько дали денег, на столько мы выдали научных открытий", так в следующий сезон увидишь не 430 т.р., а вообще 0.
Такая же картина в МГУ. Только несмотря на сокращение зарплат и грантовых денег нагрузка учебная и отчетная возрастает. От преподавателей МГУ я уже слышу: “стараемся выживать...”
Итак, всем грантодержателям сократили гранты на 10% - 20%. При этом цены на реактивы, на подписку иностранных журналов, на конференции, на комплектующие возросли в 2-3 раза, а административные сложности приобретения всего стали еще невыносимее. При этом обычная практика выдачи грантов подразумевает увеличение финансирования во второй и третий год гранта. А сейчас все стало наоборот. Как делать работу, когда её делать не на что?
Казалось бы предприимчивый ученый может набрать несколько грантов и работать на них. Кроме Российского Фонда Фундаментальных Исследований (РФФИ) есть еще Российский Научный Фонд (РНФ), однако и здесь чиновники “позаботились” об учёных, запретив указывать в статьях другие источники финансирования, помимо РНФ.
Дальше хуже – чиновники атакуют инструментарий ученых: микроскопы, интерферометры, секвенаторы и другое оборудование. Государство сократило финансирование ЦКП (центров коллективного пользования), если раньше им давали гранты на закупку нового оборудования, то теперь это называется на поддержание, и суммы в десятки раз меньше, а отчетность на порядок сложнее. Кроме этого государство выдумало сертификацию приборов в ЦКП, без которой нельзя в работах ссылаться на проборы ЦКП. Вот, например, купил ЦКП новый Никоновский конфокальный микроскоп. Но работать на нём запрещено, потому что у него нет сертификата министерства образования. Чтобы получить такой сертификат ЦКП должен заплатить чиновниками 150 тысяч рублей. За что? За сертификацию нового прибора, который на гарантии фирмы производителя. То есть левой рукой чиновники дают гранты, а правой забирают за сертификат. Откуда ЦКП берет эти деньги? С денег исполнителей грантов. При этом это приходится делать тайком, потому что грантовые деньги для этого не предназначены, а куда деваться? Или ты не ЦКП без сертификата, или ЦКП но с нарушениями. Позорище.
Казалось бы, цены на нефть пошли снова вверх и крах экономики откладывается, но никто не спешить возвращать гражданам секвестированные деньги. Это что же получается, нефть дешевеет, деньги у граждан забирают, нефть дорожает – не возвращают.
Ну, ничего, что-то мне подсказывает, что Ревизор уже едет...