«Главное звено, за которое можно вытащить «цепь», — налоговая система», — считает соучредитель и вице-президент Экспертно-аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики.
21 декабря в Государственной думе состоялось пленарное заседание Экспертного совета фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» на тему «Социально-экономическая политика: пути выхода из кризиса». Недавно опубликована стенограмма заседания, где есть и мое выступление. См. здесь.
Результаты работы российского правительства говорят сами за себя: доля импорта в потреблении в 2014 году составила от 80% до 90% в станкостроении, в тяжелом машиностроении, в радиоэлектронной и легкой промышленности, в фармацевтической и медицинской промышленности. Соответственно доля российской продукции составляет от 20 до 10%. И эта доля снижается. Задача импортозамещения, которую поставил перед нами В.В. Путин, актуальна как никогда.
Главное звено, за которое можно вытащить «цепь» — налоговая система. Высокие налоги и сложные налоговые процедуры ухудшают предпринимательский климат, снижают конкурентоспособность отечественной продукции, а также делают неконкурентоспособными производственные предприятия на рынке труда внутри страны. Российская налоговая система сложна, запутана и противоречива. Она плодит нищету, поощряет коррупцию и тормозит развитие реального сектора.
Прежде всего, нужно оптимизировать налоговое администрирование. Уже, как минимум, десять лет мы предлагаем сократить объем налогового отчета (декларации) с 50-80 страниц до 2-3 страниц. Никаких разумных возражений мы не слышали. Упрощение налоговой отчетности существенно снизит затраты предприятий на ведение бухгалтерии, а также повысит и собираемость налогов. Сегодня народ от уплаты налогов успешно уклоняется. При этом, одни уклоняются, чтобы выжить; другие из принципа: «зачем платить, если можно не платить». В Послании Федеральному собранию В.В. Путин говорил: «доходы государства не должны уходить, что называется, мимо кассы. Из-за «серых» схем при уплате таможенных сборов, акцизов на алкоголь, табак и горюче-смазочные материалы бюджет ежегодно теряет сотни миллиардов рублей. Это прямое воровство».
Изучением и разработкой рекомендаций по решению этих и подобных проблем мы занимаемся много лет.
Собираемость НДФЛ и социальных взносов не превышает 50%. Расчет тоже простой. Судя по собранному НДФЛ, доходы населения составили около в 2012 году 21,0 трлн. руб. А учтенные потребительские расходы — около 48 трлн. руб. И это при плоской шкале со ставкой 13%.
Мы предлагаем ввести прогрессивную шкалу, при которой доход 15 тыс. руб. в месяц налогом не облагается, до 250 тыс. — 13%, до 1 млн. руб. в месяц — 30% и свыше 1 млн. — 50%. По западным меркам это очень щадящая шкала. Увеличение налоговой нагрузки почувствует 1% налогоплательщиков. С учетом вычетов половина населения будет освобождена от налога, а дополнительные доходы бюджета составят не менее 2,5-3,0 трлн. руб. Кстати, в 1934 году президент США Рузвельт и американский конгресс в целях выхода из Великой депрессии ввели максимальную ставку 91%, которая просуществовала до 1965 года. Сейчас в США максимальная ставка 39,6%. Введение прогрессивной шкалы — обязательное условие развития экономики. Ставки можно обсуждать, но прогрессивную шкалу надо вводить. Такая шкала есть во всех странах ОЭСР, G20, БРИКС и многих других. Все возражения обусловлены либо корыстью, либо некомпетентностью.
Еще один тормоз развития экономики — таможенное администрирование. Нелегальный импорт душит отечественного производителя, а нелегальный экспорт подтачивает бюджет. Таможенные потери российского бюджета от «серого» импорта и экспорта составляют около 2,5 трлн. руб. ежегодно. При этом простои на таможне превосходят все разумные пределы.
Предложения по исправлению ситуации содержатся в наших работах, выполненных по заданию Председателя Совета Федерации С.М. Миронова в 2011 году, по заданию Комитета Государственной Думы по транспорту в 2013 г. и других работах (см. на сайте ЭАЦ «Модернизация» в разделе «Наши труды»). Экономический эффект от реализации наших предложений соизмерим с размерами Федерального бюджета РФ. При необходимости, мы готовы убедить заинтересованных людей в справедливости наших предложений и разработать проекты директивных и методических документов, обеспечивающих их реализацию. Проверку эффективности наших рекомендаций целесообразно провести в Крыму, где многие проблемы власти Крыма решают не всегда успешно, что, как 20.12.15 сообщило «РИА Новости», вызывает озабоченность Правительства РФ. Но если в Крыму будут делать, как в России сегодня, то и результат получим такой же.