Меню

Блогеры — в прошлом: 7 работающих способов бюджетного продвижения / ОПЫТ

Иллюстрация: Личный архив Константина Беленкова

«Во время ЧМ нашу рекламу для иностранцев фейсбук не пропускал, воспринимая ее как рекламу алкоголя. Мы нервничали, но выход оказался простой и — бесплатный!», — Константин Беленков, бар SIX.

Открыть предприятие —  полдела. Вторая половина — его продать. Продвигать свой маленький, но гордый бизнес в онлайне и офлайне на своих лбах тренируются совладельцы бара SIX. И делятся с читателями DK.RU первыми результатами.

Константин Беленков, совладелец бара SIX:

— У нас с друзьями всегда были споры, куда пойти всем вместе. Мальчики любят пиво, а девочки считают, что в пивных пахнет неприятно. Тут поговорить нельзя, здесь вроде и выпить можно, но поесть — только с разочарованием. Или ждать долго. И так далее. Поэтому мы решили скинуться тремя семьями: и деньгами, и своими компетенциями, и в конце марта наш уютный бар «на шестерых» открыл свои двери.

После этого долгожданного события оказалось, что каждый день будет приносить нам новые открытия, ведь все мы попали в ту сферу, которой раньше не занимались (представляю, как на этой фразе веселятся владельцы общепита).

Одна из конкретно наших с женой компетенций — продвижение. Скажу сразу: до сих пор мы занимались продвижением крупных холдингов, а местный малый бизнес, как оказалось, продвигать нужно несколько иными способами, поэтому сейчас все, что мы делаем в офлайне и онлайне — чистой воды эксперимент, чтобы понять, что работает, что нет. Но поскольку многое из нижеперечисленного не стоит ничего, каждый может это попробовать. Уверены, накопительный эффект вам гарантированно понравится. 

Карты

Яндекс.Карты, GoogleКарты, 2GIS — этих трех достаточно, остальные, как правило, берут информацию именно из них. Главный секрет в том, что простой регистрации на них будет недостаточно. Ваш рейтинг и позиции по разным запросам на карте растут от количества отметок и отзывов. Если о вас говорят, вы существуете. 

Сайты отзывов 

Отсюда следует второй пункт — работа с отзывами. Кроме того, регистрация на 2GIS автоматически добавляет вас в резиденты ФЛАМПа, а о ФЛАМПе стоит сказать отдельно. 

Это особая (даже по сравнению с другими сайтами отзывов) экосистема, потому что эта платформа напоминает форум: там есть завсегдатаи, «фламперы», которые постоянно пишут свои отзывы и комментируют отзывы других. Иногда разворачиваются настоящие войны: например, лично я знаю про битву двух служб доставки еды, которая длится вечность.

Относиться к ФЛАМПу можно по-разному, но он стоит в топе выдачи поисковых систем по прямым запросам, касающимся вашего бизнеса. Поэтому лучше уделять ему внимание.

Отвечать ли на отзывы в Сети? Конечно, отвечать: и на позитивные, и на негативные (это вообще обязательно). Но негатив негативу рознь: бывает конструктив, а бывает просто эмоциональный всплеск. Это надо разделять и не забывать про свое достоинство. 

Если кому-то по субъективным соображениям что-то не понравилось, мы пишем: «Очень жаль, в следующий раз попробуйте тогда вот это блюдо». Если критикуют наш интерьер, мы отвечаем что-то из разряда: «Не сошлись характерами, бывает». Но если с нашей стороны был действительно промах, то мы не стесняемся и угощаем за свой счет. У нас была пара таких случаев, когда что-то не то принесли, гости расстроились. Мы извинились и пригласили их к нам на десерт. 

Вообще с отзывами всегда есть проблема: негатива всегда больше, потому что, когда все хорошо, это воспринимается как должное. Мы решили немного простимулировать наших гостей оставлять хорошие отзывы не только на словах и устроили промоакцию «Десерт за отзыв». Мы сказали, что нам не важно, какой это будет отзыв — главное, честный. Не то чтобы к нам после этого толпами ломанулись люди, но все-таки приходили и отзывы свои оставляли. 

Микроинфлюенсеры

Накрутки пользователей, лайков, высокие цены при низкой эффективности давно уже разочаровали рекламодателей. Не хочу обидеть честных блогеров, они есть (а найти их вам поможет сервис livedune.ru), но нынче в моде «микроинфлюенсеры». 

Аудитория этих людей не самая огромная, но очень вовлеченная. Это могут быть обычные люди, у которых большое количество друзей, или те же блогеры, но которые пишут на узкую тему. Чаще всего они готовы писать о вас бесплатно. Дайте им стимул: пообещайте еженедельный приз за самый красивый пост или пригласите на дегустацию. 

Когда мы спрашиваем, откуда люди узнают о нашем баре, один из самых частых ответов: «Видел у нескольких друзей в фейсбуке посты о вас. Давно собирался, и вот он я».

Инстаграм

Ни для кого, наверное, не будет открытием, что на продвижение общепита очень хорошо работает инстаграм. Это именно то, чем мы занялись вместе с ремонтом помещения под наш будущий бар. Сейчас у нас около тысячи подписчиков, и мы начали вести кампании на охват, вкладываясь в таргетинг по максимуму, насколько позволяет бюджет. На данный момент это около восьми тыс. руб. в месяц.

Есть и бесплатные инструменты, массфоловинг вам в руки. Но действуйте аккуратно (добавляйте не больше 300 аккаунтов в день), с умом (выбирайте целевые профили, не подписывайтесь на рекламные аккаунты), подписки и отписки делайте только вручную: совсем недавно инстаграм обновил свои алгоритмы и может забанить за использование любого автоматического ПО, даже за сервисы отложенной публикации. 

СМИ и lifestyle-издания

Журналисты не страшные и не алчные, как многие думают. Конечно, есть хочется всем, и совершенно нормально, что на ваш запрос о публикации вам выставят счет. Но на хорошем информационном поводе СМИ и зарабатывают хорошо, поэтому публикуют его охотно и бесплатно. Осталось его найти. 

Например, открытие нового места — это уже интересно. Не бойтесь написать в редакцию и сообщить о том, что вы открылись. Потом внимание привлечь будет сложнее, но главное подумать, чем вы можете быть полезны аудитории конкретного издания. 

Вечеринки

Понедельник для баров мертвый день, поэтому мы пробуем разные форматы мероприятий, чтобы наш Six не пустовал. Например, делали мастер-класс визажиста. Девчонки собрались, бар заполнили, весь чай выпили и десерты все съели. Наверное, в плане прибыли это не супервау, но это все равно лучше, чем обычный понедельник.

По выходным у нас всегда вечеринки с бесплатным входом, мы зовем ди-джеев, музыкантов или устраиваем тематические вечеринки: мексиканская, грузинская и др. Это тоже хорошо работает: мы заметили, что люди готовы приезжать к нам специально, чтобы повеселиться или послушать живую музыку. 

Офлайн

Самый эффективный инструмент, который мы попробовали в офлайне — размещение в лифтах близлежащих домов с акцией «Назови кодовое слово (название ЖК) и получи коктейль в подарок». Так мы уже сотрудничаем с «Артеком» и «Огнями» и постепенно идем от дома к дому дальше. Где-то встаем за деньги (это стоит 5-6 тыс. в месяц), где-то — и вовсе бесплатно, главное договориться с УК или ТСЖ. 

Через ТСЖ мы хотим запустить еще одну акцию — подарок на день рождения. Мне самому в день рождения приходило от банка письмо, в котором рассказывали, какие подарки по каким адресам я могу получить от партнеров. Из местных компаний, я знаю, так делает ГК «Автоплюс». Мы тоже будем участвовать в таких акциях и дарить, например, коктейль или что-то другое — придумаем, что. 

На самом деле способов продвижения множество, а некоторые из них, эффективные и бюджетные, лежат на поверхности. Например, во время чемпионата мира по футболу нашу рекламу для иностранцев никак не пропускали ни фейсбук, ни инстаграм, воспринимая ее как рекламу алкоголя. Мы нервничали, перебирали варианты, но внезапно нас просто осенило! В фейсбуке очень популярны паблики, например, «Русские в Португалии», полудрожащей рукой мы наколотили в поиске «Перуанцы на Мундиале», «Мексиканцы на Чемпионате мира» — ура! Осталось лишь написать: «Dear guests! Welcome to Ekaterinburg! SIX BAR has a special offer to all our friends from Mexico — free compliments alco/non-alco— it’s up to you!»и так далее. Это оказалось сверхэффективно и —бесплатно!

Если резюмировать, то есть два правила в продвижении: первое — надо экспериментировать, а второе чисто прикладное: на старте 5-10%, а может и больше, от оборота вкладывайте в рекламу, и это принесет свои плоды.

Текст: Полина Борисевич, для DK.RU