досье: Николай Зуев Дата рождения — 20 мая 1958 г. Образование: окончил Свердловский индустриально-педагогический техникум, Екатеринбургский государственный театральный институт. Карьер
досье:
Николай Зуев
Дата рождения — 20 мая 1958 г.
Образование: окончил Свердловский индустриально-педагогический техникум, Екатеринбургский государственный театральный институт.
Карьера: с 1980 г. — спортивная деятельность в клубе «Уралмаш». С 1978 по 1982 гг. — ДЮСШ — тренер по борьбе самбо. С 1983 г. — старший тренер по самбо СК «Уралмаш».
Достижения в спорте: 1982 г. — мастер спорта по самбо. 1984 г. — мастер спорта международного класса. 1984 г. — победитель Кубка мира по самбо. Трехкратный чемпион России по борьбе самбо, двукратный серебряный призер чемпионатов СССР, победитель Кубка СССР, победитель международных турниров. Выступал в 12 странах мира — в Европе, Азии, Америке. Обладатель Кубка мира. С 1993 по 2000 гг. выступал в профессиональной международной бойцовской лиге «Рингс» в Японии, провел более 40 боев (призер МПБЛ «Рингс»). Тренировал профессиональных борцов в клубах Японии.
Бизнес: 1993 г. — основал спортивную фирму «Рингс — Екатеринбург». Единственная компания в России, которая занимается организацией и проведением спортивных зрелищных эксклюзивных мероприятий на профессиональном уровне.
Хобби: путешествия, автомобильный туризм, в свободное время пишет стихи, эссе. Любит красивое — живопись, природу.
Акира не промахнулся
Николай Зуев никогда не брал себе звучных устрашающих псевдонимов и не старался проявлять показных признаков агрессии на ринге. Его стилем были холодная уверенность в своих силах и несгибаемая воля. А главной чертой характера — упорство, с которым он добивался права быть победителем. Когда его позвали бороться в Японию, единственное, что смущало приглашающую сторону, — сравнительно небольшой по бойцовским меркам вес новобранца. Но Николай быстро доказал, что масса тела — не самое важное в поединке, и быстро заставил соперников выучить и хорошенько запомнить короткую фамилию Зуев. И уважать себя заставил, как приверженец честных правил. Такой классический тип русского богатыря.
Впрочем, кто перед тобой сидит, мастер каких искусств, ты осознаешь вдруг посреди беседы, когда он совершенно беспафосно произносит следующую фразу: «Моя ценность как спортсмена заключается в том, что я владею техникой болевых приемов. Для того чтобы выйти из сложного положения на ринге, грамотно сломать руку или ногу противнику, нужно иметь голову и определенное умение и необязательно при этом обладать громадными мышцами».
Николаю Зуеву не раз приходилось начинать все чуть ли не с нуля и на чужом поле. Причем достаточно запоздало. Карьеру в профессиональном спорте он начал в 33. Конечно, к тому времени он был 3-кратным чемпионом России по борьбе самбо, членом сборной команды СССР. Но в 1991 г. прежние заслуги не много значили. Ему предстояло ехать в другую страну, биться в незнакомую японскую рукопашную потеху «Рингс» .
Путь в Страну восходящего солнца открылся Николаю Зуеву после того, как Акира Маэда, гений дзюдо и карате, основатель нового вида единоборств «Рингс», победитель самых престижных мировых турниров и чемпионатов, стал в битве за зрителя подбирать в пару японским бойцам спортсменов из Европы, Америки, Австралии. Тем самым не только расширялась география, но и повышался класс боев. Немудрено, что рано или поздно Маэда должен был обратить внимание и на ближайшего соседа — Россию. Тем более ему давно хотелось познакомить японскую публику с неизвестным для них видом борьбы — самбо. Первое предложение о сотрудничестве поступило Владимиру Погодину, занимавшему в ту пору пост тренера сборной по самбо и одновременно выполнявшему функции начальника отдела спортивных единоборств Госкомспорта.
Для пробного выступления на «Рингсе» Погодин сосватал дагестанского мастера-универсала под псевдонимом Волк Хан. За ним последовал екатеринбуржец Андрей Копылов. Затем наступила очередь и его земляка, считавшегося самым техничным борцом отечественного самбо, победителя Кубка мира Николая Зуева. На смотрины Зуева в 1991 г. Маэда приезжал лично, для чего был создан закрытый турнир. Акира отметил перспективность атлета.
Звездное русское трио в короткие сроки покорило Японию своими зрелищными и победными боями. Японская пресса признавала, что публика все больше ходит именно на русских. Наши бойцы прописались на «Рингсе», без их участия уже и не мыслились турниры лиги.
Минуло чуть больше года, как Зуев перешел в международный профессиональный спорт, когда ему в голову пришла довольно дерзкая мысль: почему бы это зрелище не показать в Екатеринбурге? Но лицензия принадлежала Маэде, поэтому вопрос нужно было решать за столом переговоров.
И вот на волне успеха после очередного турнира в декабре 1992 г. Николай Зуев рискнул обратиться к руководству «Рингса» со своим предложением.
Вежливого отказа он не получил, немедленного согласия — тоже. Маэда обещал подумать. С одной стороны, россияне вроде бы заслуживали своего турнира: их рейтинги были бесспорны, как и авторитет у прессы, они прекрасно делали кассу. Но, с другой стороны, организационного опыта по проведению таких мероприятий у России не имелось совсем. Коммерческое телевидение тогда только нарождалось. В общем, всяких «но» набиралось много: удастся ли провести массированную рекламную кампанию, собрать зал, обеспечить комфортные условия участникам и так далее. Зуев настаивал, говорил, что ему по силам провести турнир на высоком уровне, причем непосредственно рейтинговое состязание, а не какую-нибудь товарищескую встречу.
В 1993 г. Маэда решил предпринять инспекционную поездку, проверить обстановку на месте, посмотреть все своими глазами. Показухой Николай заниматься не собирался, но попытался подтвердить свою состоятельность как менеджера. Он обещал устроить аншлаг во Дворце спорта (пусть это был не японский 30-тысячник, но все же спорткомплекс, вмещающий 6 тыс. зрителей). Кроме того, Зуев гарантировал четкую организацию, спонсорскую поддержку, достойный призовой фонд, телевизионную трансляцию, внимание большого количества СМИ и максимально возможные бытовые условия. Японцы остались довольны, выразив удовлетворенность по поводу увиденного. Зуев их убедил. Маэда дал разрешение на дебют бойцовского слета в столице Урала.
Памятный I Екатеринбургский турнир мирового «Рингса» состоялся в 1994 г.
Такого представительного японского десанта город еще не видел. Зуев получил карт-бланш от лиги на проведение регулярных бойцовских шоу без излишней опеки со стороны японцев. Последующие мировые турниры в 1996, 1998, 2000 и
2001 гг. лишь подтвердили его продюсерскую репутацию и деловые качества. На состязания в Екатеринбург присылали своих сильнейших спортсменов Япония, Австралия, США, Бразилия, Нидерланды, Болгария, Грузия и Узбекистан. Дебютировавшие здесь бойцы затем успешно продолжили карьеру на японских рингах. «Третья столица» подтвердила свои полномочия как крупнейший, а главное, надежный партнер мировой бойцовской лиги.
До сих пор бытует мнение, что спорт и криминал сосуществуют достаточно близко.
— Понимание, что такое криминал, за последние десять лет сильно размылось. Прежней однозначности уже нет. Еще надо разобраться, где криминал, а где нет. Бывает криминал в законе, а бывает — вне закона. Зачем делить: плохие — хорошие? Я вам так скажу: многих спортсменов, которые проявили самостоятельность, у нас записали в криминалитет. Но пути достижения победы могут быть разными. Кто-то прошел свой путь по чистой дороге, не оставив кровавых следов. Другие тоже добились своего, но к ним какое-то негативное отношение: они, мол, неправедно заработали деньги. Хотя законы любого бизнеса подразумевают борьбу. Кто-то победил, кто-то проиграл. Можно назвать это криминалом, а можно сказать — это честный выигрыш. Я не говорю о махровых структурах, которые занимаются наркотиками или оружием, с ними у меня вряд ли могут быть дела. А в бизнесе криминал — сплошь и рядом. Если досконально — за любым бизнесменом найдется что-нибудь противоправное. Так законы российского бизнеса сейчас строятся, да и вообще в капиталистическом обществе заведено, что сильнейший пожирает слабейшего. Чем не криминал?
Спорт тоже бывает кровожадным. Противника могут повалить на пол и пинать ногами. Побеждает сильнейший. Однако «Рингс» не называют криминальным спортом.
— Это «Прайд» более жестокая версия. На мой взгляд, в ней меньше интриги. И не у всех она вызывает адекватное понимание. Когда соперника пинают по лицу или бьют коленом в голову, у многих возникает чувство неприязни. Но наш первый турнир мы проводили сразу по двум версиям: «Рингс» и «Прайд». Чтобы зритель мог сравнить, оценить зрелищность. Если в «Рингсе» боец в опасной ситуации пять раз может взяться за канат, остановить бой и начать с исходной позиции стоя, что увеличивает продолжительность боя и дает возможность исправить ошибку в следующей схватке, то в «Прайде» таких попыток не дается. Если борца повалили, бой идет на добивание. Причем в лежачем положении можно бить руками и ногами не только по корпусу (как в «Рингсе»), но и по голове. Такие правила.
Дворец для
бойцовского клуба
Николай Зуев покинул большой спорт в 42 и без перехода, сразу, тоже достаточно поздно, вышел на бизнес-ринг, где также глупо было бы ждать пощады. Нужно было показать, на что ты способен, уже на новом поприще. Оступился — и злорадного улюлюканья не миновать. Но Зуев вышел на площадку, теперь уже строительную, и вырвал успех, как всегда, своими руками.
За что вам платили в Японии?
— Я занимался тренерской работой. Проводил семинары, где собиралось по триста человек инструкторов. С них брали деньги. Дескать, вот приехал Зуев, такая величина. По сути, на нас делали бизнес. Представьте: набивается зал, я начинаю показывать свои секреты, изюминки нашей техники, идущей от самбо. Они фиксируют каждую деталь, тут же снимают на видео, записывают. Пытаются на месте повторить. Или профессионалов натаскивал. Сам тренируешься в ходе подготовки к боям и одновременно готовишь еще одного спортсмена. Многих японцев так научил. Наблюдая за тем, что происходит в нынешней борьбе, я вижу те приемы, что были ими когда-то заимствованы. Десять лет назад такой техники еще не было. Мы, самбисты, привнесли новую волну в японские единоборства и придали зрелищности поединкам. Это признает и сам Акира Маэда. Профессиональная борьба вобрала много разных течений. Одно время мощный переворот сделал кикбоксинг, потом настал черед бразильцев с их версией джиу-джитсу и т.д.
Почему вы решили заняться бизнесом? Вам надоела ситуация, когда на вас зарабатывают деньги?
— Да нет. Я продолжение своей спортивной жизни видел в том, чтобы накопленный опыт кому-то передать, создать школу. Но после перестройки многие выдающиеся спортсмены оказались в растерянности, разошлись кто куда. Преемственность стала утрачиваться. Многие школы лишились мощи и самобытности, что аккумулировалось годами. Если цепочку прервать, то скоро мы не увидим на арене ни одной звезды, а Россия утратит статус спортивной державы. Профессиональный спорт, помимо всего прочего, — хорошая пропаганда, привлекающая молодежь в залы. Я нашел себя в осуществлении проекта спортивного комплекса единоборств. Свои выступления я закончил в 2000 г. Последний бой у меня был в Японии, куда мы одновременно летали с Сашей Карелиным и где он одержал блестящую победу над Маэдой. Проведя здесь в том же году турнир «Сборная мира — сборная СНГ», я понял, что надо поднять планку и двигаться вперед — по линии развития нашего вида спорта. И начал строительство комплекса, хотя экономическая ситуация не благоприятствовала. Я просчитал все финансовые риски и осознавал, что не мой проект может не найти понимания у инвесторов. Но приобретенные с годами упертость и вера в себя толкали меня дальше.
Тогда вы рисковали здоровьем,
а теперь — деньгами. Ощущения сходные?
— Все это, видимо, от нехватки адреналина. Я слишком долго находился в борьбе, в стихии. И вдруг раз — ничего нет. Нужны были новые острые ощущения. Азарт. И я поставил новую цель. А насчет риска у спортсменов так: вышел на ринг и уже ни о чем не думаешь — вперед, в бой, не оглядываясь. Первые ковши земли сам под фундамент выкопал и, что называется, попер напролом.
Страха не было?
— Тогда нет. Страх появился сейчас, когда я смотрю на дело рук своих и думаю, как я сумел решиться на такое. Я ведь не представлял, какие громадные капиталы придется подводить под этот проект. Но хотелось сделать все по максимуму, чтобы комплекс стал лучшим и единственным в своем роде. Потребовалось $10 млн.
Свои деньги вкладывали?
— Только на начальном этапе. Потом стали возникать трудности. Мои накопления закончились на стадии возведения металлоконструкций корпуса, денег требовалось все больше и больше, и я взял на себя риски кредитов. На заемные средства стал строить, а потом по мере возведения здания появились партнеры — ассоциация «Кольцо Урала». Сначала это было чисто так, на основе дружеских отношений. А затем, когда они увидели, что за объект рождается, взвесили свои силы — поверили в меня и в то, что вместе мы свернем горы. В партнерстве мы и реализовали проект. Никто из приезжавших спортсменов не ожидал увидеть такого.
Вас сразу принимали всерьез?
— Не буду лукавить. У многих мой проект вызывал недоумение. Было так, что и у виска покрутят, отойдут в сторонку, скажут: да он свихнулся, наверное. И в лицо говорили — безумная затея. Кое-кто ждал, что я оплошаю. Теперь некоторые приходят, признаются, что наблюдали и хотели посмотреть, как я обломаюсь. Много народу я удивил тем, что не навернулся. Теперь мой дворец стоит, как космический корабль, готовый к старту. Его надо начинять современной техникой, передовыми спортивными технологиями, запускать в работу и выводить бизнес на орбиту. Единственное беспокойство, возникшее из-за потери одного партнера, — мы сейчас испытываем трудности по доделке развлекательной части. Ищу другого инвестора. Когда мы все завершим, комплекс приобретет целостный вид. Я при строительстве ориентировался на международный опыт в основном, но такого аналога там нет, бизнес разделен, а мы попробуем соединить все сразу в одном месте.
Сейчас, когда ваша мечта осуществилась, вы можете сказать, что все получилось так, как вы хотели?
— Проект я разрабатывал сам полностью — рисовал его, готовил техническое задание. То, что комплекс будет включать в себя несколько составляющих — помимо спортивной части еще и гостиницу, оздоровительные, тренажерные залы и плюс ресторан и развлекательную часть, — предусматривалось изначально. Это должно обеспечить рентабельность сооружения и расширить круг предоставляемых услуг. Гостиница уже пользуется спросом, в ней может остановиться любой приезжий, а во время спортивных мероприятий будут жить спортсмены. Обустройство спортивных помещений завершено — пять специализированных залов и главная борцовская арена, к концу года надеемся закончить ресторан.
Как прошел имиджевый турнир в новом здании?
— Мы заявили о себе всему миру. Было много приезжих гостей, мы их пригласили с ознакомительной целью. Задача сделать его сразу прибыльным не ставилась. Мы хотели, чтобы презентация комплекса стала праздником — не просто похлопали в ладоши и разошлись. Решили в день открытия провести турнир с участием настоящих профессионалов. Опробовали площадку в действии. К нам приехали спортсмены очень высокого класса. Что потребовало дополнительных затрат.
Какова стоимость такого мероприятия?
— Примерно $150 тыс. Расходы основные — на проезд и гонорары. Окупаться же подобные мероприятия должны за счет продажи билетов, работы с рекламным пространством зала. Пять турниров, которые мы проводили ранее у нас в городе, строились по тем же принципам. Но проблемы есть. К примеру, в Екатеринбурге пока не существует ни одного телеканала, который был бы в состоянии приобрести эксклюзивные права на трансляцию турнира. А в практике других стран, и Японии в частности, основным партнером бойцовского бизнеса считается именно телевидение.
То есть наши каналы просто по своим финансовым возможностям не могут это сделать?
— Они пока не представляют истинной ценности таких мероприятий. Потому что рынок профессионального спорта, единоборства я имею в виду, здесь еще пока не сложился. Поклонники главным образом довольствуются просмотром боев на DVD и по спутниковым каналам. Хотя публика, которая бы хотела видеть экстремальные поединки вживую, есть, зритель сформирован, люди интересуются, поскольку смешанные состязания — очень интригующее зрелище. Бокс или классическая борьба во многом предопределены и ограничены правилами, установленным регламентом. Тогда как эти бои непредсказуемы, более эмоциональны и азартны.
А публика готова платить за билеты предложенную вами цену?
— Стоимость билетов у нас в этот раз была 5000 руб. Сумму мы взяли не с потолка, делались предварительные расчеты, чтобы хоть в какой-то мере окупить турнир. В Японии, где я неоднократно выступал, в залах собирается по 30-50 тыс. чел., а цена билетов доходит до $1 тыс. И ни у кого не вызывает удивления. Турнир должен быть проведен по законам шоу. В противном случае мы получим рядовое соревнование, которое не будет иметь того эмоционального воздействия и не вызовет нужного резонанса у зрителей.
Это шоу сделано по японским технологиям?
— Касательно единоборств весь мир перенимает опыт Японии, они законодатели мод.
На что там делают ставку?
— Все подчинено жесткому сценарию, от которого нельзя отступить ни на шаг, все расписано по минутам, отрепетировано, и каждый сотрудник знает, где он должен находиться в данный момент и что делать. И тогда эта дисциплина дает прекрасные результаты. Задействуется масса технических возможностей. Светозвуковые спецэффекты, огромные экраны, позволяющие рассмотреть бой во всех деталях. Происходящее на ринге снимают семь камер одновременно. Все хотят видеть живое событие, переживание, ощущать эффект присутствия от того, что ты очевидец. Публика заболевает этим. Весь бизнес построен на фанатах. Есть свой фан, появился, значит, бизнес состоялся и будет успешным. И мы сейчас кровно заинтересованы в приумножении числа преданных поклонников, активно работаем в данном направлении. Запускаем информацию не только на Урале, но и по всей России. Будем продвигать собственный медиапродукт, сейчас у нас снят и смонтирован фильм, где запечатлен турнир. Он будет распространяться на дисках.
Японцы участвуют?
— Они выполняют координирующие функции. Это наши партнеры, с которыми мы сотрудничаем на протяжении пятнадцати лет. Их менеджеры оказывают профессиональную помощь, консультируют, подтверждают наши полномочия. Проводить такие масштабные состязания действительно непросто. Надо, чтобы тебе поверили спортсмены из Бразилии, из Америки, из Австралии. Все должно быть серьезно, бренд обязан работать. И спортсмены должны быть полностью уверены, что если приедут сюда, то получат достойный прием, гонорары и рекламу. Потому как каждый спортсмен, участвующий в профессиональных турнирах, заботится о своем имидже — его рейтинг напрямую зависит от статусности выступлений. Ведутся долгие переговоры — кого из спортсменов можно «вытащить» к нам, мы посылаем предварительную заявку. Потом менеджеры, работающие с бойцами, выдвигают свои предложения, предлагают разные кандидатуры. Мы выбираем, смотрим послужные списки, характеристики, согласовываем. Так ведется подготовка к мероприятию.
Вы рассказали о технических нюансах, а какие-то чисто японские ноу-хау, касающиеся промоушен и рекламы, можно позаимствовать?
— Профессиональный спорт — это и индустрия, и шоу-бизнес. И у них, допустим, есть СМИ, которые ведут целенаправленную работу по раскрутке предстоящих турниров. Это их кусок хлеба, их ниша. Там журналистам не надо объяснять, как кого зовут и что тут вообще происходит. Они знают все от и до, всю подноготную, специализируются только на этом. Далее, обязательно придумывается и заранее забрасывается яркая интрига, жареные факты. План составляется на год. И промоушен — обработка публики идет массированная, задолго до начала поединков, по нескольку месяцев. Поклонник получает самую полную информацию о спортсменах. Про себя скажу: я 9 лет, перед тем как отправиться в Японию, выступал здесь и за сборную Советского Союза по самбо, но никогда не испытывал такого интереса к собственной персоне со стороны СМИ, никогда не попадал в такую струю непрерывной информации о своих поединках и достижениях. Это регулярные пресс-конференции, постоянные интервью, та предварительная работа для создания необходимого ажиотажа, предвкушения грандиозного зрелища. Когда все инструменты, манипулирующие сознанием, включаются, то на само мероприятие народ приходит разогретый конкретно, в ожидании увидеть нечто. У нас подобным инструментарием еще не пользуются в должной мере.
Как скоро проект может окупиться?
— По предварительным расчетам, если управление будет сосредоточено в одних руках, мы вернем деньги за 5-7 лет.
Мне, скажем, известно, что недавно на Уралмаше закрылся тренажерный зал, где час занятий стоил 90 руб. У вас же час стоит примерно 250 руб.
— Вы говорите, что это дорого. Просто вы не были в других наших клубах, где и 700 берут. В элитных заведениях. Наш клуб все-таки следует считать демократичным. Мы проанализировали цены по городу и остановились на средней стоимости. С халявным менталитетом надо заканчивать. И если мы предоставляем качественные услуги, они не могут быть бесплатными. И если мы делаем шоу самого высокого уровня, то за удовольствие нужно платить большие деньги. Никому из спортсменов не хочется за просто так жертвовать своим здоровьем. Поэтому пригласительные билеты пачками на наши турниры мы не будем раздавать. Приобретайте их в кассе и смотрите, наслаждайтесь зрелищем — пожалуйста.
словарь
«РИНГС» (торговая марка) — восточное единоборство. Появилось при участии Акира Маэда, известного японского борца дзюдо и карате. Этот вид состязаний, ставший популярным в 1980-х гг., изначально предполагал сводить в поединке представителей двух разных, сильно отличающихся по технике борцовских школ или боевых дисциплин. На ринге могли встретиться не только боксер с борцом греко-римского стиля, но даже мастер таэквондо с толкателем ядра. Вскоре после своего появления «Рингс», зарегистрированный как Мировая профессиональная бойцовская лига, породил в Японии настоящий бум, став объектом всенародной любви.
детали
Как бизнесмен Николай Зуев выполнил пятилетний план
Слова из гимна бойцовской лиги «Рингс-Россия» (Кто не рискует, тот будет побит, / Кто волю проявит, тот победит!/Жизнь — это ринг, а ринг — это бой,/ Попробуй, рискни, чтоб остаться собой!/) Николай Зуев не забывает повторять про себя и в бизнес-боях. Он продолжает играть по этим правилам, сменив форму борца на костюм с галстуком. Кто-нибудь не преминет ухмыльнуться: ну, подумаешь, бизнесмен Зуев одно здание целую пятилетку строил. Темпы, не отвечающие запросам времени. Сейчас небоскребы за год возводят — вот где размах, технологичность и коммерция. А дворец — окупится ли, и когда еще. Но Зуевым руководил не прагматический расчет. Есть такое старое непопулярное слово — «подвижник». Зуев из них. После тяжелейших раундов ему нужно удерживать завоеванное преимущество — сделать комплекс посещаемым, рентабельным, коммерчески оправданным. Надо переломить ход встречи, если она складывается не в его пользу. И нельзя сказать, что бой идет без правил. Просто бизнес-поединок проходит по версии Зуева. Возможно, он был не прав, окончив не факультет менеджмента в финансовом колледже, а театральный институт и получив диплом режиссера массовых зрелищ. Теперь show must go on до победного конца.