Еще недавно казавшиеся революционными сервисы становятся монополистами, жадными и самодовольными. Но им на смену уже идут новые блокчейн-системы: простые, дешевые и надежные.
Uber, Booking.com, Airbnb и другие агрегаторы, действуя более эффективно, чем традиционные сети, используя новые технологии и устраняя лишних посредников, стали первой волной peer-to-peer (сеть, основанная на равноправии участников) связей, «децентрализацией 1.0».
Но в последние пару лет, добившись во многих странах и сегментах почти монопольного положения, они стали флагманами глобализации, прибегая, так же как государства и традиционные глобальные корпорации, к манипуляциям и диктату.
Например, компании Didi и Uber после слияния в Китае, пользуясь монополизацией рынка, подняли тарифы от 20% до 50%. Booking.com, один из наиболее популярных сервисов для путешественников, являясь типичной централизованной системой, все активнее навязывает условия отелям по ценам и комиссии. Airbnb, популярный агрегатор, когда-то само воплощение peer-to-peer экономики, где обычные люди сдают свое жилье другим обычным людям, стал глобальной корпорацией стоимостью более $30 млрд. Недавно сервис заблокировал аккаунты участников съезда правых движений в Шарлотсвилле, США. То есть компания, близкая к монополии в своем секторе, начала навязывать свои ценности другим.
Новые агрегаторы и блокчейн
В ответ на стремление государств и глобальных корпораций к тотальному контролю и управлению, перерождению первой волны агрегаторов в суперцентрализованную силу, сегодня возникает и набирает силу новый мощный тренд децентрализации. Самое мощное ее проявление — блокчейн.
Профессор университета в Торонто Дон Тапскотт в своем выступлении на TED, описывая воображаемый децентрализованный аналог Airbnb, описал абстрактное распределенное приложение в блокчейне, владельцами которого были бы все владельцы комнат для сдачи в аренду. То есть когда нужно снять комнату, человек обращается к базе данных на блокчейне, вводит критерии, происходит отсев, находится подходящая комната, блокчейн помогает с договором, обозначает стороны, занимается оплатой по цифровым каналам, встроенным в систему. Система работала бы на основе смарт-контрактов, без единого центра и с минимальными комиссиями. Возможность появления таких сервисов с каждым годом становится все более реальной.
В США и Филиппинах уже работает приложение Abra для перевода денег на основе блокчейн с комиссией всего 2%. Оно позволяет пользователям сделать перевод с помощью биткоинов даже для счетов, которые финансируются за счет регулярного банковского перевода.
Децентрализация проникает и в шоу-бизнес. Имоджен Хип, автор и исполнительница песен, лауреат премии Grammy, в 2016 инициировала проект «Мицелий», где музыка распространяется на основе смарт-контрактов Ethereum. Хотите послушать песню? Это либо бесплатно, либо стоит микроценты, идущие на цифровой счет. Хотите вставить песню в фильм — условия меняются, и все права интеллектуальной собственности специально оговорены. Создать мелодию для звонка — условия другие. Так как у песни есть платежная система, все деньги возвращаются к артисту, и сами артисты контролируют всю индустрию вместо могущественных посредников.
В транспортной сфере уже есть сервисы, в частности BlaBlaCar, где цены формируются водителем и пассажирами без участия сервиса.
Возможно, впервые в истории человечества люди по всему миру смогут доверять друг другу и сотрудничать на равных, и это один из самых сильных трендов в развитии цивилизации в ближайшие 20-30 лет, — пишет Арсен Томский, автор Forbes Contributor.