— Олег Викторович, по случаю открытия екатеринбургского филиала БИН-Банк подарил нашему городу цветочные часы. Что вы хотели сказать таким необычным подарком? — В БИН-Банке стало традицией делать г
— Олег Викторович, по случаю открытия екатеринбургского филиала БИН-Банк подарил нашему городу цветочные часы. Что вы хотели сказать таким необычным подарком?
— В БИН-Банке стало традицией делать городам, в которых мы открываем филиалы, символичные подарки. Приходя в новый регион, мы учитываем его особенности. Екатеринбург — город технократичный, деловой, активный, и цветочные часы — это попытка внести в его жизнь нотку спокойствия и размеренности. Кроме того, цветочные часы — это пожелание самих горожан. Мы позаботимся, чтобы наши цветочные часы в Екатеринбурге цвели и работали каждое лето.
— БИН-Банк открывает региональные филиалы с 1995 г. Екатеринбургский — 16-й по счету. Почему вы так долго обходили вниманием наш регион?
— Региональное развитие — приоритетная стратегия банка на ближайшие 5 лет. Мы поставили себе задачу довести к 2010 г. свою сеть до 70-75 филиалов. Обойти вниманием Свердловскую область, занимающую ведущее место в России по объему промышленного производства, мы просто не могли. Уровень концентрации промышленности здесь в четыре раза выше среднероссийского. Прекрасно развивается экспорт: внешнеторговый оборот составляет более $3 млрд в год. Значит, и потребности региона в финансах гораздо серьезнее, чем по стране в целом. Учитывая это, мы приняли решение начать работу на Среднем Урале — банк обладает и отработанными технологиями, и значительными финансовыми возможностями. Могу только сказать, что руководство банка высказало сожаление по поводу того, что филиал БИН-Екатеринбург не был открыт уже много лет назад. Но мы собираемся наверстать упущенное, и уже в следующем году в планах открытие в Екатеринбурге, а возможно и в области, нескольких дополнительных офисов.
— Каким банком вы считаете себя в первую очередь — оптовым или розничным?
— И тем, и другим. На начальном этапе в большей степени будем концентрироваться на корпоративном сегменте с последующим смещением акцентов на розницу.
— Почему же сразу не сделать упор на розницу?
— По физическим лицам солидный кредитный портфель так быстро не сформировать. Поэтому сначала мы будем в больших объемах кредитовать компании. Думаю, через год у нас 70-80% от объема кредитных операций будет приходиться на корпоративных клиентов, а 20-30% — на частных. Затем произойдет постепенное смещение в сторону физлиц: допустим, через два года соотношение станет 55 на 45, а через три — 50 на 50.
— А каким образом вы надеетесь привлечь корпоративных клиентов? Они вроде бы уже все поделены…
— Но это не значит, что предприятие не может воспользоваться услугами другого банка.
— Если ему предложат более выгодные условия?
— Демпинговать мы не собираемся. Будем брать технологичностью, оперативностью, инфраструктурой и своими финансовыми возможностями. Не только региональные, но и столичные банки сталкиваются с проблемой достаточности собственного капитала: капитализация банковской системы низка как в регионе, так и в стране. Сегодня капитал БИН-Банка составляет 3,6 млрд руб. На недавно прошедшем собрании акционеры решили увеличить его практически вдвое, хотя и сейчас капитал банка позволяет выдавать крупные кредиты. Мы специализируемся на работе со средним бизнесом — это наш конек. Но если крупные клиенты пожелают воспользоваться услугами БИН-Банка, мы способны удовлетворить и их запросы. У нас широкая линейка продуктов для предприятий. Это и текущее кредитование оборотных средств, и корпоративные карты, и лизинг оборудования и автотранспорта (у нас имеется своя лизинговая компания), и различные услуги по международному финансированию: аккредитивы и гарантии, подтвержденные первоклассными зарубежными банками, долгосрочное фондирование под гарантии зарубежных экспортных кредитных агентств, торговое финансирование сельскохозяйственного оборудования.
— Иностранные банки охотно с вами работают?
— У нас хорошая репутация за рубежом. Например, английский деловой журнал Euromoney удостоил нас награды за лучшие достижения 2000 г. в номинации «Самый успешно развивающийся российский банк». В рейтинге уважаемого издания The Banker за 2004 г. мы занимали 5-е место среди крупнейших российских банков. А по росту чистой прибыли и вовсе вышли на 1-е место среди банков стран Европы, не входящих в Евросоюз. Мы работаем с крупнейшими западными банками, которые открывают нам кредитные линии, предоставляют синдицированные кредиты.
— Злые языки утверждают, что московские банки очень долго принимают решения.
— Срок рассмотрения кредитной заявки корпоративного клиента в БИН-Банке определен четко: 2 недели с момента представления полного пакета документов.
— А зачем вам вообще физические лица? Трудоемкость их обслуживания гораздо выше, чем юридических.
— Это действительно так. Но ведь и надежность довольно высокая! Как правило, гражданин — клиент ответственный, поскольку за взятые обязательства он отвечает своим имуществом. И доходность на этом рынке выше, чем на корпоративном. Плюс диверсификация портфеля. Наконец, рынок частных лиц очень перспективен. В России банковскими услугами пользуется всего 10-15% населения. А за рубежом те же кредиты берут 70% граждан. Значит, нам есть куда двигаться.
— Какого рода граждан вы видите в числе своих клиентов?
— Основная масса продуктов и услуг ориентирована на представителей нашего среднего класса — служащих государственных и частных компаний в возрасте от 30 до 60 лет, стабильный ежемесячный доход которых — от 7 тыс. руб. Мы считаем, что наши услуги также будут интересны пенсионерам, имеющим сбережения. Они хранят деньги дома либо в иных банках — на менее выгодных условиях, чем можем им предложить мы. Есть у нас и VIP-клиенты. С ними мы работаем индивидуально.
— Услуги физическим лицам предлагает большинство банков. В чем ваше конкурентное преимущество?
— В нашей линейке продуктов. Прежде всего, это автокредитование: мы можем кредитовать приобретение как новых, так и подержанных иномарок. Кредит на приобретение новых иномарок выдается на срок до 5 лет без первоначального взноса и без поручительства. Ставки колеблются от 16 до 21% в зависимости от сроков кредита. Никаких скрытых комиссий у нас нет. Мы также планируем развивать ипотечное кредитование, которое сегодня крайне востребовано. Уже сейчас мы предлагаем овердрафты по пластиковым картам. Максимальный срок — до 3 месяцев. Ставки от 15 до 24%. Лимит, как правило, составляет 50% заработной платы. Это очень популярная услуга — «перехватить» до получки. Опять же здесь у нас нет никаких скрытых комиссий.
— Какие требования к заемщикам вы предъявляете?
— Мы используем скоринговую систему. В расчет принимается кредитная история, постоянство доходов и другие факторы.
— Вы планируете развивать банкоматную сеть?
— В любом случае свои банкоматы мы ставить будем. Далее возможны две стратегии. Первая — пытаться конкурировать с финансовыми учреждениями, которые уже обладают развитой сетью. Второй путь — попробовать договориться с ними на условиях аутсорсинга: заключить договор, платить комиссию и сотрудничать. По всей видимости, мы пойдем по второму пути. Будем искать общий язык с региональными банками. Если договориться не получится — что ж, будем развивать собственную сеть.
— Частный клиент обычно относится к операциям на чужих банкоматах очень осторожно…
— Если грамотно договориться с владельцем банкомата, в «чужой» банкоматной сети плата за операции останется прежней. Другими словами, для клиентов будет безразлично, наш этот банкомат или нет. Кстати, через банкоматы, в том числе и «чужие», клиент сможет, в частности, гасить кредиты, взятые у нас. Это удобно и технологично.
— А вклады БИН-Банк в Екатеринбурге будет предлагать?
— Вклады занимают в нашей политике важное место. Наши процентные ставки вполне конкурентоспособны — и по сравнению со ставками региональных банков, и если сравнивать с московскими.
— Для вкладчика очень важна надежность банка.
— В рейтинге журнала «Профиль» (№ 20 от 30 мая 2005 г.) БИН-Банк занимает 3-е место по надежности среди 100 крупнейших банков России. Это — заслуга политики, проводимой менеджерами и акционерами. Во-первых, информационная открытость. Во-вторых, взвешенность рисков. Напомню также, что с декабря 2004 г. БИН-Банк входит в систему страхования вкладов. Это означает, что гарантом сохранности вклада выступает государство.
— Вы уже 5 лет спонсируете популярную передачу «Что? Где? Когда?». Это тоже средство привлечения частных вкладчиков?
— Да конечно, программу смотрят миллионы людей, она интересна, завлекательна и познавательна. Кроме того, это наше российское изобретение, в отличие от большинства подобных программ, которые создаются по иностранным лицензиям. И нам, в конце концов, просто нравится эта игра — она динамична и интеллектуальна. Банк считает себя интеллектуальной организацией, где работают профессионалы банковского дела, где также сосредоточены интересные технологии.
— Вырисовывается такой портрет БИН-Банка: умный, преуспевающий, интеллигентный.
— Думаю, это соответствует действительности. Нам хотелось, чтобы в России жили умные, интеллигентные, богатые люди, и мы стараемся им в этом помочь.
Филиал «Бин-Екатеринбург»:
ул. Свердлова, 11а,
тел. 353-08-97,
www.binbank.ru
Ген. лиц. ЦБ РФ № 2562 от 08.10.2002.
ДОСЬЕ
Финансовые показатели на 01.01.2005 г.
Активы — 33,6 млрд руб. (прирост за год 11,3 млрд руб.).
Собственный капитал — 3,7 млрд руб. (прирост 0,4 млрд руб.).
Ссудная и приравненная к ней задолженность — 24,1 млрд руб. (прирост 9,8 млрд руб.).
Балансовая прибыль — 797,8 млн руб.
Чистая прибыль — 737,9 млн руб.
Международные и национальные рейтинги
Агентство Standart&Poor`s: долгосрочный кредитный рейтинг CCC+, краткосрочный кредитный рейтинг С, прогноз — «стабильный».
Агентство Fitch Ratings: долгосрочный кредитный рейтинг CCC+, краткосрочный кредитный рейтинг С, прогноз — «позитивный».
Агентство Rus Rating: краткосрочный кредитный рейтинг BB, прогноз — «стабильный».
Рейтинговое агентство НАУФОР: индивидуальный рейтинг надежности АА — «очень высокая надежность», краткосрочный рейтинг кредитоспособности А2 — «высокая степень кредитоспособности».