Меню

Большой Урал: Секреты привлекательности

Рейтинги комфортности городов для бизнеса привлекают внимание сетевых компаний, но решающего голоса не имеют. Бизнесмены также отмечают: крупный город не всегда привлекательнее малого.

(Полный рейтинг городов РФ, привлекательных для бизнеса, читайте ЗДЕСЬ)

Какими критериями руководствуются компании, планируя вход на новые территории в семи регионах России, выяснил «ДК». В фокусе екатеринбургской редакции — специфика ближайших областей: Пермской, Тюменской, Курганской и собственно Свердловской. У каждой — своя фишка. Свердловская область — крупный металлургический центр с хорошо развитой инфраструктурой и доступными трудовыми ресурсами. Пермский край похож на Средний Урал: это индустриальный регион, где развита химическая и нефтедобывающая промышленности. Курганская область — дотационная, со слабой инфраструктурой; ее развитие идет во многом за счет сельского хозяйства и строительства. Особняком в этом ряду стоит «тюменская матрешка» — конгломерат трех богатых нефтью и газом регионов с развитой добывающей промышленностью, но (в силу географических особенностей) недостаточно обеспеченных торговой и бытовой инфраструктурой.

Размер не имеет значения

Для руководителя или собственника, который планирует выход бизнеса на новые территории, первый момент — вычислить экономические параметры проекта. От рынка к рынку они не слишком варьируются. «Мы оцениваем в первую очередь такие факторы, как платежеспособность населения, конкурентная среда, общее экономическое развитие города, политический ландшафт», — говорит заместитель генерального директора компании «Эр-Телеком» АЛЕКСАНДР МОТРИЧ. — Бизнес-процессы стандартизированы; даже если города различаются по количеству абонентов и выручке, единая тактика позволяет филиалам обеспечивать примерно одинаковую рентабельность на каждом этапе развития». Экономика региона важна, но решают рыночные факторы, говорит директор по маркетингу ГК «Акадо» МАКСИМ ЧЕРНОВ: «Как правило, перед выходом на новый рынок мы рассматриваем две стратегии: либо строить сеть с нуля, либо покупать действующего игрока. Чтобы понять, что лучше, анализируем уровень конкуренции, прогнозируем периоды окупаемости и рентабельности».

Окупаемость, рентабельность и уровень конкуренции — три главных вектора анализа новых рынков не только для провайдеров. Компании, занятые в строительной сфере, дополнительно учитывают рынок сбыта, качество и доступность трудовых ресурсов и сырья, развитость транспортной сети, приводит пример директор компании «Брусника-Урал» ОЛЕГ МОРОКОВ: «Перед экспансией мы анализируем экономическую активность населения, динамику ввода площадей и изменение цен на квадратные метры, знакомимся с опытом коллег по рынку. Так, если брать макроуровень, — обеспеченность жильем в России значительно ниже, чем в Европе и США. Поэтому в долгосрочной перспективе мы прогнозируем высокий спрос на недвижимость в большинстве российских регионов». Для b2c-предприятий важно оценить качество местных поставщиков. «На новых для себя территориях мы участвуем в фермерских ярмарках, — говорит управляющий партнер сети пироговых Stolle ЕЛЕНА МАКУШЕВА. — У меня есть правило: работать только с местными поставщиками продуктов. Поэтому, когда сеть Stolle вышла в Тюмень, мне понравилась концепция «Покупай тюменское!».

На следующем уровне анализа новых городов — частности и детали. Те, для кого важна сеть фронт-офисов (например банкиры и ритейлеры), смотрят на расположение помещений, дорожный и пешеходный трафик и пр. «Мы оцениваем экономическую ситуацию, анализируем спрос и потребности населения, — перечисляет руководитель проекта регионального развития УБРиРа ГЕННАДИЙ ИЗЕВЛИН. — Выбирая помещение, мы всегда учитываем место, район города, наличие крупных транспортных узлов, проходимость. И только после этого принимаем решение». Размер города имеет значение только с точки зрения формата офисов: для небольших городов — легкая сеть для частных клиентов, для более крупных — полноразмерные отделения с возможностью работы с корпоративными клиентами.

Компании иногда тестируют территории за пределами «домашнего» региона, продавая франшизы. По такому пути идет, в частности, портал 66.ru — в Перми работает его сайт-калька Properm.ru. «Мы уже пробовали расширять бизнес, дважды пытались зайти в Челябинск с проектом Rabota66.ru, — рассказывает директор 66.ru ЕВГЕНИЙ ОСТРОВСКИЙ. — Кризис 2009 г., к счастью, помешал нам потратить кучу денег на эту бесполезную идею. Но спрос на наш продукт есть, и мы стали действовать по франшизной схеме. При выходе на новую территорию всегда есть риск, что управляющий там не будет лично замотивирован на результат так же сильно, как собственник. В случае с франшизой этот мотив имеется». Впрочем, по словам г-на Островского, сейчас франшиза не приносит особой прибыли и при этом требует постоянной траты ресурсов: «Мы занимаемся этим потому, что можем заниматься. Когда брались, перспективы выглядели лучше, но сейчас нам поздно отказываться».

Екатеринбург: деньги важнее политики

Эксперты, опрошенные «ДК», не видят глобальных различий в бизнес-климате Екатеринбурга, Перми, Тюмени и Кургана. Но отдельные характеристики подмечают. Например, для Свердловской области характерна высокая закредитованность, говорит вице-президент ВТБ 24 ВЯЧЕСЛАВ ГРИЦАЕНКО. Эта особенность роднит ее с Пермским краем. В Тюмени, например, более низкая кредитная нагрузка. «В Екатеринбурге высококонкурентный рынок, с множеством сильных домашних банков, — комментирует г-н Грицаенко. — И здесь мы делаем больший уклон в розницу, тогда как в Тюмени — в сторону корпоративных клиентов и работу с проектами региональных властей. Хотя принципиальная модель работы везде одинакова».

По словам г-на Мотрича, в «своем» регионе вести бизнес всегда комфортнее, чисто психологически. «К примеру, для нас Пермский край — исторически родной регион, и здесь мы чувствуем себя очень комфортно, — говорит он. — Пермь и Тюмень — традиционные лидеры среди городов нашего присутствия по выручке, абонентской базе. Курган хоть и невелик, все же стабильно выполняет и перевыполняет планы». Не видит особых различий в ведении бизнеса в разных городах и Евгений Островский: на его рынке все зависит от привычки пользователей конкретных городов посещать те или иные сайты: «Если такая привычка есть, ее не переломить, какие бы деньги ты ни вкладывал. Например, в Перми аудитория раскидана между несколькими сайтами — и тут есть шанс».

Страховые компании более чувствительны к региональным особенностям. «Пермь — очень разноплановый город, с множеством центров принятия решений и большой ролью краевых властей в бизнесе, — поясняет специфику генеральный директор СК «Северная Казна» АЛЕКСАНДР МЕРЕНКОВ. — Речное хозяйство, железная дорога, нефтедобывающее производство — все это разные силы влияния, с которыми нужно договариваться по отдельности. Это, разумеется, требует большего вложения ресурсов в развертывание бизнеса, чем там, где нужно договориться с одной наиболее влиятельной силой. У Тюмени тоже интересная специфика: люди там делятся либо на нефтяников, либо на тех, кто хочет ими стать. Любая другая деятельность рассматривается как временная. Соответственно, нужно иметь связи в нефтяной отрасли, чтобы успешно делать там бизнес. В Кургане с точки зрения страхового бизнеса перспективы невелики. Этот регион занимается в основном сельским хозяйством, поэтому страховать там особо нечего. Ну а Екатеринбург — это город, который быстро развивается по многим направлениям сразу и является центром принятия решений для всего УрФО. Поэтому здесь очень выгодно занимать хорошие позиции — твой успех транслируется на весь округ». Г-жа Макушева добавляет: «Тюмень — это такой купеческо-сибирский город. Если его жителям нравится то, что ты делаешь, то тебя любят и о тебе рассказывают. Ты можешь стать частью их жизни и даже визитной карточкой города».

По словам Олега Морокова, Екатеринбург — один из самых развитых рынков России, с очень высоким уровнем зарплат, с интересными проектами федеральных и региональных застройщиков. «Население может себе позволить покупать недвижимость, — поясняет эксперт. — Тюмень для нашей компании — «домашний» регион. Здесь мы начинали свой бизнес. Здесь ежегодно вводят примерно 1 кв. м нового жилья на жителя. Это на 25% больше, чем в Екатеринбурге, и почти в пять раз больше московских показателей». Максим Чернов указывает, что бизнес в Екатеринбурге, по сравнению с обеими столицами, больше ценит коммерческие, чем политические дивиденды. «Здесь вопросы по бизнесу решаются в основном с оглядкой на то, какие деньги он может принести, — рассказывает г-н Чернов. — За счет того, что Питер большой и ближе к Москве, там больше внимания уделяется административным моментам. В Екатеринбурге у нас много конкурентов, но место на рынке еще есть, поэтому здесь развиваться в определенной степени проще. С другой стороны, везде местные власти хотят в первую очередь, чтобы ты как налогоплательщик был зарегистрирован у них».

За державу обидно

Для предприятий телекома задача по освоению новых городов осложняется тем, что им нужно понять, насколько местные власти и монополисты готовы принять нового игрока. «Мы смотрим, насколько в том или ином городе сильны операторы с доступом к административному ресурсу, — говорит Максим Чернов. — Например, в крупных городах оптоволокно проходит по кабельной канализации, и если строить сеть с нуля, то провода нужно либо кидать по воздуху, либо заводить их в эту канализацию по ценам владеющих ей монополистов, что повысит конечную стоимость наших услуг. Вообще, естественные монополии в любой сфере, будь то энергетика, ЖКХ или кабельная канализация, — это главная преграда для развития бизнеса на новом рынке».

Представители строительной отрасли, напротив, констатируют: с региональными властями — любыми — договориться стало проще, чем несколько лет назад. «Наметилась очень важная тенденция: власть и бизнес идут друг другу навстречу, — говорит Олег Мороков. — Сокращаются сроки рассмотрения документов, принятия решений, становятся прозрачнее условия получения земли. И часто инициатива исходит от госструктур. И независимо от правил игры на рынке — возможности для развития всегда можно найти». По опыту ИРИНЫ НЕВЗОРОВОЙ, генерального директора компании Berhauf, местные власти зачастую хорошо встречают новый для них бизнес. «При входе в Татарстан нас пугали клановостью и прочими подобными вещами, — рассказывает г-жа Невзорова. — Но по итогу мы очень довольны отношениями с местными властями. В Новосибирск, например, мы заходили просто «с улицы», не имея никакой поддержки, и нас встретили радушно. Все, что касалось получения льгот, было проведено быстро и четко».

Проект Berhauf в Новосибирске — отдельная история. Прошлым летом компания объявила о возведении там к 2014 г. завода по производству сухих строительных смесей. Новосибирские эксперты тогда отозвались о затее скептически, прогнозируя снижение темпов строительства в целом по рынку. Так и вышло, но уральский производитель не считает старт не¬удачным. «К сожалению, рост рынка в этом году упал практически до нуля, поэтому прогнозы придется слегка подкорректировать, — говорит Ирина Невзорова. — Но долю у конкурентов мы забираем довольно уверенно». Строительство завода, по ее словам, идет по плану.

В последние годы регионы предлагают новым инвесторам щадящие налоговые режимы, субсидируют отдельные виды деятельности. На Урале российский бизнес на эти бонусы особо не рассчитывает. Кто-то действует по принципу «не мешают — уже хорошо», кому-то (например «Бруснике-Урал») пользу приносят программы, стимулирующие потребительский спрос. «Практика создания особых зон с льготным режимом налогообложения, как, например, «Титановая долина», оказалась неэффективной, — считает руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH ЯРОСЛАВ САВИН. — Региону, конечно, интересно делать такие зоны, потому что ему надо и бизнес привлечь, и простимулировать развитие территории. Но наш бизнес строит планы на относительно небольшой срок. Усредненный предприниматель не видит свой бизнес через пять лет, так что ему в голое поле вкладываться неинтересно. Во-первых, непонятно, какова ситуация с кадрами. Во-вторых, не интересен сам льготный налоговый режим: завод, построенный с нуля, в первые несколько лет прибыли приносить не будет, так что и налоги платить будет не с чего».

Но для кого-то наличие инвестиционных предложений играет большую роль. Особенно для тех, кто старается сэкономить на налоговых отчислениях.

Г-н Савин приводит пример эффективных налоговых льгот: в Свердловской области с этого года в отдельных отраслях действует упрощенная система налого¬обложения для малого бизнеса с оборотом до 60 млн руб. в год. Для среднего бизнеса такая система тоже актуальна, так как группа компаний абсолютно законно может передавать производственные функции отдельным юрлицам. При этом часто производственники открывают на территории Свердловской области юридическое лицо, чтобы платить тут налоги по ставке 7% (после вычета расходов из доходов), а не 15%, как в Челябинской области или Пермском крае. «Это дополнительный стимул для тех же белых зарплат, потому что некоторые отрасли, будучи «упрощенцами», попадают еще и под льготную ставку по социальным взносам на уровне федерации», — поясняет эксперт.

«Мы планируем строить в Свердловской области новый завод, поэтому заинтересованы в субсидиях и налоговых льготах, — отмечает г-жа Невзорова. — Я знаю, что такая работа ведется, но когда она закончится, непонятно, а строить надо уже сейчас. Та же Тюменская область старается сделать все для увеличения своей привлекательности. Сейчас складывается абсурдная ситуация, когда иностранные инвесторы поддерживаются зачастую больше, чем местные. Якобы они везут новые технологии. Не знаю, как в других отраслях, а в нашей, например, иностранные инвесторы часто везут в Россию оборудование 20-летней давности, которое уже не соответствует европейским стандартам. Российские инвесторы, наоборот, закупают оборудование по последнему слову техники. Прибыль часто откачивается иностранными инвесторами через договоры услуг или как отчисление за использование бренда. Средняя зарплата в регионе тоже не растет, потому что весь менеджмент сидит самое близкое в Москве. Из-за поддержки варяг падает конкурентоспособность местных производителей, тех, которые и налог на прибыль в бюджет вносят, и налог на дивиденды в России платят, и новейшие технологии внедряют. Нам это не грозит, мы как-нибудь извернемся с командой, а вот за державу обидно».

Предприимчивые регионы:

13 привлекательных городов-миллионников расположены в регионах присутствия «ДК»

83,9 тыс. малых и средних предприятий действует в Пермском крае

72,2 тыс.малых и средних предприятий действует в Тюменской области
 
6,1 тыс.малых и средних предприятий действует в Курганской области
 
203,4 тыс. малых и средних предприятий действует в Свердловской области