Международная техническая комиссия установила, что бомба, из-за которой взорвался и рухнул самолет А321 авиакомпании «Когалымавиа», была заложена в багажном отделении между детскими колясками.
Эксперты выяснили, что террористы спрятали самодельное взрывное устройство (СВУ) с таймером в отсеке негабаритного багажа, расположенного в хвостовой части самолета. Бомба находилась между детских колясок и плетеной мебелью, которую туристы часто привозят из Шарм-эш-Шейха. Мощность взрывчатки была небольшой, однако ее хватило на то, чтобы хвост авиалайнера мгновенно оторвался, и он перешел в неуправляемое пикирование.
В установлении места закладки СВУ участвовали эксперты из Египта, Межгосударственного авиакомитета (он представлял Россию), Франции и США, пишет «Коммерсантъ». Они разложили собранные фрагменты обшивки А321 в ангаре в аэропорту Каира и воссоздали из них подобие проекции самолета на плоскость. Специалисты планировали прибегнуть к методу 3D-моделирования подозрительных фрагментов фюзеляжа на специальном деревянном каркасе, однако делать этого не пришлось. Уже во время выкладки обломков на плоскости эксперт пришли к единогласному мнению, что взрыв произошел в хвосте самолета, за последним рядом кресел.
Однако его эпицентр был не за самими спинками кресел, как считали эксперты до этого, а двумя метрами ниже, в bulk-камере – отделении объемом 5 кубометров для перевозки рассыпного груза. В нем обычно транспортируют негабаритный груз: детские и инвалидные коляски, лыжи, велосипеды, клетки с животными и т.д. На борту А321 в этой камере находилась также плетеная мебель – ее российские туристы, посетившие Египет, часто покупают и везут домой в качестве сувениров.
Была установлена и схема совершенного преступления: к нему наверняка был причастен сотрудник сервисной службы египетского аэропорта Шарм-эш-Шейх, который обслуживал вылет рейса авиакомпании «Когалымавиа» в Санкт-Петербург. Чемоданы и сумки пассажиров уложили в обычные авиационные металлические контейнеры, их опечатали, оставили к самолету, после чего разложили по двум основным багажным отделениям, расположенным под фюзеляжем А321. А негабаритный груз доставили к авиалайнеру на отдельном погрузчике. В этот момент к делу и подключились пособники террористов: прежде чем затащить негабарит в bulk-камеру, они занесли туда пакет с бомбой. Обломки фюзеляжа помогли экспертам установить, что взрыв произошел на полу камеры слева. После этого преступники погрузили в отсек детские коляски и мебель, скрыв СВУ от чужих глаз.
Бомба, в которой был установлен часовой или барометрический (реагирующий на падение давления) таймер сработала через 22 минуты после взлета А321. В этот момент он летел над Синайским полуостровом со скоростью 750 км/ч и на высоте около 10,2 тыс. м. После взрыва в левой нижней части пола bulk-камеры образовалась рваная дыра с выгнутыми наружу краями. Взрыв привел к разгерметизации салона самолета, разрыву обшивки и отрыву хвоста, и, как следствие, стремительному пикированию машины, которое экипаж уже не мог контролировать. Эксперты считают, что большинство пассажиров А321 погибли еще в воздухе, поскольку получили тяжелейшие баротравмы и испытали невероятные для человека нагрузки.
Позже ответственность за крушение А321 взяли на себя боевики запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ). Напомним, Катастрофа произошла в Египте 31 октября 2015 года, на борту самолета находились 224 человека – все они погибли.