Меню

Борьба за контент

Мобильные прибыли Прошлой весной эксперты вынуждены были констатировать, что темпы роста российского рынка мобильного контента упали. За первые три месяца 2005 г., как стало известно из исследовани

Средний европеец платит за мобильный контент, то есть за появление новой информации в своем телефоне, свыше 8 евро в месяц, примерно столько, же сколько расходует на сотовую связь средний россиянин. Однако это не мешает некоторым нашим соотечественникам за одни только SMS-викторины тратить по $400 в месяц, а аналитикам предрекать рынку большое будущее.

Мобильные прибыли

Прошлой весной эксперты вынуждены были констатировать, что темпы роста российского рынка мобильного контента упали. За первые три месяца 2005 г., как стало известно из исследования аналитической компании J’son&Partners, рынок увеличился всего на 80%. Впервые за всю историю этого бизнеса темпы развития за квартал опустились ниже 100%. Хотя до сих пор данный сегмент остается самым быстрорастущим даже в привыкшей к взрывным темпам телекоммуникационной отрасли. По мнению аналитиков компании J’son&Partners, к концу 2005 г. рынок увеличится на 120%, и если в 2004 г. его объем в России почти достиг $300 млн, то, по прогнозам, к 2010 г. он должен приблизиться к $4,5-5 млрд. Японские инвесторы, осторожные во вложениях в нашу экономику, не так давно потратили крупную сумму (около $20 млн) на покупку российского контент-провайдера SPN Digital. Практичные жители Страны восходящего солнца ожидают, что уже к 2007 г. капитализация приобретенного предприятия увеличится в 4 раза.

Рынок мобильного контента в России совсем молод. Если в мире подобные услуги возникли в самом конце 1990-х гг., то в нашей стране первые операторы начали работу в 2001 г. — появились «БиОнЛайн» и «Инфон». Рынка как такового тогда еще не существовало. В начале 2005 г. в этом сегменте свои услуги предоставляли уже почти 200 компаний. Десять из них имеют доход в $1 млн и выше.

Услуги в области контент-провайдинга традиционно делятся на 4 вида: развлечения и персонализация (картинки, мелодии, java-игры), интерактивные услуги (общение и знакомство, SMS-игры, викторины), информация (подписка на информационные каналы, запросы данных) и медиапроекты (совместные планы с телеканалами, радиостанциями и прессой). Сказать, что в стране или на Урале какой-то вид услуг забыт, нельзя. Хотя сама структура рынка сильно отличается от европейской. Оксана Мусанова, специалист по маркетингу компании «Восточный Ветер»: Нашему рынку еще есть куда развиваться, сейчас мы всего лишь идем вслед за Западом маленькими шажками. В Европе пользователь более разборчив, у него есть опыт и шире выбор. В России же пока популярны самые простые виды контента. Но абоненты скоро пресытятся и будут требовать изощренных услуг. На развитых рынках структуру спроса определяют не банальные картинки и рингтоны, а мультимедийные и информационные услуги.

Содержательная борьба

В изощренных услугах (ММS, анимированные открытки и др.) пока сильно не заинтересованы ни провайдеры, ни операторы сотовой связи. В России отношения между этими двумя участниками рынка мобильного контента сложились так, что вкладываться в развитие у операторов нередко нет возможности, тем более если большинство пользователей довольствуются картинками и рингтонами. Александр Дьячков, директор компании «ТелеКлуп» (контент-провайдер): С каждым оператором приходится делиться по-разному. Но редко, когда провайдер получает больше половины того, что платит за услугу абонент. Если в Японии сотовая компания NTT
DoCoMo не считает себя вправе брать свыше 10% от стоимости услуги, то отечественные сотовики могут претендовать и на все 70%. Как пожаловался интернет-изданию Cnews.ru Иван Скрипкин, генеральный директор компании «Никита Мобайл»: Еще 10-15% стоимости услуги попадают к правообладателям, а львиная доля оставшихся доходов провайдера уходит на рекламу.

Пока сложившаяся ситуация не меняется. Более того  — операторы мобильной связи постоянно увеличивают количество требований к контент-провайдерам. В ряде случаев сотовики и владельцы контента выступают прямыми конкурентами  — компании мобильной связи и сами не прочь поиграть на столь бурно растущем рынке. Один из первых и самых мощных контент-провайдеров в стране  — «БиОнЛайн»  — принадлежит компании «Билайн». К мобильному контенту проявляют интерес и региональные связисты. В одном из интервью «ДК» генеральный директор компании «Уралсвязьинформ» Анатолий Уфимкин заявил, что УСИ планирует купить контент-провайдера и хотя это непрофильный вид деятельности, но предприятие хотело бы иметь в нем долю.

Сотовики постоянно вводят новые ограничения для владельцев контента. Появилась абонентская плата за короткий номер и первые требования представлять соглашение с правообладателем. Уже в конце прошлого года некоторые фирмы работали с отрицательной рентабельностью из-за обострившейся конкуренции и роста тарифов на размещение рекламы в СМИ. С ужесточением условий сотрудничества ситуация еще более усугубится, — считает Кирилл Петров, управляющий директор компании i-Free. Правда, сами сотовые операторы с этим не согласны и говорят лишь об упорядочивании отношений. Сотовые компании ставят барьер для пиратских и нерентабельных проектов  — это связано и с некачественными услугами. Например, потребитель вынужден для закачки одной мелодии отправлять несколько сообщений, каждое из которых тарифицируется по полной стоимости, или абонента при разовом обращении автоматически подписывают на регулярную платную услугу.

Как правило, провайдерам за короткий номер приходится отдавать около $100 в месяц, если он действует внутри региона. В среднем контент-провайдер получает с продажи картинок и мелодий в области $2-4 тыс. в месяц, так что плата несущественна — сообщил Александр Дьячков.

Областной рынок мобильного контента, оценивают эксперты, один из самых емких в стране. Жители Среднего Урала готовы тратить на мобильные развлечения достаточно много, в отличие от населения соседних регионов. Александр Дьячков: Интереснее рынка Свердловской области только Москва, даже в Петербурге не так велик спрос. В Питере услуг, может, и больше, но они не так рентабельны. Подтверждают эту точку зрения и представители сотовых компаний. Евгения Гришина, коммерческий директор компании «Билайн» в Екатеринбурге: Доля дополнительных услуг (SMS, MMS, GPRS, etc.) в общей выручке компании составляет сегодня около 16%, причем по Уралу эта цифра несколько больше. 3% в общей выручке сегодня приносят именно информационно-развлекательные услуги.

Потенциал и привлекательность местного рынка не делают жизнь региональных контент-провайдеров легче. Мобильный контент активно насыщается. Очень многие предлагают похожие продукты. Если раньше компании хоть как-то пытались специализироваться (отдельно игры, мелодии, картинки), сейчас все стремятся освоить разные направления. Провайдеры конкурируют между собой в основном по цене и охвату аудитории. В этой битве местным компаниям выжить нелегко. Ольга Чередниченко, специалист по связям с общественностью компании МТС в Екатеринбурге: Местных контент-провайдеров намного меньше, чем федеральных, они занимают не более 5% от общего рынка. Региональные компании, давно работающие в сфере мобильного контента, начинают выходить на федеральный уровень. Или уходят с рынка. И это понятно  — местные продавцы мелодий и картинок ничем не отличаются от федеральных, действуют на том же поле, но обладают ограниченными ресурсами. В сфере мобильного контента конкуренции между самими операторами практически нет. Все федеральные контент-провайдеры стараются работать со всеми федеральными компаниями, поэтому базовый набор контент-услуг у операторов практически совпадает.

Развитие в контенте

У региональных контент-провайдеров остается только два пути для развития  — либо выходить на федеральный уровень, либо искать уникальные ниши, которые трудно занять столичным компаниям. Большинство таких ниш связано с использованием новых технологий. «ТелеКлуп» начал свою деятельность с продвижения Neverland — стратегической SMS-игры в реальном времени. Сейчас жизненный цикл игры на уральском рынке закончен, и ее готовят к продаже. После этого компания разработала уникальный SMS-переводчик, основанный на технологии с элементами искусственного разума, способного обучаться в процессе функционирования. Искусственный интеллект позволяет обрабатывать информацию, полученную по запросу из словаря, и предоставлять пользователю в SMS только действительно важные данные. Эта же технология применяется в новом сервисе, запущенном компанией совместно с оператором сотовой связи «Мотив».

Внедрение новых услуг стимулирует и развитие самих сотовых технологий. Не так давно появились сервисы, созданные на базе USSD1. Правда, пока их могут себе позволить не все компании — не каждая биллинговая система способна тарифицировать обмен информацией по этой технологии. Ждет своего часа и коммерческое использование контент-провайдерами MMS-технологий. Оксана Мусанова: На Западе недавно появилась услуга по анимации текстового контента — абонент заказывает информацию, а она приходит не текстом, а анимированной картинкой. В зависимости от содержания подбирается звук и персонаж. Думаю, и у нас новые сервисы — MMS, I-Mode — имеют большие перспективы.

I-Mode разработан японской компанией NTT DoCoMo, эксклюзивные права на его использование в России принадлежат МТС. Ольга Чередниченко: Если проводить аналогии, то I-Mode очень похож на WAP, только «заточен» под абонента — нет проблем с настройками, красивый удобный интерфейс, контентное наполнение. Скоро технология будет обкатываться в Москве. Впрочем, новые технологии внедряет не только МТС. Евгения Гришина: Прогнозируется, что все более популярными в ближайшем будущем станут интерактивные сервисы, в том числе и на базе мобильного телевидения. Этой весной у нас появилась новая услуга — «Хамелеон», основанная на технологии Cell Broadcast, и на данный момент ею пользуются уже более 3 млн абонентов. Строить прогнозы, как новинка отзовется на рынке мобильного контента, еще рано, но то, что рынок изменится, сомнений ни у кого не вызывает.

Дополнительный толчок расширению рынка продажи мобильного контента даст активное развитие сотовых сетей следующего за GSM поколения. Оксана Мусанова: У нас в стране до сих пор не у всех операторов есть свои MMS-центры, которые дают возможность появиться целому спектру новых услуг, а сети 3G позволят транслировать потоковое видео (например, фрагменты футбольных матчей), проводить телеконференции, предоставлять прочий контент, требующий высоких скоростей передачи данных.

Из всего рынка контент-провайдинга самым быстрорастущим оказался сегмент мобильного маркетинга. Это интерактивная поддержка рекламных и PR-мероприятий, сбор маркетинговой информации. Как считает Юлия Коваленко, директор по маркетингу агентства мобильного маркетинга BrandMobile, в современных условиях перегруженности человека информацией, рекламные коммуникационные каналы быстро «изнашиваются», то есть теряют доверие и внимание аудитории. Здесь у каналов мобильного маркетинга есть несомненное преимущество в новизне. Объем этого рынка уже превысил $10 млн в год и продолжает увеличиваться. В Екатеринбурге направление лишь начинает развиваться. Пока этим инструментом активно пользуются только телеканалы. Но в мире к продвижению через SMS прибегали и производители пива, и McDonalds. Для контент-провайдера это очень выгодное направление. При минимуме трудозатрат он получает пусть небольшое, но гарантированное вознаграждение с каждого SMS, который проходит через него.

Судя по развитию мобильного контента в мире, главные битвы за потребителя на российском рынке еще впереди. И если отечественные компании будут вкладываться в технологию, то экспансия западных фирм им будет не страшна.

Обратная связь:

silantev@apress.ru