Меню

Борис Дьяконов, экс-Банк24.ру: После отзыва лицензии банки выстроились в очередь за нами

После отзыва лицензии у Банка24.ру 350 его сотрудников перешли в банк «Открытие». Экс-глава «Точки» Борис Дьяконов рассказал, как жилось при временной администрации и когда клиенты получат деньги.

Команда Банка24.ру останется в Екатеринбурге, чтобы развивать федеральный проект банка «Открытие» — «Бизнес-онлайн». В основном, описывает Борис Дьяконов, это ИТ специалисты, плюс ядро контакт-центра и создатели банковских продуктов: по сути, речь о бэк-офисе. Еще 100 сотрудников для него доберут после Нового года, новая структура сосредоточится на расчетно-кассовом обслуживании малого бизнеса. Отметим, на Урале действует филиал «Губернский» банка «Открытие» — его возглавляет Майя Кантор, — а под «Бизнес-онлайн» создается обособленное подразделение с прямым подчинением в Москве. Г-н Дьяконов считает, что полномочия делить не придется: «С Андреем Золотухиным и ВУЗ-банком мы же уживались в Группе Лайф и дружили», — замечает он.
 
Как Группа Лайф отпустила стольких ценных сотрудников, неужели им не нашлось места в других ее структурах?
 
— В рамках корпоративной стратегии несколько лет назад группа решила выделить Банк24.ру в независимую бизнес единицу. Да, Банк24.ру вышел один погулять на улицу, и вот: не справился с управлением, лишенный опоры и поддержки. О чем все, конечно, скорбят. Но растворять сот-рудников внутри было бы глупо, а реинкарнировать — странно. Но после отзыва лицензии как то сразу стало понятно, что у людей, которые делали этот банк, проблем с трудоустройством, скорее всего, не будет
.
Но 350 человек сразу — таких прецедентов не было. Как вы встретились и договорились с «Открытием»?
 
— «Открытие» не было первым. Уже через пару часов после отзыва лицензии мне эсэмэсил руководитель банка из топ-5, с которым я до этого ни разу не общался: «Здравствуйте, я такой то, есть тема поговорить». Через день после отзыва был запрос на разговор от всех банков из топ-20, за исключением буквально единиц. За два месяца тут, в нашем офисе на Куйбышева, перебывало немало топовых банкиров с предложениями о сотрудничестве. Мы, честно говоря, уже закрывали шорт-лист, когда пришло «Открытие». Это не была любовь с первого взгляда, но в итоге «Открытие» всех порвало.
 
Почему не Сбербанк, например? Не сошлись моделями?
 
— Со Сбером, как можно предположить, мог быть хороший союз. Но слон сам быстро меняется, учится танцевать, и плюс с нами надо было возиться на старте: лицензию искать, как вариант. А у нас был, к сожалению, скоропортящийся товар... Стоял вопрос, продолжат наши работать вместе или нет. Все мы люди, и у каждого — свои сроки и свои обязательные платежи. До этого никогда не сталкивался вблизи с госбанкирами, у Сбера потрясающая команда, для их размера они были чуть ли не самыми динамичными в переговорах.
 
А, собственно, о чем были переговоры? Сразу по варианту полного перехода?
 
— Разные сценарии. Каждый приходил со своей заботой. Кто-то говорит: «Нам ваш контакт-центр очень нравится. А давайте он еще наших клиентов будет обслуживать!». А контакт-центр и правда хорош — но это потому, что встроен в технологию и может на нее влиять. Нет смысла брать отдельно. Были и такие реплики: «Скажите фамилию человека, который такую то штуку придумал!». А тут авторства даже не установить! Банк24.ру мы все вместе делали: одно — идея младшего специалиста из контакт-центра, другое — кто то из бэк-офиса постарался. И в итоге реакция интересантов: «Какие вы сложные!». 
 
Дальше было весело: «женихи» только начинают задавать наводящие вопросы, а наши уже хором: «Это пакетное предложение!». И, как правило, к концу беседы люди понимали, почему так — технология на части не бьется. Оставалось найти того, с кем совпали бы наши представления о прекрасном.
 
Как вы планируете развиваться в составе «Открытия»?
 
— База — в Екатеринбурге. Операционных офисов специально под наш проект не будет, мы пойдем с сервисом по городам-миллионникам. Для понимания: клиентская база Банка24.ру была сопоставима с базой МДМ-Банка. Или — от половины до трети базы Альфа-банка. Все эти банки были у нас, и я могу судить... (Улыбается) Это очень большой куш для рынка. А теперь, в «Открытии», мы можем кратно увеличить бизнес в сегменте МСБ. Потому что «Открытие», кроме того, что в нем работают очень классные и профессиональные ребята, также является крупнейшей частной финансовой группой в России.
 
Вы объявили сбор предзаявок на «Бизнес-онлайн». Известно ли сейчас, сколько клиентов уже готовы перейти?
 
— Да. Мы сами в шоке: объявив о переходе в «Открытие» и о планируемом рестарте сервиса, за три первых дня сделали месячный план по клиентской базе. Когда обсуждали рестарт, для команды было важно понять, достаточно ли предпринимателей, которые захотят вернуться…
 
Но если называть вещи своими именами, лицензию у Банка24.ру отозвали как раз за качество сервиса — очень удобного, в частности, для неконтролируемого обнала. Может, именно эти ребята сейчас вернулись?
 
— Нет. На входе стоит жесткий фильтр, мы учли свои ошибки и таких не пропустим. Фундамент договоренностей с «Открытием» в том, что комплаенс-контроль — жесткий и централизованный. Команде так спокойнее, мы хорошо понимаем в сервисе и с радостью отдали комплаенс. В соцсетях сейчас хватает черной злобы в адрес Банка24.ру. Но в основном — конструктив. Например, конкретный вопрос: будет ли корректировка выплат из за девальвации? У меня есть стойкое ощущение, что нет — не будет. Потому что в законе написано, что курс валюты для расчетов с клиентами банка фиксируется на дату отзыва лицензии.
 
Как происходит урегулирование вопросов с АСВ?
 
— Сейчас оставшиеся в Банке24.ру сотрудники могут делать всего несколько вещей. Качественно работать, чтобы не тормозить ликвидацию. Разговаривать с клиентами, разбирая их случаи. АСВ шикарно отрабатывает то, что касается выплат «физикам»: все четко, даже часть документации переведена с канцелярского на русский. Но практика агентства по работе с «юриками» очень узкая. А мы, кроме качественной работы в старом балансе, можем только кошерно информировать... 
 
Вы ручались, что деньги вернутся всем и что средств хватит.
 
— Так и будет, вопрос — когда. Ликвидацию можно затормозить, но нельзя ускорить. Один месяц по факту потеряли — между назначением временной администрации и судом по делу о ликвидации. Иск был подан не в первый день работы временной администрации, суд назначил заседание с нарушением сроков, в итоге все затянулось почти на месяц.
 
Дальше — более понятный график: заступает ликвидатор. У него 60 дней на сбор требований клиентов и их фиксацию, 30 дней на сбор встреч кредиторов. Даже при условии шустрой работы остается эта формалистика. И только после нее можно начинать выплаты. Пока сроки ставят на март. При пессимистичном сценарии — апрель.
 
Параллельно идет сюжет с досрочной скупкой требований. Тут быстрее. Мы тоже ждали кучу всяких бумажек, но часть «юриков» — к сожалению, не все, — начали получать деньги одновременно с «физиками»: на третью неделю после отзыва. 
 
Были ли мысли начать все заново?
 
— Была такая идея — от клиентов причем. Они предлагали скинуться на новый банк. Мы даже посчитали, во сколько это обойдется: что-то приличное можно сделать не меньше чем за 2 млрд руб. Просчитали, что проект даже взлетит… И — решили не делать.
 
Почему?
 
— Честно? Подумал: будь я человеком с улицы, но с деньгами, и предложи мне кто все личные деньги вложить в банковский бизнес в России… Представляете? Банковский. Бизнес. В России! С нуля. Сегодня (Смеется). Хотя инвесторы были с хорошей репутацией, и даже свободная лицензия нашлась. Ну а если совсем честно, не надо заходить в одну реку дважды. 
 
C отзывом лицензии началась паника. Клиенты местных банков получали сообщения, что будто лицензий лишат и другие местные банки. Есть версии, кто все это спровоцировал?
 
— Паника ВСЕГДА случается, когда речь идет о социально значимом банке. Учитывая, что Банк24.ру обслуживал четверть бизнеса в Екатеринбурге, она была неизбежна. Было бы странно, если бы ее не было. Что касается тех, кто ее подогревал… (Задумывается) Я, например, точно знаю, что Сбербанк не при делах. Да, бизнес Сбера растет во время кризисов, потому что к нему многие сбегают... Но как бы к Банку24.ру Владимир Черкашин (председатель Уральского банка Сбербанка — Прим. ред.) ни относился, я точно знаю, что в этой ситуации он вел себя правильно и порядочно. Лично говорил сотрудникам: не смейте раздувать, уволю. Разослал специальный приказ… Если хотите мое мнение о заказчиках рассылки, я бы спросил о местном банке, который никогда в этих рассылках не светился.
 
Как вы работали при временной администрации?
 
— У них просто работа тяжелая — убивать. Плюс привыкли приходить в банки, где компьютеры уже вынесены, половина сотрудников отсутствует, вкладчики штурмуют. А у нас не так. Все на местах, разрухи нет. Мы стали помогать им изо всех сил, предлагали помощь, так как понимали, что они работают в интересах кредиторов, и жизнь наладилась.
Еще была неприятная ситуация: временная администрация отключает банк от электронных каналов связи — для защиты интересов кредиторов и вкладчиков. Поэтому все платежки возили в ЦБ. Зарплаты задерживали до полутора месяцев. Но мы сделали фонд взаимопомощи: все топы сбросились, и эти деньги мы под честное слово выдавали. Рядовые сотрудники не виноваты: у них кредиты, ипотеки, квартиры арендованные, семеро по лавкам. Продержались.
 
Грустно, что приходится ставить точку?
 
— Очень переживаю за клиентов, скорей бы выплаты. Еще грущу: несмотря на 
реинкарнацию, такого же Банка24.ру уже не будет, он закончился. Когда мы начинали в Банке24.ру, то нагоняли пафоса: надо создать явление. Мы его создали. Все о нас говорили, другое дело — что надо четче формулировать запросы мирозданию (Улыбается). Большое счастье — понять: то, что ты делал, было нужным и полезным. 
 
Александра Прыткова, Татьяна Апрельская