Меню

Игорь Гришин: Босния может заменить Алтай, Саяны, Турцию и даже Грецию

Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

«Ноги сказали мне: «Игорь, ты давай иди, а мы здесь подождем». О красотах и ужасах Боснии и Герцеговины, о дорогах, природных и рукотворных артефактах — в авторской колонке Игоря Гришина на DK.RU.

Рубрика: Наши за границей

Игорь Гришин, писатель, консультант в области стратегии, руководитель стратегической школы, занимающейся игрой Го, больше двух лет живет в Сербии. Несмотря на то, что Босния – ближайший сосед его новой родины, побывал он в этой стране впервые. И был поражен тем, какие ресурсы кроются здесь. О том, с чем он столкнулся, когда пересек боснийскую границу, Игорь Гришин рассказал в своих путевых заметках.

— Летом 2016-го года мы решили съездить из Сербии в Боснию. Нам предстояло доехать до границы, пройти пограничный контроль, добраться до столицы Сербской республики города Баня Лука, встретиться там с местными игроками Го, добраться до турнира в местечко Зеленковац, которое находится в самом центре боснийских гор, посмотреть чудеса, такие как Боснийские пирамиды, добраться до столицы Боснии Сараево, отпраздновать там четырехлетие старшей дочери, проехать Боснию насквозь, и успеть ко дню рождения моей жены, которое должно было состояться у Эмира Кустурицы на Мокрой Горе. По дороге мы хотели купить антикварных ковров. 

Даже не понимаю сейчас, почему я нервничал?

Мне предстояло всего лишь набить доверху джип, положить туда вещи годовалой и трехлетней дочерей, посадить их самих, не забыть оборудование для турнира, подарки сербским игрокам (русская водка и прочее), установить в машину холодильник, запасы воды и кое-что по мелочи. Я сходил в джип и обратно всего лишь раз двадцать. 

Наш маршрут выглядел так: Рума, Сремская Митровица, Биелина, Брчко, Шамац, Модрича, Дервента, Прнявор, Баня-Лука, Яйце, Мркович Град, Зеленковац, Высоко, Сараево, Вышеград, Дрвенград (Кустендорф), Краугевац. 

Боснийская экспедиция стартовала из города Сремски Карловцы — духовного центра сербского народа. Денек был жаркий, и жара собиралась преследовать нас до самых боснийских гор. Я сразу повернул на юг и объехал зеленый массив Фрушки.

Через час пути мы достигли границы. Здесь не было столпотворения машин, и все процедуры мы прошли минут за десять. По-моему, я так и оставался за рулем и даже не выходил, чтобы открыть заднюю дверцу. Здесь надо отметить, что граждане России проходят боснийскую границу по загранпаспорту и без виз. Мы прошли погранпереход в районе Биелины и помчались по так называемому сербскому коридору. 


Босния и Герцеговина расположена на западе Балканского полуострова. Это самая западная мусульманская страна Европы. Ее население около 4 млн человек, а площадь — 50 тыс. кв. км. В центре — горы, покрытые лесом. Площадь лесных массивов Боснии и Герцеговины — половина территории страны. Карта с сайта www.stankobiznes.ru

Дорога к столице

Когда мы пересекли границу, горы маячили слева и довольно далеко. А по краям шоссе располагались автосервисы. Сплошная их сеть тянется от границы километров на сто. Автосервис — самое слабое место в Сербии. Машины в Сербии чинят кое-как, затягивают сроки, «разводят» на запчастях, смышленых мастеров нет, к дилерам обращаться категорически нельзя, и поэтому сербы едут чинить машины в Боснию.

Еще в Боснии дешевые бензин и дизель. Особенно важно, что и то, и другое — самого лучшего качества. Это особенно странно в сравнении с той же Сербией. В Сербии бензин и дизель прямо поставляются из России. В Боснии — непонятно, откуда. Но в Боснии дизель процентов на тридцать дешевле и его можно лить за евро.

То, что можно заправляться за евро, важно еще и потому, что купить боснийскую марку, а это официальная валюта Боснии, довольно проблематично. Она продается только в банках. Обменников нет. От слова совсем. Банк обычно один на весь город, располагается он в самом центре, где не так-то просто припарковаться. Более того, в банке очередь. Более того, у них короткий день. И, как говорится, тебе очень сильно не повезло, если обмен валюты пришелся на субботу и воскресенье. Плюс банки снимают комиссию, а курс там невероятно «убитый».

Почему так плохо с обменом, мне понять так и не удалось. Местные говорили, что боснийские марки им, дескать, особенно не нужны, что они вообще похожи на фантики. Но это местные. Они годами ничего не покупают за бумажные деньги, у них — бартерные обмены. А что делать туристу?

В Сараево с этим проблем меньше, так как банков там прилично. Но Босния — это не только Сараево. Все основные ее достопримечательности расположены в труднодоступных для банков местах.

Мы поменяли валюту в Баня Луке. Для этого принимавшей нас стороне пришлось обойти всех близлежащих соседей. Кто-то из них поменял 50 евро, кто-то — даже 100. Курсы обмена у всех получились разные. 


Римская свастика это ладно, а вот сумочка! Музей Сараево, снимать категорически воспрещено

Так называемый сербский коридор, сильно петляя, тянется вдоль северной границы Боснии. Параллельно ему, со стороны хорватской границы, идет великолепный автобан европейского уровня. Но он, во-первых, платный, а во-вторых, для него нужен Шенген. Ну и не так красиво, говорят сербы, которым Шенген для поездок по Европе не нужен, а вот аргумент платно или бесплатно — аргумент важный.

Дрвента, Модрича, Прнявор — дорожных знаков немного. Можно сказать даже, что их нет. И это так здорово! В России устаешь от огромного количества дорожных знаков, которые просто спамят водителя, здесь дорожного спама нет. А вот указатели «Баня Лука» есть. И они здесь очень нужны. Дорога часто раздваивается под 90 градусов, и неудачный поворот может унести в такое сердце боснийских гор, откуда никаких дорог уже нет.

А по обеим сторонам шоссе огромное количество брошенных сербских домов. Это следы эвакуации сербского населения Боснии. Дома эти надолго останутся немым укором людям. И это не дома прошлых эпох, которые хочется купить и восстановить по камушку. Бетонный антидизайн восьмидесятых угнетающе действует на сознание и подсознание. 

Кстати, когда я говорил кому-то из сербов, что мы едем в Боснию по сербскому коридору, а потом по горам, они смотрели на меня как на героя из фильма про индейцев. Мог ли я сам еще два года назад представить, что буду стремиться в край, где до сих пор на горных тропинках встречаются мины? Буду звать туда людей? Везти детей?

И вот что характерно. Многие мои новые знакомые сербы родились в Боснии, но не были там по 25 лет. Естественно, не были ни на каких боснийских пирамидах, даже не слышали о них. Как и о том, что в Сараево неплохие турецкие ковры.


Шестиногая собака на древнем надгробии, Босния

В Зеленковаце

Но продолжим рассказ. На закате мы выехали из Баня Луки в Зеленковац, в сердце Горной Боснии. Чтобы попасть туда, надо знать поворот. Один раз ошиблись, три раза спросили, но поворот нашли. И сразу по приезду появилось ощущение — место превышает любые ожидания! Повсюду вековые деревья, лес, воздух сладчайший — можно наполнять баллоны и откачивать обессиленных. На Алтае не встретишь такого воздуха. Повсюду из темноты гремят водопады.


В боснийском лесу хорошо вспоминается Плайя Хирон и другие бои революции 

Здесь — нереально! Дремучий лес, но ни одного комара. Нет цивилизации, но отличный интернет и нефильтрованное разливное пиво, которое стоит пол-евро за кружку. Здесь ручьи и водопады, горное озеро и наш домик, стоящий на самом обрыве над озером. Из родника настолько студеная вода, что сводит зубы.  

И да. В Боснии варят кофе в турке. Даже в лесу.


Босния и Герцеговина: еда, кофе.

Проведя счастливые дни в Зеленковаце, съездив на водопады и каскады древней столицы Боснии города Яйце, мы взяли курс на Сараево. Но по дороге должны были посетить Боснийские пирамиды (Высокое). Все складывалось удачно, кроме одного. Мы прибыли в Высокое в кромешном дожде. Но мы же с малышами не такие люди, чтобы отступить?! Приняли решение ехать на пирамиду Солнца. Проехали веревочный шлагбаум, где до дождя сидел человек, собирающий с туристов деньги, а теперь никого не было. Спросить некого, грунтовая дорога вьется вдоль довольно подозрительного ручья. Едем вперед километра три. Дождь не стихает, ручей набирает мощь, слева кусты, справа поток. Решение одно — разворачиваться в ручье. Вот для таких случаев мы и покупаем «Дефендер»!

Вернулись в Высокое, повернули на пирамиду Луны. Дорога — ужас. Дефендер идет на первой передаче, аж хрипит. Как на нормальной машине тут ехать, не знаю. Постоянные развилки, приходится вставать на ручник на уклоне в 40 градусов и соображать — влево или вправо? Дорога заросла и с боков, и сверху. Верхним багажником прочищаю ее как в Амазонии. Куда ехать? Хрен его знает! Еду на интуиции. А потом бац — пирамида. На ней — руины. Выхожу и понимаю — дождь прекратился! Над нами — окно синевы, Глаз Бога. И мы без раздумий и разведок идем на штурм пирамиды. Едва отошли от дороги — два мегалита и гробница. И — камни прямо у тропы, свалены в кучу, словно мусор. Безопасно энергетически. Взяли трофеем. 


Камни боснийских пирамид

Ковры и страшный туннель

Мы в Сараево. Сегодня старшей дочери стукнуло 4 года. Вот она в крыльях бабочки у дверей суфийской школы, основанной в 1537 году. Она давно просила купить ей крылья, чтобы она могла летать словно бабочка. И вот что интересно. Когда я делал ее портрет в крыльях и фото таблички в закрытые двери суфийской школы кто-то или что-то стучало. Изнутри. Я бы даже сказал — рвалось. Но никто не вышел. И двери остались закрытыми.

В Сараево два часа подряд смотрим ковры. Умотали четырех продавцов. Посмотрели по три раза сто пятьдесят ковров. Белуджистан, Афганистан, Персия, Иран, Бухара. Даже немного разобрались с боснийскими коврами. Цены на них смехотворны даже на старом базаре Сараево. Но надо брать в комбинации с персидскими, так как боснийские ковры продавцам нужны для рекламы. За два часа переговоров можно понять, какие мотивы традиционные, где линяет и почему, какие краски природные, какие нет. Интересно! В то, что якобы все боснийские ковры вывезли в Турцию, восстановили и перепродали в Европу — не верю. Все вывезти и перепродать невозможно. И да — чай! В Боснии отменный чай. И его здесь правильно подают. Между коврами можно и нужно пить чай. Он горячий, и его подают в стекле. 


Возраст этого персидского ковра, купленного в Сараево, — от 40 лет. Его родина — Иранский Туркестан. Плотность 200 тыс. узелков на метр

Купив ковер, осмотрев древности в музеях Сараево, мы помчались к Кустурице. По дороге навигатор предложил короткую дорогу, и мы прилично заблудились на заброшенных дорогах Боснии.

Примерно в 70 км от Сараево есть развилка, где старая дорога идет прямо, а новая уходит серпантином на Гаранжу. Мы, конечно, поехали прямо. Дорога там совершенно заброшена, есть каменные осыпи, но это мы преодолели. Ни машин, ни людей на этой дороге нет. Мы были там совершенно одни.

Дальше есть очень старый деревянный мост с разрушенной древней башней на противоположной стороне. От этого моста и башни сильно повеяло страшным. Но, как говорится, нам не хватило. Потом был туннель. Туннели нам встречались и раньше, мы весело снимали их на камеру, благо, дети спали в креслах. Но на въезде в этот тоннель Ирину «накрыло». Она заорала, я выскочил из машины, и тогда «накрыло» меня. Как это описать? У Толкиена это хорошо описано, когда Фродо и Сэм очутились в туннеле, где тьма была гуще, чем тьма. Вот примерно то же самое. Ни дальний свет джипа эту тьму не прорезает, ни умозрение, ни видение. Мокрый потолок, осклизлый каменный пол, все уходит в кромешную тьму и еще куда-то вниз. Ни дуновения воздуха, ни сквознячка. Видимо, этим путем давно не ездят, и там, в отсутствие людей, накопилось нечто.


Страшный туннель

Я, конечно же, пошел пешком, чтобы посмотреть, что там дальше, но ноги сказали мне: «Игорь, ты давай иди, а мы здесь постоим и подождем». Так что я залез в джип, заперся и тихо сдал задним ходом. И вот тут накрыло по новой — перед туннелем звенящая тишина! Очень аккуратно и медленно развернулся между обрывом и каменной стеной и шуранул назад. Надо ли повторять, что опять не встретилось ни человека, ни машины?

Попробовали боковую дорожку — засыпана камнями. Причем явно — дело рук человека. И вот еще что интересно — дети проснулись точно перед туннелем. В общем, если среди читателей есть смелые парни и героини, то вы, конечно же, можете съездить туда. Я покажу дорогу!

Выводы

До поездки я считал Боснию не самым лучшим соседом. Она представлялась мне чем-то взрывоопасным, с глубокими внутренними противоречиями. Теперь же я наслаждаюсь пониманием того, какой это ресурс. Босния вполне замещает Алтай (горы, леса, реки), Саяны (глухие горы, мощные реки, чудеса природы), Турцию (весь восточный колорит) и даже в чем-то Грецию (антика, руины, артефакты). А с учетом того, что почти половина Боснии — это республика Сербска (инь-ян в инь-яне), то Босния превращает Сербию в территорию с двумя глазами. Не уменьшает, а удваивает Сербию!


Горная Босния, «Край 1000 водопадов» и Дома водяного народа

Босния — океан. Здесь много чего есть, часто в свободном состоянии. Туда надо ездить. В Боснии надо проводить семинары по Го и бессмертию. Если вы прилетите в Белград утром, то вечером мы будем уже в лесном лагере Зеленковац. При этом есть шанс успеть искупаться на каскадах в Яйце, а это есть на редкость круто. В Зеленковаце редкое сочетание природного и социального, много выдающихся личностей, которых можно встретить только в самых сложных местах Земли. Три-четыре дня в Зеленковаце — это так много, что после этого можно лететь в Москву и работать на этой энергии.

Фото: Игорь Гришин