Меню

Бренд «Сотика» встал на перепутье

омпания «Центр мобильной связи «Сотика» появилась три года назад. По словам Алексея Мельмана, одного из учредителей фирмы, за это время сотовому ритейлеру удалось получить 3-5% городского рынка.

Сеть салонов мобильной связи «Сотика» выставлена на продажу. Ее акционеры ведут переговоры с несколькими компаниями, чьи имена пока не разглашаются. Сами учредители «Сотики» хотят заняться новым направлением — созданием бизнесов с нуля и их продажей. Представители национальных сетей считают, что судьба «Сотики» ждет многих екатеринбургских игроков.

омпания «Центр мобильной связи «Сотика» появилась три года назад. По словам Алексея Мельмана, одного из учредителей фирмы, за это время сотовому ритейлеру удалось получить 3-5% городского рынка. Суммарная площадь всех магазинов (восемь штук) составляет 400 кв. м, большинство из них — арендованные помещения. За всю сеть хозяева просят $150-200 тыс. (оборот компании в месяц составляет $300 тыс., прибыль — $70 тыс., а операционные расходы — $30 тыс.).

Как пояснил Николай Зейников, руководитель департамента рекламы и PR «Сотики», сейчас есть несколько покупателей и соответственно как минимум две стратегии развития сети. По одной бренд «Сотика» может остаться, по другой  — исчезнуть. Евгений Симкин, директор ЦМС «Сотика» и один из учредителей: Нам же интересен федеральный покупатель без собственного раскрученного бренда, который будет развивать нашу торговую марку.

«ДК» стало известно, что сетью интересовался и генеральный представитель DIXIS в Уральском регионе Константин Шептун. Цена «Сотики», по его словам, завышена в два-три раза: Там всего четыре привлекательные точки, остальные неинтересны нам, поскольку неодинаково эффективны.

В DIXIS считают, что «уход с рынка не самого слабого игрока Екатеринбурга — знаковое событие». Это начало закономерного процесса постепенной консолидации игроков и окончательного передела рынка, — уверен Константин Шептун. — 2005 г. станет переломным для рынка сотового ритейла — большинство региональных участников будут вынуждены уйти, не выдержав конкуренции с национальными лидерами. Он полагает, что их останется в Уральском регионе не более 15.

Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group, говорит, что одна из возможностей выживания региональных сетей — установление прямых контактов с мировыми вендорами. За счет этого они будут конкурентоспособны по цене с федеральными компаниями. Но проблема в том, что производители не хотят напрямую давать дилерство мелким сетям…

Сами учредители «Сотики» считают свой бизнес вполне конкурентоспособным и главной причиной продажи называют «желание заняться другим видом деятельности, например продажей готового бизнеса». Мы хотим на свои деньги запускать новые предприятия, доводить их до привлекательного состояния, — уточнил
г-н Мельман. Наиболее востребованные активы компания будет оставлять в холдинге. Сегодня собственники «Сотики» участвуют в туристическом бизнесе, юридическом, рекламном, консалтинговом и IT. Пока конгломерат никак юридически не оформлен, а холдинг не имеет названия.

Борис Карнаухов, адвокат, управляющий партнер компании «Легальный бизнес», подчеркнул, что продажа готового бизнеса — перспективное направление, которое только начало развиваться в Екатеринбурге. Г-н Карнаухов говорит, что рентабельность на этих операциях гораздо выше, чем в сотовом ритейле, — не менее 300%. Евгений Симкин: Сотовый ритейл имеет фиксированную рентабельность. Это обычная торгово-закупочная деятельность. Достаточно примитивный процесс. Создание чего-либо — процесс, близкий к производству, и здесь совершенно другие рентабельности. Но и уровень рисков, естественно, высок.

Г-н Симкин уточнил, что компания изначально будет вкладывать деньги и развивать те бизнесы, в которых уже разбирается, это потребительский рынок (салоны связи, парикмахерские, продуктовые магазины), IT, консалтинг, реклама, юриспруденция. Планируется, что продажей займется Уральская палата готового бизнеса.

Предприниматели в новом деле, уверен г-н Карнаухов, столкнутся с несколькими проблемами сразу: Бизнесы продаются по двум причинам — нехватка оборотных средств и высокая конкуренция. Им придется переходить оба этих барьера. Самое главное, что здесь потребуется, — управленческие решения. Нужен грамотный менеджер. Я очень сомневаюсь, что у них есть такое количество руководителей.

Дмитрий Иванов
ivanov@apress.ru