омпания «Центр мобильной связи «Сотика» появилась три года назад. По словам Алексея Мельмана, одного из учредителей фирмы, за это время сотовому ритейлеру удалось получить 3-5% городского рынка.
омпания «Центр мобильной связи «Сотика» появилась три года назад. По словам Алексея Мельмана, одного из учредителей фирмы, за это время сотовому ритейлеру удалось получить 3-5% городского рынка. Суммарная площадь всех магазинов (восемь штук) составляет 400 кв. м, большинство из них — арендованные помещения. За всю сеть хозяева просят $150-200 тыс. (оборот компании в месяц составляет $300 тыс., прибыль — $70 тыс., а операционные расходы — $30 тыс.).
Как пояснил Николай Зейников, руководитель департамента рекламы и PR «Сотики», сейчас есть несколько покупателей и соответственно как минимум две стратегии развития сети. По одной бренд «Сотика» может остаться, по другой — исчезнуть. Евгений Симкин, директор ЦМС «Сотика» и один из учредителей: Нам же интересен федеральный покупатель без собственного раскрученного бренда, который будет развивать нашу торговую марку.
«ДК» стало известно, что сетью интересовался и генеральный представитель DIXIS в Уральском регионе Константин Шептун. Цена «Сотики», по его словам, завышена в два-три раза: Там всего четыре привлекательные точки, остальные неинтересны нам, поскольку неодинаково эффективны.
В DIXIS считают, что «уход с рынка не самого слабого игрока Екатеринбурга — знаковое событие». Это начало закономерного процесса постепенной консолидации игроков и окончательного передела рынка, — уверен Константин Шептун. — 2005 г. станет переломным для рынка сотового ритейла — большинство региональных участников будут вынуждены уйти, не выдержав конкуренции с национальными лидерами. Он полагает, что их останется в Уральском регионе не более 15.
Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group, говорит, что одна из возможностей выживания региональных сетей — установление прямых контактов с мировыми вендорами. За счет этого они будут конкурентоспособны по цене с федеральными компаниями. Но проблема в том, что производители не хотят напрямую давать дилерство мелким сетям…
Сами учредители «Сотики» считают свой бизнес вполне конкурентоспособным и главной причиной продажи называют «желание заняться другим видом деятельности, например продажей готового бизнеса». Мы хотим на свои деньги запускать новые предприятия, доводить их до привлекательного состояния, — уточнил
г-н Мельман. Наиболее востребованные активы компания будет оставлять в холдинге. Сегодня собственники «Сотики» участвуют в туристическом бизнесе, юридическом, рекламном, консалтинговом и IT. Пока конгломерат никак юридически не оформлен, а холдинг не имеет названия.
Борис Карнаухов, адвокат, управляющий партнер компании «Легальный бизнес», подчеркнул, что продажа готового бизнеса — перспективное направление, которое только начало развиваться в Екатеринбурге. Г-н Карнаухов говорит, что рентабельность на этих операциях гораздо выше, чем в сотовом ритейле, — не менее 300%. Евгений Симкин: Сотовый ритейл имеет фиксированную рентабельность. Это обычная торгово-закупочная деятельность. Достаточно примитивный процесс. Создание чего-либо — процесс, близкий к производству, и здесь совершенно другие рентабельности. Но и уровень рисков, естественно, высок.
Г-н Симкин уточнил, что компания изначально будет вкладывать деньги и развивать те бизнесы, в которых уже разбирается, это потребительский рынок (салоны связи, парикмахерские, продуктовые магазины), IT, консалтинг, реклама, юриспруденция. Планируется, что продажей займется Уральская палата готового бизнеса.
Предприниматели в новом деле, уверен г-н Карнаухов, столкнутся с несколькими проблемами сразу: Бизнесы продаются по двум причинам — нехватка оборотных средств и высокая конкуренция. Им придется переходить оба этих барьера. Самое главное, что здесь потребуется, — управленческие решения. Нужен грамотный менеджер. Я очень сомневаюсь, что у них есть такое количество руководителей.
Дмитрий
Иванов
ivanov@apress.ru