«Раньше инвестсоветники давали консультации за деньги, а требований к ним не было. Сейчас клиент может потребовать от них возместить убытки». ЦБ вывел инвестконсультантов из серой зоны: что изменится?
В конце прошлого года вступил в силу закон, который регулирует деятельность инвестиционных советников. До декабря прошлого года такая деятельность не являлась регулируемой, и инвестсоветники фактически не несли ответственность за свои действия, говорит Лариса Селютина, директор департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России. В интервью DK.RU г-жа Селютина рассказала, что изменилось на рынке финансового консультирования и поможет ли это повысить активность физических лиц на финансовом рынке.
Насколько велика была необходимость в этом законе?
— Инициатором закона выступило само профессиональное сообщество. Банк России поддержал эту инициативу.
Закон, во-первых, важен с точки зрения развития института розничного инвестора. В условиях снижения доходности по традиционным финансовым инструментам, таким как банковские вклады, все большее число граждан обращаются к инструментам финансового рынка. Для регулятора формирование внутреннего инвестиционного спроса, обеспечение доступности инвестирования — это ключевое условие, необходимое для стабильного развития рынка капитала. Мы поддерживаем и приветствуем инициативы, которые способствуют приходу новых клиентов на фондовый рынок и появлению новых доступных сервисов.
Во-вторых, закон важен с точки зрения защиты прав потребителей финансовых услуг. Само по себе консультирование в России — это уже существующий бизнес. Но до появления нового закона советники действовали либо в рамках брокерской лицензии, либо доверительного управления, оказывая консультации как дополнительный сервис, что приводило порой к конфликту интересов.
Профессиональные участники рынка, как правило, предлагают выгодный им продукт, который они сами и произвели. А выгоден ли этот продукт для конкретного клиента, который пришел его покупать? Этого никто не оценивает.
Главное — продать продукт самого профучастника. Поэтому мы посчитали, что необходимо ввести отдельное регулирование для такого вида деятельности как инвестиционное консультирование.
Что изменилось на рынке в связи со вступлением в силу нового закона?
— Бизнес по инвестиционному консультированию до сих пор отсутствовал на финансовом рынке как отдельный вид профессиональной деятельности. Сейчас наша задача — вывести его из «серой» зоны, чтобы он находился в регулируемом поле и у Банка России были полномочия по адекватному надзору за этой деятельностью.
С момента вступления закона в силу, то есть с 21 декабря 2018 г., заниматься инвестконсультированием могут только юридические лица и ИП, которые соответствуют определенным критериям и, самое главное, включены в специальный реестр Банка России. Теперь инвестиционные советники являются нашими поднадзорными: мы будем следить за соблюдением ими требований законодательства РФ, в том числе нормативных актов Банка России. А в случае, если поднадзорные нарушают требования, мы будем применять соответствующие меры.
Насколько сейчас исключается возможность возникновения конфликта интересов у инвестиционного консультанта?
— Конфликт интересов возможен и может быть связан с разными факторами, например, с совмещением различных видов деятельности на рынке ценных бумаг. В частности, такой конфликт может быть у брокера, который также предоставляет своим клиентам инвестиционные рекомендации.
Банк России в нормативных актах, регулирующих деятельность инвестиционного советника, указал ряд случаев, при которых конфликт интересов точно есть, а также предусмотрел обязанности советника самостоятельно выявлять такой конфликт, уведомлять клиента о нем и принимать меры для его урегулирования.
Один консультант, который теоретически попадает под действие закона, сказал, что ему легализация не очень интересна, потому что закон громоздок и сложен в применении.
— Понятно, что ему неинтересно: он давал консультации, брал за это деньги и в то же время его деятельность специально не регулировалась, а к нему самому не предъявлялось никаких требований.
Сейчас мы говорим о том, что инвестиционный советник обязан действовать не только разумно и добросовестно, но и прежде всего в интересах клиента. Чтобы клиент правильно вложил деньги, исходя не только из желаемой доходности, но и своей толерантности к риску.
Поэтому первое, что должен будет сделать инвестиционный советник — определить инвестиционный профиль клиента. Это новая, обязательная и важная процедура. В профиле отражается информация о желаемой доходности за определенный период времени и о риске, который способен нести клиент. Инвестконсультант отвечает за то, чтобы финансовые инструменты и сделки, которые он рекомендует клиенту, соответствовали его инвестпрофилю.
Что грозит советнику, который пренебрег интересами клиента?
— В этом случае клиент может потребовать от инвестсоветника возмещения убытков. Однако определить границы действий советника можно будет только на основе судебной практики, конкретных кейсов.
Закон не предусматривает страхования ответственности инвестиционного советника, создания компенсационных фондов или каких-либо иных компенсационных механизмов для клиентов инвестиционных советников. Поэтому в случае привлечения к гражданско-правовой ответственности инвестсоветники будут отвечать принадлежащим им имуществом.
Теперь потенциальные клиенты будут понимать, что они получают услугу у специалиста, который отвечает определенным требованиям, его деятельность более понятна и прозрачна. За рубежом бизнес инвестиционных консультантов достаточно развит. Как правило, это небольшие компании, которые долгое время консультируют клиента не только по инвестициям на финансовом рынке, но и по другим вопросам, связанным с финансами. Например, составляют индивидуальные финансовые, пенсионные или налоговые планы, рекомендуют те или иные страховые продукты и так далее.
Инвестиционные советники в России тоже могут консультировать граждан не только по ценным бумагам, но и предлагать дополнительные услуги: давать советы по формированию семейного бюджета, достижению финансовых целей и так далее.
А будет ли спрос со стороны населения? Темпы роста доходов граждан находятся на нулевом уровне, средний класс вымывается.
— Услуги инвестсоветников не всем по карману: некоторые из них сейчас работают с активами от 10 млн руб. Конечно, массовый розничный инвестор не может себе позволить услуги такого специалиста. В то же время мы надеемся, что массовому развитию инвестиционного консультирования и приходу розничных клиентов к инвестконсультантам будет способствовать развитие робоэдвайзинга (автоматизированная платформа, которая предоставляет финансовые консультации и сервис по созданию и управлению инвестиционным портфелем с минимальным вмешательством человека — прим. ред.).
Крупные компании уже предлагают такую услугу. Робот может проводить риск-профилирование клиента, рекомендовать ему направление инвестирования и виды ценных бумаг для покупки исходя из риск-профиля.
Кроме того, к инвестиционному консультированию относится также автоследование (платформа автоматического трейдинга, основанная на копировании сделок успешных трейдеров в режиме реального времени — прим. ред.) и это направление тоже станет регулируемым. Развитие финансовых технологий расширяет спектр услуг и повышает их доступность для населения.
Сколько уже инвестсоветников получили законный статус?
— С момента вступления в силу закона в реестр инвестиционных советников включено более 30 компаний.
Еще раз подчеркну, что инвестиционным советником является не отдельный сотрудник компании, непосредственно предоставляющий инвестиционные рекомендации, а сама эта компания или индивидуальный предприниматель. Они должны соответствовать требованиям, установленным законом и нормативным актом Банка России. В частности, непосредственно формировать инвестиционные рекомендации могут только работники, которые имеют высшее образование, квалификационный аттестат специалиста финансового рынка первого типа или свидетельство о квалификации, подтверждающее соответствие требованиям профессионального стандарта «Специалист по финансовому консультированию». Кроме того, работники инвестиционного советника должны иметь либо опыт работы на финансовом рынке, либо опыт совершения собственных сделок, либо международные сертификаты. Требования минимальны и, на наш взгляд, являются не обременительными.
Те, кто хочет официально попасть в реестр в качестве инвестиционного советника, могут направить документы в Банк России. Кроме того, те инвестиционные советники, которые используют программы автоконсультирования или программы автоследования для предоставления рекомендаций, также могут направлять в Банк России такие программы для аккредитации.
Очень часто ссылаются на российский менталитет: каждый сам разбирается в личных финансах. Видите ли в этом какие-то риски и препятствия, которые помешают людям пользоваться услугами инвестконсультантов?
— Это говорит о том, что в стране достаточно низкий уровень финансовой грамотности населения. Российский рынок, как и любой молодой финансовый рынок, прошел несколько различных потрясений: в 1998-м, 2008-м, 2014-м. Многие клиенты, которые начинали вкладываться в рынок ценных бумаг на волне роста, потом разочаровывались и уходили. Сейчас ситуация более или менее стабильная, и они возвращаются. Кроме того, за это время регуляторная среда все-таки изменилась. Сейчас деятельность профессиональных участников стала более прозрачна для нас.
К тому же у нас активно работает Служба по защите прав потребителей, которая возникла пять лет назад. Многие люди о ней знают, постепенно начинают понимать, что их интересы защищают. Появляется много программ по развитию финансовой грамотности, в том числе и в регионах. Все это не так быстро, но даст определенный эффект. И мы надеемся, что в ближайшем будущем население станет разбираться, как можно эффективно инвестировать свои сбережения, какую часть вложить в депозиты, а какую — в другие финансовые инструменты.
Главное, чтобы было что вкладывать.
— И в какие инструменты. А это зависит от общего состояния рынка. Сейчас есть объективные обстоятельства, которые создают сложности для развития нашего финансового рынка. Но как бы то ни было, они преодолимы, у России, я считаю, колоссальные перспективы. И шаги, которые мы делаем в этом направлении, позволят каждому инвестору найти свою нишу и получить дополнительный доход.