«ЭКСПО — это возможность. Те, у кого есть энергия и идеи, используют ее. К чемпионату кто-то из рестораторов озаботился элементарным переводом меню на английский, а кто-то — нет, и не заработал».
Матчей Чемпионата мира по футболу представители уральского бизнеса ожидали со скепсисом. DK.RU неоднократно публиковал колонки и комментарии, в которых предприниматели заявляли, что они скорее потеряют на чемпионате, чем заработают. Тем не менее, наплыв болельщиков и игроков позволил многим рестораторам и владельцам гостиниц получить дополнительную прибыль и ценный опыт. Сейчас Екатеринбург претендует на право проведения международной выставки ЭКСПО-2025. О том, какие возможности получит город и бизнес, если наш город будет выбран площадкой для этого мероприятия, DK.RU рассказал замглавы администрации Екатеринбурга по организации значимых общероссийских и международных мероприятий Сергей Тушин.
Екатеринбург борется за право принимать в 2025 году всемирную выставку ЭКСПО. Чего нам ждать от этого мероприятия?
— Начнем с того, что за право проведения борется не Екатеринбург, а вся Россия, и поддержка российского государства существенно увеличивает шансы нашего города стать площадкой для ЭКСПО. Что нас ждет, если мы получим это право? Выставка будет длиться полгода — со 2 мая по 2 ноября. По предварительным расчетам, ее посетят 14 млн гостей, которые сгенерируют 37 млн посещений ЭКСПО-парка. Фактически, это означает, что атмосфера матчей Чемпионата мира будет ощущаться в Екатеринбурге не две недели, а шесть месяцев.
Да, но ЭКСПО — это, скорее, деловое мероприятие. Вряд ли стоит ожидать, что его посетители будут пить текилу или танцевать в сомбреро на улицах города…
— Неверно думать об ЭКСПО как исключительно деловом мероприятии. Такое представление существует у горожан потому, что далеко не все из них имели возможность посетить ЭКСПО. В 2017-м, когда мне посчастливилось увидеть выставку ЭКСПО в Астане, не скрою, я ожидал увидеть что-то вроде нашего ИННОПРОМа, только помасштабнее: распиленные машины, вежливые менеджеры с визитками, презентации с графиками.
Я не умаляю значение ИННОПРОМа, но стационарную тематическую выставку действительно сложно назвать общегородским праздником, она проводится совершенно с другой целью. В Астане я убедился, как ошибался и насколько некорректно воспринимал ЭКСПО. Это огромное по своему масштабу мероприятие, где каждая страна (а в 2025 году в выставке планируют принять участие 140 стран) пытается представить весь свой потенциал, все свои возможности, демонстрируя достижения в самых современных технологических, эмоциональных формах и форматах. Они не столько демонстрируют свои достижения, сколько воздействуют на эмоции.
На одной площадке можно увидеть какие-то совершенно невероятные футуристические инсталляции, тут же выступают национальные коллективы и мировые звезды, играют африканские барабанщики, источают ароматы кухни разных стран. Общее ощущение масштабного карнавала, в котором каждый участник пытается завладеть твоим вниманием, заставить тебя запомнить его и полюбить. Больше всего это похоже на атмосферу, царившую в городе во время матчей, только продленную во времени. А когда ЭКСПО закончится, Екатеринбург в качестве наследия получит район будущего, построенный в соответствии с самыми современными технологиями и требованиями.
Перед чемпионатом представители бизнеса, в том числе и из индустрии гостеприимства, говорили о том, что это событие принесет им скорее убытки, чем прибыль. Однако в процессе ЧМ многим удалось заработать. Что получит бизнес от ЭКСПО, если Екатеринбург получит право на его проведение?
— Как любое масштабное мероприятие, ЭКСПО — это возможность, которую тот, у кого хватает энергии, воли и идей, использует по полной. У нас и к чемпионату кто-то из владельцев кафе и ресторанов озаботился тем, чтобы элементарно перевести меню на английский язык и тем привлечь больше посетителей, а кто-то не стал этим заниматься и не заработал. С выставкой будет точно так же.
Если и когда заявка России будет одобрена, ждать стоит в первую очередь масштабных строительных проектов. Выставка дает возможность поставлять на нее свои товары, предлагать услуги, кадры, технологии. Она выгодно изменит транспортную инфраструктуру, будет развиваться индустрия гостеприимства — гостиницы, рестораны, туризм, переводчики. Мероприятие предоставит новые возможности даже для ИТ-сферы: разработай удобную интерактивную карту, заработай на этом и получи известность. Но если бизнес будет сидеть и ждать «что же нам принесет ЭКСПО», не уверен, что это будет эффективно. По опыту Чемпионата мира по футболу мы видим, что у некоторых горожан сложилось такое видение: с одной стороны власть, которая «тащит» мероприятие, с другой — общественность, которая ждет, что из этого получится. На ЭКСПО, Чемпионат и другие крупные мероприятия надо смотреть как на что-то свое, как на возможности для себя.
Изменилось ли в городском сообществе отношение к ЭКСПО после матчей Чемпионата?
— Социология фиксирует масштабное позитивное изменение в восприятии горожанами ЭКСПО и других крупных мероприятий. Хотелось бы, чтобы эти изменения отражались и в действиях.
Какой опыт, вынесенный из подготовки к Чемпионату, будет применим при подготовке к ЭКСПО или других международных событий?
— Самое главное — это опыт командной работы властей всех уровней и бизнеса в решении одной общей задачи, работы на результат. Мы уже успешно применяем технологии, «обкатанные» во время матчей. Появилось достаточно много технологических новелл. Например, мы отработали — и отработали отлично — вместе с полицией и ГИБДД технологию перекрытия улиц и изменения маршрутов общественного транспорта. Недавно у нас прошел марафон «Европа-Азия», и во время него мы применяли ровно те же методы и оборудование, закупленное к ЧМ. В результате мониторинг соцсетей показал, что оценка горожанами подобных событий существенно изменилась. Или — восьмиязычный колл-центр, который мы создали к чемпионату. Сейчас в нем нет необходимости, но мы его можем моментально развернуть для любого международного события. Это — нематериальное наследие Чемпионата, которое мы будем использовать еще очень долго. Как, собственно, и материальное — спортивные объекты, дороги, транспорт.
Да, о наследии Чемпионата говорили и писали много…
— Это действительно повод для гордости. Существует огромное количество примеров, когда проведение международных мероприятий подрывало экономику страны, а объекты, выстроенные для них, потом зарастали травой. Например, так произошло с наследием Олимпийских игр в Греции. У нас в городе ни один объект к Чемпионату не начинал строиться до получения внятных ответов на вопросы, что будет с этим объектом после 15 июля, кто за ним будет следить, на чьи деньги будут его содержать. В результате у нас есть современный футбольный стадион, который после демонтажа выносных трибун будет вмещать 23 тыс. зрителей — именно столько, сколько требуется городу, команда которого играет в российском первенстве.
То же самое можно сказать про другие спортивные площадки. Перед реконструкцией каждого тренировочного стадиона мы точно знали, какая спортивная школа там будет базироваться после чемпионата. Более того, тренировочные площадки «вписывали» в спортивные кластеры. Например, в «Калининец» помимо тренировочного поля входят бассейн, крытый легкоатлетический манеж, сейчас там заканчивается строительство легкоатлетического стадиона, в будущем там появится ледовый ФОК, к лыжной трассе добавят лыжероллерную трассу. Схожая ситуация с «Уралом» и площадкой на Химмаше.
Кроме того, мы закупили к чемпионату 169 низкопольных автобусов на газомоторном топливе. До этого в городе не было инфраструктуры для их заправки. Но сейчас она появилась, то есть, мы фактически создали новый рынок, и теперь транспорт на газе сможет покупать любой желающий.
В наследство от мундиаля осталось и слияние проспекта Ленина и улицы Татищева. Вообще, это была давняя идея — пробить прямую магистраль в сторону ВИЗа, ее предусматривал еще генплан развития города 70-х годов, рано или поздно она бы все равно появилась, чемпионат просто ускорил ее появление.
Можете ли назвать ошибки, которые были допущены при организации Чемпионата?
— Были проекты, которые не выстрелили на 100%, но, тем не менее, свою задачу они выполнили. Например, было много претензий к организации информационного центра на Плотинке. Но я хочу защитить своих коллег, которые его организовывали, потому что болельщики бывают разные. Кому-то надо пить текилу и танцевать на площади, а кому-то хочется узнать историю страны и народные традиции. Таких гостей может быть меньше, но они важнее для нас. Много негатива и дискуссий вызвали и выделенные полосы для транспорта групп FIFA. Однако в формате наследия они превратились в выделенные полосы для общественного транспорта, и, я надеюсь, заложили некие ментальные сдвиги: хочется, чтобы водители со временем привыкли к тому, что по этим полосам ездят только рейсовые маршрутные автобусы, чтобы сформировалась новая культура вождения.
Перед Чемпионатом говорили о том, что проведение этого мероприятия увеличит поток туристов в Екатеринбург. Действительно ли турпоток стал больше?
— Какой-то революции в этой сфере не произошло, но этого и не ожидалось. Я думаю, мы ощутим повышение интереса к Екатеринбургу в будущем году: болельщики вернулись в свои города, они расскажут о поездке друзьям, родственникам, коллегам по работе, и в будущем году турпоток в Екатеринбург действительно должен вырасти. Как бы то ни было, Чемпионат открыл для мира Екатеринбург, а жителям нашего города открыл если не весь мир, то, по крайней мере, большинство его континентов.
Что принесла ЭКСПО городам, принимавшим Всемирную выставку: