Меню

Будет день- будут деньги. День города

Нет смысла пересказывать, что и как происходило 18 августа, – по разным оценкам, День города воочию наблюдали от 200 до 300 тыс. горожан. Те, кто предпочли холодной и продуваемой всеми ветрами Плот

Нет смысла пересказывать, что и как происходило 18 августа, – по разным оценкам, День города воочию наблюдали от 200 до 300 тыс. горожан. Те, кто предпочли холодной и продуваемой всеми ветрами Плотинке теплый диван, следили за первыми по телевизору. Мы предлагаем читателям заглянуть за кулисы праздника, оценить денежную подоплеку такого большого шоу, как День миллионного города.

Вообще в Екатеринбурге лишь три праздника
относят к общегородским: День города, День
Победы и, естественно, Новый год. Это оз-
начает, что только на вышеупомянутые тор-
жества в городском бюджете закладываются деньги. Если чемпионом по дороговизне и сложности, бесспорно, считается Новый год, то День города стабильно занимает второе место. В прошлом году Екатеринбургу на день рождения было выделено 1,2 млн руб. А всего на празднование тогда было истрачено 1,5 млн руб.

Сколько стоил день рождения города в новом тысячелетии, до сих пор никто не знает. По одной простой причине – общей сметы праздника не существует в природе. Такова специфика проведения подобных торжеств. Сводить дебет с кредитом оргкомитет начинает много дней спустя. Известно лишь, что из городского бюджета выделено ровно столько же средств, что и в прошлом. Масштабы празднования между тем намного превзошли прошлогодние.

Хорошего спонсора

должно быть много

В прошлом году, по словам председателя исполнительного директора празднования Дня города, зам. начальника городского управления культуры Ольги Гапонец, спонсоры компенсировали около 30% всех затрат. В нынешнем году, как считают некоторые члены оргкомитета, эта цифра увеличилась почти в два раза.

Отличительной особенностью Дня города-2001 стало появление полноценного генерального спонсора. Если кто помнит, в прошлом году генеральным спонсором праздника был назван Екатеринбургский муниципальный банк. Однако тот факт, что контрольный пакет банка принадлежит администрации города, говорит о многом. В нынешнем году главным меценатом пожелала стать шведская компания «Орифлэйм». Случилось это не без помощи официального пресс-агента празднования Дня города – компании «Дмитрий и партнеры».

«ДК» удалось узнать примерный размер спонсорского взноса шведских производителей косметики – около 350 тыс. руб. И, как оказалось, генеральный спонсор платит деньги вовсе не только за право называться таковым, но за вполне осязаемые вещи. А именно: 10 рекламных растяжек, логотип спонсора на центральной растяжке (Плотинка), сцена в гала-концерте на площадке в Историческом сквере (10 мин.), прокрутка 10-секундного ролика в перерывах гала-концерта. Помимо этого, самому щедрому из друзей города полагается благодарственное письмо и визит к мэру. И наконец, генеральный спонсор упоминается во всей полиграфической продукции, посвященной празднованию Дня города, а также, как правило, во всех сообщениях СМИ.

Отсюда не трудно подсчитать рекламную отдачу от спонсорских вложений. Например, аренда одной растяжки в центре города обходится в неделю примерно в 5 тыс. руб.

Сегодня праздник

у ребят

Спонсоры спонсорами, но основную финансовую нагрузку понесли так называемые «участники» – коммерческие предприятия, которым на один день отдали большинство праздничных площадок в полное и безраздельное владение. И если раньше организацией шоу практически на всех сценических площадках занимался сам город, то в этом году мэрия, что называется, воспользовалась приемом аутосорсинга.

Кроме того, по всему городу состоялись более 50 малых программ (читай – рекламных акций) самых разных фирм, начиная от местного агентства недвижимости и заканчивая транснациональными компаниями. Причем

каждый из участников заключал с городским управлением культуры договор и отчислял в казну Екатеринбурга определенную сумму. Результат не замедлил себя ждать: как оказалось, некоторые компании в итоге потратили на праздник не многим меньше денег, чем генеральный спонсор.

Особо повезло масс-медиа. Большинство коммерческих площадок было отдано именно СМИ. Те, в свою очередь, выступили в качестве промоушн-агентств, отрабатывая деньги своих заказчиков. Так, «Студия «Город» раскручивала торговую марку «Сладко», а спонсором площадки медиа-холдинга «4 канал» стала Свердловская железная дорога.

Оценив опыт прошлогоднего концерта группы Zdob Si Zdub на площади 1905 года, устроенного «Нашим радио», отцы города решили отдать творческому союзу «Наше радио – Радио Си» финальный аккорд праздника – гала-концерт. Видимо, запомнилось, что прошлый гала-концерт не так запал в души горожан, как песни молдавских парней. Или сочли, что платить таким звездам, как Агутин и «Сплин», для городской казны слишком накладно. В общем, на этот раз администрация города отдала площадку практически безвозмездно (а не в аренду, как в прошлом году) и даже избавила устроителей концерта от платы за свет и звук.

По все видимости, в оргкомитете прекрасно понимали: если за концерт берутся две радиостанции, то они обеспечат мероприятию хорошую информационную поддержку. Рекламные ролики-анонсы мероприятия откатывались на обеих радиостанциях денно и ночно. В ход пошла реклама на других дружественных станциях и рейтинговых телеканалах. До кучи использовались три растяжки и само сценическое пространство.

Очевидно, радиостанции не имели возможности финансово обеспечивать все то, что они заявили. Леонид Агутин, «Сплин» и уже раскрученные «Смысловые Галлюцинации» просто так петь не будут. Однако ставка на привлекательность гала-концерта для рекламодателей и хорошая медиа-поддержка себя оправдали – от предлагающих спонсорство, особенно в последние недели перед праздником, отбоя не было. Конечно, устроителям концерта всегда хочется сразу заполучить несколько крупных спонсоров, однако в итоге все равно получилось, как в той сказке: «ловись, рыбка, большая и маленькая».

В этом году звезды оказались достаточно «скромными»: Агутин за концерт получил $8 тыс., «Сплин» – $4 тыс. Говорят, в недавнем прошлом Вячеслав Добрынин запрашивал за выступление $15 тыс., а кое-кто требовал еще и розовый лимузин.

К «звездным» гонорарам прибавляются еще расходы на райдер – технический и бытовой. Для далеких от шоу-бизнеса читателей поясним: техническим райдером называют обязательства приглашающей стороны предоставить технику и настроить звук не ниже определенного уровня. Бытовой райдер – это некий уровень проживания. К примеру, звезде хочется лететь бизнес-классом, проживать в номере «люкс» и питаться не в студенческой столовке. Случаются, правда, и «детские неожиданности» – звезды, как известно, любят покапризничать. Однако в этот раз обошлось. Самым экзотическим пожеланием нынешних знаменитостей была просьба учесть вегетарианские пристрастия одного из «Сплинов».

Кстати, расходы на бытовой райдер сравнимы с гонорарами – каждая из приезжавших групп насчитывала по восемь человек. Таким образом, общая смета гала-концерта оказалась весьма внушительной. Устроители даже не стали называть ее размер. Очевидно, что рекламный бюджет одной, даже самой крупной, организации вряд ли бы это потянул.

По словам Ирины Колобылиной , одного из организаторов гала-концерта, радийщики очень надеются, что отдача будет эквивалентна затратам. Под отдачей в первую очередь подразумевается промоушн. Две станции, устроившие концерт, считают, что объединение слушателей в рамках концерта расширит аудиторию обеих радиостанций в целом.

Дневной бизнес

Все рады празднику и готовы тратить на юбилее родного города любые деньги. Обычно сдержанные барышни, которые приходят в ужас от одной только мысли показаться нелепыми, в этот день без колебаний украшают себя клоунскими носами и ушами, напоминающими ослиные, отцы семейств – обзаводятся рожками, а дети вооружаются надувными дубинками. Корреспондент «ДК» слышала собственными поролоновыми ушами, как продавцы воздушных шариков с нескрываемым удовольствием вспоминали о – в буквальном смысле – «золотых» августовских днях. Процент дохода сродни если не наркобизнесу, то уж точно табачному или алкогольному. К примеру, цена шарика, стоящего около рубля, в День города поднимается до 10-20 руб. Стандартный комплект из какой-нибудь клоунской шапки, воздушного шарика и фотографии с Плотинки «на память» обходится в 100 руб.

Помимо детей и любителей повеселиться, больше всех ждут праздника музыканты и артисты различных художественных коллективов. В этот день, как и перед Новым годом, они буквально нарасхват. И хотя их гонорары не сравнить с доходами звезд (от 100 до 500 руб. на человека), некоторые добирают за счет мобильности, успевая утром сыграть на площадке с военным оркестром, днем – в академическом коллективе, вечером – с начинающей рок-группой. Доход уличных музыкантов в такие дни подсчету просто не поддается.

А вот другая категория зарабатывающих на страстях человеческих – питейно-закусочный бизнес – в этом году, что называется, просел. Неожиданно для многих за неделю до праздника городские власти приняли решение запретить продажу алкогольных напитков в стеклянной таре в центре города, переняв, таким образом,

опыт проведения Дня города у соседей-челябинцев. По словам предпринимателей, их доходы оказались несколько меньше прошлогодних. Хотя, как ни странно, многие этому были рады. «День десантника, День пограничника, День города... Это все стихийные бедствия какие-то. Тут никакой прибыли рад не будешь. Лишь бы мебель целой осталась», – признался владелец одного из летних кафе на Плотинке.

День,

который год кормит

Итак, праздник состоялся. Оргкомитет еще будет заседать и подводить итоги. Ясно одно: городское управление культуры постепенно превращается в профессионального фандрайзера. Судите сами: в прошлом году в День города работало восемь основных площадок и порядка 20 мелких программ. В этот раз количество главных площадок увеличилось до девяти, а малых программ и шествий насчитывалось более 50. Все это – при том же уровне финансирования из городского бюджета. Хочется верить, что в обозримом будущем отцы города смогут не только переносить финансовое бремя празднования на плечи коммерческих компаний, но еще и зарабатывать на этом. А поучиться можно хотя бы у устроителей Олимпиады в Атланте – американцев, заработавших на празднике спорта... $5,1 млрд.

 

P.S. Написание материала происходило в условиях, максимально приближенных к боевым. Дело в том, что автор решил сочетаться законным браком с ответственным секретарем газеты «Вечерний Екатеринбург» Татьяной Сафроновой прямо в День города. Вот таким забавным образом в журналистской жизни смешиваются праздник и работа, личное счастье и народные гуляния.

Историческая справка

На самом деле день рождения Екатеринбурга – 18 ноября 1723 г. Именно в этот день в городе был запущен первый железоделательный завод. С этой даты и принято считать возраст столицы Урала. Кроме того, у Екатеринбурга есть еще и самые настоящие именины! В 1999 г., по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, День святой великомученицы Екатерины – 7 декабря, был признан церковным Днем города Екатеринбурга.

Отмечать День города начали 28 лет назад. Первоначально все праздничные мероприятия проводилось в закрытых помещениях – домах культуры и т.д. Затем дату перенесли на август (видимо, слякотный ноябрь мало располагал к веселью), а 18 лет назад День города впервые начали отмечать на улицах.

Последние несколько лет Екатеринбургу просто фатально не везло с днем рождения. В 1993 г., в день 270-летия, например, прямо во время фейерверка пошел проливной дождь с грозой, а в 98-м за три дня до праздника страну накрыло волной дефолта. В 1999 г. случился уже политический катаклизм – выборы губернатора. Противники действующего мэра отыгрались на устроителях праздника (а заодно и на самом празднике) по полной программе. Наконец, в прошлом году за несколько дней до начала торжеств затонул атомоход «Курск». Пришлось отменить салют и авиационный праздник.

Нынешний год стал счастливым исключением. Если не считать прохладной погоды, моросившего весь день дождика да чьей-то глупой шутки о заложенной на площади 1905 года бомбе.

Деньги под ногами

В праздник города деньги действительно валяются под ногами. К примеру, в виде бутылок. Накануне Дня Екатеринбурга корреспондент «ДК» встретилась с теми, кого в наше время повальной американизации называют боттл-хантерс (от англ. bottle hunters – охотники за бутылками), и провела с ними в трудах праведных целый день.

«Вклад в пенсионный фонд», – с чувством удовлетворения говорит молодой екатеринбуржец, наблюдая, как на запах оставленной им пивной бутылки с разных концов Плотинки слетаются чистенькие бабушки и запыленные бомжи...

...Баба Надя живет на улице Луначарского, и ко Дню города готовится заранее – шьет авоськи. Она открыла для себя «стеклянный» бизнес в прошлом году. Тогда в результате напряженной работы за два праздничных дня заработала треть пенсии. «Было бы больше, – вздыхает она, – если бы не приходилось всякий раз возвращаться домой, чтобы сложить бутылки».

В этом году баба Надя ждет помощи от зятя, который на своем «Москвиче» поможет отвезти стеклянную прибавку к жалованию домой. В среднем 20-минутная прогулка по Плотинке, вне зависимости от количества сборщиков бутылок на квадратный метр, приносит 15-20 бутылок. Бывает и больше. Баба Надя надеется в этот раз еще более приблизиться к своей среднемесячной пенсии.

– Не боитесь конкурентов? – спрашиваю у бабы Нади.

– Кого-кого? А, бомжей, что ли? Да нет. Бутылок на всех хватит. Они, конечно, порезвее меня будут, но мне ребята бутылки отдают охотнее.

Бомж Федор относится к конкуренции тоже философски: «Ну, бывает, подеремся из-за бутылки. Но они ведь как грибы – есть только твои, персональные, которые никому другому не дадутся, под кустом спрячутся».

Но настоящая «стеклянная охота» начинается под утро. Правда, на нее у Федора всего около часа-двух – после того, когда последние отдыхающие схлынут с городских полянок, а мусорщики еще не выйдут на поле битвы. У Федора есть укромное местечко на берегу Исети. Здесь он прячет собранные бутылки, которые нельзя унести за раз. Самой положительной чертой этого Дня города Федор считает открытие пунктов приема боя стекла – это расширило рынок сбыта. «Раньше над каждой разбитой или расколотой бутылкой слезы лил. Теперь все идет в дело – за 1 кг битого стекла дают аж 20 рублей», – радуется дядя Федор.