Меню

«Будьте разумны, совещайтесь». Как методы разрушения компаний 1944 года действуют в 2019-м

Иллюстрация: pixabay.com

Разработанное в Холодную войну руководство по уничтожению компаний не устарело. Более того, описанные там приемы «внутреннего террора» сегодня считаются эффективными способами управления.

Любую компанию можно «взорвать» изнутри. Для этого нужно лишь, чтобы там работали «нужные люди». Доказательство этому есть с 1944 года, когда Управление стратегических служб (УСС), предтеча Центрального разведывательного управления во главе с легендарным Уильямом Донованом, составило секретное полевое руководство по саботажу вражеских организаций, пишет MIT Sloan.

УСС поощряло «простые действия», которые не требуют специальной подготовки, инструментов или оборудования, с минимальной «опасностью травм, обнаружения и ответных мер», которые при этом (и это очень важно) могут быть выполнены «обычными гражданами».

Читайте также: Вы можете быть лучшим, но вас уволят. Что на самом деле мешает карьере в корпорациях

Были разработаны два способа вмешательства в работу компаний: физическое уничтожение оборудования, транспорта и так далее и создание препятствий для организационных и управленческих процессов, приводящих к «неправильным решениям и бездействию». Одним из эффективнейших способов сочли организационный саботаж, снижение морального духа сотрудников. Это заметно замедляет работу компании, все равно что насыпать песка в смазочную систему машины.

32-страничное руководство было секретным до 2008 года и содержит точные и подробные инструкции, основанные на предположениях о том, как функционируют группы и организации. В документе сказано, что человеческий фактор наиболее подвержен вмешательству, поскольку люди «часто создают условия для несчастных случаев, задержек и общих затруднений даже в нормальных условиях». Любой, кто прочитает эти рекомендации сегодня, подтвердит, что многие из них не потеряли актуальности.

Итак, что из документа 75-летней давности работает и сегодня? Обратите внимание, современные «саботажники» часто действуют из лучших побуждений, но результат оказывается плачевным для компании.

  1. Старайтесь делать все через «каналы». Никогда не идите по легкому пути, чтобы ускорить принятие решений.
  2. Выступайте с речами. Говорите как можно чаще и как можно дольше. Проиллюстрируйте свою «точку зрения» длинными анекдотами и рассказами о личном опыте.
  3. По возможности передавайте все вопросы в комитеты для «дальнейшего изучения и рассмотрения». Попытайтесь сделать комитеты как можно более крупными — не менее пяти человек.
  4. Поднимайте не относящиеся к делу вопросы как можно чаще.
  5. Торгуйтесь по поводу точных формулировок сообщений, стенограмм, резолюций.
  6. Возвращайтесь к вопросам, решенным на последнем заседании, и пытайтесь оспорить целесообразность принятых решений.
  7. Отстаивайте «осторожность». Будьте «разумными», призывайте своих коллег быть такими же и избегайте поспешности, которая впоследствии может привести к замешательству или трудностям.
  8. Проявляйте беспокойство по поводу любого решения — поднимайте вопрос о том, относится ли такое действие к юрисдикции группы или может ли оно противоречить политике какого-либо высшего эшелона.
  9. Чтобы снизить моральный дух и вместе с тем производительность, будьте благосклонны к неэффективным работникам: давайте им незаслуженные продвижения по службе. Относитесь предвзято к эффективным сотрудникам, необоснованно жалуйтесь на их работу.
  10. Организуйте совещания, когда нужно проделать очень важную работу.

В справочнике УСС сказано, что именно такое поведение и шаблоны человеческого поведения делают компании уязвимыми для саботажа. Главный урок заключается в том, что самые крупные угрозы для организационной деятельности могут исходить изнутри.

В XXI веке, когда компаниям говорят, что нужно быть гибкими, экспериментировать, быть предприимчивыми, мы все еще уязвимы для «подрывных» действий, которые возникают из-за вечных человеческих склонностей и организационных процессов, не сильно изменившихся за последние столетия.

Сегодня компании всеми силами охраняют от физических и кибератак, забывая о роли человека, каждого работника. Важно помнить, что человеческое вмешательство в организационные процессы, преднамеренное или неумышленное, часто бывает не очевидно (как кибератака), но не менее губительно.