От научной идеи до 3,5 млн руб. в месяц — неплохо для стартапа. Как выпускники физфака разработали вертикальные фермы и стали зарабатывать на стремлении россиян к экологически чистым продуктам.
Во всем мире идея вертикальных ферм давно прижилась — подобные установки есть как в частных домах, так и в промышленных тепличных комплексах. Есть даже такая профессия — сити-фермер. Но в России это пока очень молодой рынок.
>>>Читайте также на DK.RU: Магия или новая реальность: как вырастить тонну зелени с помощью ПО
Небольшая вертикальная ферма установлена неделю назад в супермаркете Гастрономия в Покровском пассаже, проект придумали и реализовали топ-менеджеры Гастрономии и екатеринбургская компания «Агроаспект».
Основатели «Агроаспекта» — выпускники УрФУ, среди них физики, агрономы и химики. Этот агротехнический стартап начинался с хобби — ребята придумали идею небольших теплиц-боксов для домашнего использования и начали разрабатывать эту тему. Изобретение назвали экобокс, первые деньги с продажи экобоксов пошли на исследования и разработку вертикальных ферм. В 2017 г. первая ферма под брендом AgroAsprect была продана за 1,5 млн руб. Кредитных денег стартаперы не использовали принципиально, продвигались на тематических форумах и в чатах.
Первые изделия AgroAsprect — экобоксы. Эта установка занимает мало места, полностью автономна и требует минимального участия человека. За три года компания продала более 200 таких боксов
Вертикальные гидропонные фермы пользуются большим спросом во всем мире, особенно в современных мегаполисах, поскольку люди хотят питаться исключительно здоровой пищей. И эта потребность с каждым годом растет, — рассказывает директор «Агроаспекта» Вячеслав Карпов.
Чаще всего в России сити-фермеры выращивают зелень, и количество культур, как правило, небольшое — руккола, салаты, петрушка и укроп. Разработки «Агроаспекта» отличаются от конкурентов прежде всего тем, что на площади одной теплицы можно выращивать до 300 разных культур.
Мы используем не губку, а органический субстрат — каждое растение находится в отдельном контейнере с торфосмесью. Питательный раствор подается снизу. В такой экосистеме рядом успешно могут расти как разные культуры, так и растения разной степени зрелости, — говорит Вячеслав.
Есть расхожее мнение, что вкус продукции, выращенной на гидропонике, отличается от той, что созревает в естественных условиях — на грядке под солнцем. Вячеслав соглашается: да, отличается, но в лучшую сторону. Более того, вкус продуктов, выращенных на гидропонике, можно делать более насыщенным, варьируя нюансы агротехники.
На вкус влияет всё, — говорит он. — Интенсивность освещения, баланс питательных растворов, количество микро- и макроэлементов — все имеет значение. Если параметры микроклимата не соблюдены, растение может остановиться в развитии, может появиться горечь и т. д. С другой стороны, меняя те или иные параметры, мы можем корректировать вкус культуры для конечного потребителя. Причем все это можно делать дистанционно, с компьютера или смартфона.
«Удивительно, как мало растениям нужно питательных веществ, воды и света для комфортного роста по сравнению с традиционным земледелием. На городских фермах нет насекомых-паразитов, поэтому пестициды и другие химические вещества не используются, продукт получается экологически чистым», — добавляет исполнительный директор Гастрономии Эльвира Жукова.
Ферма в виде многоярусной стеллажной конструкции установлена непосредственно в торговом зале Гастрономии. Она занимает всего 1,2 кв. м, одновременно в ней можно вырастить 160 растений. Цена подобных конструкций начинается с 200 тыс. руб.
Но все же главная причина, по которой Гастрономия стала развивать этот проект, — в том, что гости получают возможность приобретать действительно свежую продукцию.
«Ценность зелени — в ее свежести. Любая срезанная зелень с каждым часом теряет витамины. Даже если закупать ее в теплицах в черте Екатеринбурга, это все равно время — пока ее срежут, пока доставят. А наша зелень может сразу поступать к столу. Сейчас многие придерживаются осознанного питания, это очень востребовано», — объясняет Эльвира Жукова.
Второй аргумент, добавляет Эльвира, — разнообразие ассортимента.
Как правило, в магазинах предложение очень ограничено — ну, укроп, ну, петрушка. Руккола еще встречается. Базилик уже не всегда купишь. Но нам-то хочется предлагать разные культуры! Например, кейл (кале) — американская листовая капуста, чемпион по содержанию полезных веществ. Или азиатские салаты пак-чой, та-цой. Или вообще экзотику типа спилантеса — его применяют в десертах. Эта теплица как раз позволяет выращивать нестандартные культуры, возможно, даже индивидуально под каждого гостя. Наша задача сейчас — понять, что именно будет востребовано в супермаркете.
Очень популярны вертикальные фермы в частных домах — удобно, что для выращивания можно использовать любое помещение, даже подвальное. Все, что нужно растениям — это тепло и вентиляция. Более того, если ферма оборудуется лампами с водяным охлаждением (такие лампы служат практически бессрочно), то нагретая вода направляется в отопительную систему дома.
Производство у «Агроаспекта» контрактное. Лампы по индивидуальному техзаказу делают в Кирове, текстолитовые платы для системы контроля закупают в Китае, электроника собирается в Екатеринбурге. Здесь же происходит конечная сборка, тестирование и упаковка комплекса для клиента.
С одной стороны, контрактное производство — не слишком удобно, с другой, на производство полного цикла потребовалось бы слишком много ресурсов, говорит Вячеслав. А принципиальная позиция молодых ученых — расти органически. Кстати, оборот компании в декабре 2019 г. составил 3,5 млн руб. — неплохо для стартапа.
От семечки до сбора урожая проходит месяц. В Гастрономию зелень поступает в виде трехнедельной рассады
Промышленные модули для выращивания зелени, клубники и овощных культур оборудованы искусственным интеллектом. В России работают уже 32 таких вертикальных фермы AgroAsprect
Новый вызов для «Агроаспекта» — выход на международные рынки. Сейчас ребята открывают шоурум в Бахрейне — будут строить ферму в этой островной стране, в условиях жары и ограниченных запасов питьевой воды. И вот для этой задачи уже потребуются внешние инвестиции — в конце года компания начала переговоры по поиску инвестора с венчурным фондом.
Мы изначально стремились развиваться только на свои средства. Брать инвестиции, кредиты, если начинаешь с нуля, не знаешь ни бизнес-модели, ни рынка, ни как на нем зарабатывать, — неправильно. Вот сейчас, когда мы в этом разобрались, когда к нам стали поступать заказы из других стран, можно привлекать инвестиционные средства.
Клубнику для коммерческого использования приходится выращивать в отдельно оборудованных помещениях — для нее нужен определенный микроклимат. Зато урожаи на монофермах очень большие, а ягода по вкусу не уступает той, что созревает на грядках летом
На вертикальных фермах можно выращивать и индетерминантные (высокие) культуры, например, высокорослые томаты, огурцы, физалис
Одна из последних разработок «Агроаспекта» — фитокартины. В них можно круглый год выращивать как цветы, так и пряные травы
Договор между Гастрономией и «Агроаспектом» состоит из трех частей. Первая — на поставку оборудования. Вторая часть касается обслуживания системы: специалисты ежемесячно меняют раствор, проводят полную проверку всех систем. Третья посвящена поставке зелени. Сама Гастрономия ничего не сеет, «Агроаспект» привозит уже готовую рассаду, которую выращивает на собственных площадях. Причем на начальном этапе рассада будет разных сроков — от завязей до полноценных растений. Это сделано для того, чтобы гости привыкли к новинке и определились, какую продукцию они хотели бы приобретать на постоянной основе.
Это такой саморегулируемый огород — что-то подрастает, что-то уже выросло, — делится Эльвира Жукова. — Думаю, со временем, когда спрос сформируется, мы придем к тому, что нам будут привозить уже взрослую рассаду. Конечно, пока это история не про деньги, но я уверена, что мы выведем ее на коммерческие рельсы. Это наш совместный экологический стартап.
Фотографии предоставлены компанией Агроаспект и супермаркетом Гастрономия