Меню

Будущее екатеринбурга

  Специалисты Главархитектуры, прогнозирующие рост численности населения Екатеринбурга до 1,4 млн чел. к 2025 г., считают необходимым увеличить его площадь с 49 до 114 тыс. га, до границ муниципаль

Генплан развития Екатеринбурга корректируют, но, по словам главного архитектора, стратегические направления остаются неизменными. Повлиять на контрольные показатели может только грядущий финансовый дефицит. С 2010 г. денег не будет хватать не только на крупные инфраструктурные проекты, но даже на текущие расходы.

 

Специалисты Главархитектуры, прогнозирующие рост численности населения Екатеринбурга до 1,4 млн чел. к 2025 г., считают необходимым увеличить его площадь с 49 до 114 тыс. га, до границ муниципального образования, куда входит еще 31 населенный пункт. В декабре 2009 г. институт «Гипрозем» завершит проект новых границ города, чтобы в 2010 г. правительство Свердловской области закрепило за Екатеринбургом дополнительные земли.
Сопредельные территории осваивались и раньше — некоторые объекты городской инфраструктуры (Новосвердловская ТЭЦ, построенная в 70-е гг. прошлого века, и др.) находятся за чертой Екатеринбурга, а часть населенных пунктов (р. п. Кольцово, р. п. Широкая Речка, пос. Мичуринский и др.) уже стали городскими районами. Сами границы муниципального образования выравнивались в 2004 г. по линии ЕКАД, поскольку часть земель, оказавшихся внутри кольца, принадлежала г. Верхней Пышме, г. Березовскому и Первоуральскому городскому округу. Договориться удалось с Верхней Пышмой, получившей землю севернее кольцевой дороги взамен территории в районе деревни Пышма. В 2005-2006 гг. появились указы президента РФ, а затем — федеральный закон, разрешающие использовать лесные и заброшенные сельскохозяйственные земли для жилищно-гражданского строительства. Новые правила изменили планы города и частных застройщиков. По словам Михаила Вяткина, главного архитектора Екатеринбурга, частные компании в короткий срок скупили у крестьян землю в районе Горного Щита, Истока, Полеводства и Новосвердловской ТЭЦ, чтобы затем перепродать участки или построить недвижимость. Застройка станет возможной, когда населенные пункты войдут в состав Екатеринбурга, но разрешение получат не все желающие, ибо часть этих территорий по генеральному плану города предназначена под другие нужды. Надежда Лыжина, руководитель МУ «Мастерская генерального плана», полагает, впрочем, что противоречий удастся избежать: «Генеральный план — не догма. Его необходимо актуализировать каждые пять лет. Отношение к территориям пересматривается в зависимости от изменений в законодательстве и предполагаемого использования, а также от изменения демографической ситуации. Вчера на этой земле не собирались ничего строить, а сегодня застройщикам могут дать зеленый свет».

Уплотнение пространства
Параметры жилищного строительства, заложенные в генплане, остаются прежними — 30 кв. м на человека к 2025 г. Для этого жилой фонд нужно увеличить до 42 млн кв. м. В ближайшие два года строить будут меньше: если в 2008 г. сдали 947 тыс. кв. м, то в 2009 г. — только 750 тыс. кв. м (прогноз), а в 2010 г. — 650 тыс. кв. м (прогноз). Но о корректировках показателей речи пока не идет.
Генеральный план предписывает 50% новых домов строить на свободных территориях, 25% — на месте ветхого жилья, 14% — на площадках складов и промышленных предприятий, выносимых за город, 9% — на территориях коллективных садов (малоэтажные дома), 2% — в уже освоенных районах (уплотнительная застройка). В ближайшие два-три года, считают эксперты, пропорции изменятся — строители не будут осваивать новые участки, а только завершать начатые проекты и работать на подготовленных площадках.
Это означает, в частности, что программа реконструкции панельных домов старых серий, возведенных в 50-70-е гг. прошлого века, отодвигается на неопределенный срок (десять лет назад городская администрация планировала начать работы во втором десятилетии ХХI в.). По официальным данным, в Екатеринбурге насчитывается 622 пятиэтажных здания, срок эксплуатации которых подходит к концу. Сносить их не будут — такой вариант слишком дорог, как, впрочем, и реконструкция без отселения жильцов в маневренный фонд. Первыми в очереди стоят три участка — дома на ул. Посадская, на Уралмаше и в районе Юг-Центр. А единственное переделанное здание с расширенными квартирами и надстроенной мансардой можно увидеть на ул. Белореченская, 13.
По общему мнению, доля уплотнительной (точечной) застройки в городе увеличится. Сергей Санок, зав. кафедрой градостроительства УралГАХА: «Высокая плотность застройки выгодна для общественного транспорта и эксплуатации инженерной инфраструктуры, однако при этом мы разрушаем среду обитания. Не удивительно, что человек, накопив денег, стремится вырваться из города, купив жилье в сельской местности». Г-н Вяткин считает, что жильцы домов могут оградить себя от нежелательного соседства, если выкупят земельный участок, на котором стоит их дом, — Жилищный кодекс позволяет это сделать: «Раньше застройка велась кварталами, по отдельным зданиям территорию никто не делил. А теперь в каждом доме — свое ТСЖ, и участки приходится разграничивать. Это не так просто — в городе около 300 кварталов, но работа уже ведется». После межевания участники ТСЖ смогут выкупить и бесхозные земли рядом с домами (если такие будут), чтобы распорядиться ими по своему усмотрению (разбить парк, построить автостоянку или детскую площадку).
Внутри разомкнутого круга
Строительство 96-километровой трассы ЕКАД, призванной разгрузить город от транзитных потоков, планируется закончить к 2015 г. В идеале трасса должна быть шестиполосной, строить ее начинали в две полосы, сейчас расширяют до четырех. О досрочной сдаче, как раньше, речи не идет, так как финансирование дорожного строительства сокращается.
Екатеринбургу денег тоже не хватает. В 2009 г. вместо запланированных 730 млн руб. федеральный бюджет перечислил на обустройство дорог в городе 440 млн руб. Этого хватило на реконструкцию нескольких улиц, расширение ул. Щербакова (работы приостановили из-за частного дома, собственники которого торгуются с городской администрацией), строительство двух больших развязок (Токарей — Репина — Гурзуфская — Серафимы Дерябиной и Московская — Большакова — Фурманова) и одной поменьше (Металлургов — Парковая). На очереди — около десяти объектов. В 2010 г. их начнут строить, если появятся деньги. Денис Ананьев, председатель городского комитета по строительству: «Мы готовы приступить к строительству при стабильном финансировании работ из областного и федерального бюджетов. Пока в этом вопросе нет позитивных сдвигов, будем завершать начатое проектирование».
Специалисты по транспорту, впрочем, полагают, что без системного анализа городского трафика одним только строительством развязок автомобильные пробки не изжить. Максим Клюев, руководитель филиала ООО «Яндекс.Пробки» в Екатеринбурге: «Наши наблюдения за транспортными потоками показывают, что борьба с пробками на отдельных участках дорог не всегда дает ожидаемый эффект. Бесследно пробки не исчезают — они перемещаются из одного узкого места в другое. Не представляя закономерностей, определяющих изменения трафика, управлять этими процессами невозможно».
Беспокойство о пропускной способности улиц и дорог побудило администрацию Екатеринбурга принять программу строительства 19 перехватывающих паркингов — их перечень можно найти в постановлении главы города от 7 октября. По замыслу жители других городов будут оставлять свои машины на подходах к центру города в так называемых пересадочных узлах и добираться до центра на общественном транспорте. Для разгрузки центральных районов предусмотрено еще 20 кооперированных паркингов, рассчитанных на несколько собственников. Однако, по мнению экспертов, прежде чем строить новые паркинги, было бы неплохо увеличить мощность тех, что уже работают.
Одновременно городские власти намерены реализовать комплекс малозатратных мероприятий по разгрузке улиц — от создания дополнительных полос возле перекрестков до программирования работы светофоров в зависимости от интенсивности транспортных потоков. По свидетельству г-на Клюева, такие меры увеличивают пропускную способность дорог на 10-15%.
КОТ остался один
Из четырех проектов комплексного освоения территорий (КОТ) сегодня воплощается один — микрорайон Академический (4,3 млн кв. м жилья) и примыкающий к нему микрорайон Широкая Речка, который в строгом смысле слова КОТ не считается. По словам мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого, строительство первой очереди Академического завершается — часть объектов сдана, остальные достроят к концу года. Для Широкой Речки (1,97 млн кв. м индивидуальной застройки и 1,37 — многоэтажной) застройщики уже подготовили инженерную инфраструктуру. Ряд земель, отведенных под высотное строительство (в районе госпиталя ветеранов войн и онкологического центра), будут предоставлять через аукцион. Территория малоэтажной застройки уже частично осваивается (поселки Галактика и Метеорит). Район ВИЗ Правобережный (1,43 млн кв. м жилья), который собиралась строить газовая компания «ИТЕРА», остается одним из приоритетов генерального плана, но его реализация откладывается на неопределенный срок. Г-н Санок: «ВИЗ Правобережный был заложен как жилой район еще в генплане 1972 г. Это одна из резервных площадок жилищного и общественного строительства. Для города такое решение эффективно — мы получаем жилые кварталы практически рядом с центром. Но этот проект будет оптимальным, если появится связь юг — север: из района ВИЗа Правобережного в район Сортировки через Верх-Исетский пруд, а таких планов город не озвучивал».
Отложив жилищную застройку (4-5 млн кв. м жилья), заявленную в 2007 г., Группа Синара намерена осваивать территорию в районе Птицефабрика — Кольцово. Г-жа Лыжина: «В части жилищного строительства реализация проекта связана с выносом птицефабрики. Сейчас Синара разрабатывает концепцию логистических комплексов и общественной застройки, затем появится проект планировки и эскиз застройки, проект межевания и потом уже — строительство. Работы — непочатый край».
Финансирование последнего масштабного проекта КОТ — Зеленой Долины (3,8 млн кв. м жилья), расположенной между Екатеринбургом и Березовским на территории совхоза «Шиловский», остановлено. По словам Вячеслава Брозовского, мэра Березовского, на ближайшие два года о строительстве малоэтажных домов и таунхаусов можно забыть.
Нарезка социальной инфраструктуры
В 90-е гг. 248 зданий детских садов отдали в аренду. 111 из них используют образовательные учреждения (начальные классы, дополнительное образование), 36 зданий — подразделения силовых структур (районные УВД, прокуратура, налоговая инспекция, отделы судебных приставов и др.), 32 объекта — учреждения здравоохранения, культуры и спорта. Остальные помещения занимают структурные подразделения муниципальных предприятий, управления занятости населения, Екатеринбургской епархии. Несколько зданий используют под жилье — как маневренный фонд. В 2009 г. город сдаст четыре детских сада (один из них — в районе Академический) и реконструирует еще девять, получив в общей сложности 1 500 мест.
Новые школы появляются в Екатеринбурге не каждый год. В 2009 г. по проекту «Стандарт — пять звезд» построили школу № 200 (микрорайон Ботанический) и реконструировали еще две — № 22 (Орджоникидзевский район) и № 104 (Железнодорожный район). В 2010-2011 гг. город будет перестраивать школу № 5 (Ленинский район). Затем настанет очередь школ № 155 (Железнодорожный район) и № 88 (Кировский район).
Из лечебных учреждений в 2009 г. запустят детскую поликлинику № 13 (Октябрьский район), построенную владельцем «Антея» Андреем Гавриловским взамен больницы на ул. Карла Либкнехта, которую он будет сносить (на этом месте появится паркинг). В последние годы открылось еще по поликлинике в Железнодорожном и Орджоникидзевском районах и две — в Чкаловском (на Ботанике).
Ссылаясь на то, что областная власть хочет изъять из городского бюджета 1,7 млрд руб., представители администрации Екатеринбурга заявили 20 октября, что городу придется закрыть 55 из 275 детсадов, отказаться от планов по строительству двух новых дошкольных учреждений и реконструкции еще семи ДОУ, а также ликвидировать 136 детских клуба, 32 ДЮСШ и четыре детских загородных оздоровительных лагеря. По словам чиновников, в 2010 г. придется сократить финансирование работ по благоустройству города, затраты на уборку и освещение улиц, на строительство дорог, дорожных развязок, метро, родильного дома ГКБ № 40.
Чем все закончится, станет ясно после 27 октября, когда в первом чтении примут бюджет Свердловской области.
Что осталось от имиджа
Назвать сроки строительства имиджевых объектов — делового центра «Екатеринбург-Сити» и офисных башен «Стражи Урала» — чиновники не берутся. Масштабный проект с федеральным финансированием в работе только один — Уральский федеральный университет (УрФУ). Концепция УрФУ отличается от первоначального замысла о Большом Евразийском Государственном Университете (БЕГУ), который хотели создать на базе 13 уральских вузов: теперь вместо 250 тыс. студентов в УрФУ будет учиться 52-62 тыс.
Земельный участок под строительство уже определен. Образовательный комплекс закладывают в Кировском районе, за озером Малый Шарташ. Его территорию будет пересекать городская граница. Общая стоимость проекта пока не подсчитана. По плану начальный этап (2009-2012 гг.), включающий строительство инженерной инфраструктуры, первой очереди учебных площадей, технопарка и студенческого городка, обойдется в 40 млрд руб., из которых 31,6 млрд руб. приходится на федеральный бюджет, 4,4 млрд — на региональный, остальное — частные инвестиции. Возведение зданий на втором этапе (2012-2017 гг.) потребует еще 13 млрд руб. Сейчас финансируются проектные работы.
Для Дворца водных видов спорта (его тоже собираются строить, невзирая на кризис) зарезервирована площадка по ул. Щорса в пойме реки Исети. Комплекс включает три бассейна: два плавательных (длиной 50 и 25 м) и чашу для прыжков в воду. Проектирование завершилось, к концу года, когда появится рабочая документация, займутся поиском средств. До завершения государственной экспертизы сумму не называют. Спроектирован и Ледовый стадион — когда-нибудь его начнут строить на ул. Металлургов, позади автосалона «Лексус-Екатеринбург».
Деньги на завершение реконструкции Центрального стадиона, где больше 60% работ выполнено, пока не найдены, хотя мало кто сомневается, что сооружение доделают — хотя бы потому, что оно включено в список объектов для чемпионатов мира и Европы.

 

 

Что нужно знать автомобилисту
25-27 тыс. машин
движется в час по основным магистралям в направлении центра
9-10%
средняя доля грузового транспорта в общем потоке
на 20-25%
ухудшают дорожную ситуацию существенные осадки (сильный снегопад, метель, дождь или град)
около 450 пробок
возникает в Екатеринбурге каждый день
35 км
общая протяженность пробок в часы пик
8 часов в месяц
теряет автомобилист в дорожных пробках
47 минут
продолжается среднее затруднение

Источник: Аналитический центр «Яндекс.Пробки».