В восточном пригороде сосредоточена почти половина всех проектов загородных поселков – покупателям предлагают, в основном, землю. Когда все поселки заселят жители, въезд в Екатеринбург осложнится.
По данным Уральской палаты недвижимости (УПН) на рынке Екатеринбурга находится около 200 активных загородных проектов. Диапазон минимальной и максимальной стоимости в них за год не изменился: цена метра в коттеджах варьируется от 25 до 80 тыс. руб., в таунхаусах — от 27 до 75 тыс. Земельные участки без подряда можно приобрести от 20 до 250 тыс. руб. за сотку. По словам гендиректора компании «Урал-Эстэйт» Михаила Дэви, экономическая нестабильность не способствует массовым вложениям в недвижимость, однако в целом количество желающих переехать за город растет и будет только увеличиваться.
DK.RU решил выяснить, какие загородные направления наиболее перспективны в плане реализации загородных проектов, где наиболее хорошо обстоят дела с экологией и транспортной доступностью, и как коттеджные поселки изменят жизнь самого Екатеринбурга в перспективе десяти лет. Сегодня внимание восточному пригороду — «диким местам вблизи Екатеринбурга».
Березовский тракт
Славится красивой природой — в сосновом бору или на берегу реки даже можно встретить косуль, в лесах много грибов. Выезжать из Екатеринбурга на него лучше через Новосвердловскую ТЭЦ, только необходимо иметь в виду, что в пятницу вечером это направление очень загружено. На этом направлении при определенном старании всегда можно найти подходящий земельный участок. Из минусов — плохая дорога на подъезде к Березовскому, большое количество шахтных подработок в округе.
Достопримечательности: озеро Шарташ с обилием мест для отдыха, озеро Чистые пруды, Белоярское водохранилище.
Старопышминский тракт
Про это направление говорят: «дикие места вблизи Екатеринбурга». Природа настолько отличается от городской, что можно встретить лесных зверей. Берега реки Пышма, петляющей среди соснового леса в обход небольших гор, привлекательны для прогулок на свежем воздухе. Преимущество направления в том, что тракт не загружен, и сюда ездят только местные жители, поэтому тишина обеспечена. Минусы в сложном выезде из Екатеринбурга. Купить землю дешево на этом направлении проблематично.
Коттеджные поселки в этих направлениях представлены на различные вкусы и кошельки — в базе Уральской палаты недвижимости (УПН) значится больше десятка проектов. В подавляющем большинстве предлагаются участки без подряда. Перечисляем самые крупные поселки (более ста домовладений).
«Становлянка» (16 км)
Количество домовладений: 443
Площадь поселка: 104 га
Право на землю: собственность
Категория земли: населенный пункт
Разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство
Инфраструктура: детсад, школа, магазин, медцентр, места для занятий спорта
Предложение: земля без подряда
«Шишкино» (5 км)
Количество домовладений: 348
Право на землю: собственность
Категория земли: с/хозяйственная
Разрешенное использование: дачное строительство
Инфраструктура: детсад, автомойка, автосервис, кафе, детские и спортивные площадки
Предложение: земля с подрядом
«Европа» (3 км)
Количество домовладений: 200
Право на землю: собственность
Категория земли: с/хозяйственная
Разрешенное использование: дачное строительство
Инфраструктура: магазин, детсад, гостевая парковка, детская площадка, охрана
Предложение: земля без подряда
«Европа-2» (3 км)
Количество домовладений: 407
Право на землю: собственность
Категория земли: с/хозяйственная
Разрешенное использование: дачное строительство
Инфраструктура: магазин, охрана, детская площадка
Предложение: земля без подряда
«Марков лес»
Количество домовладений: 162
Площадь поселка: 20 га
Категория земли: земли населенных пунктов
Разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство
Инфраструктура: оздоровительный семейный комплекс, прогулочная лесопарковая зона
Предложение: земля без подряда
«Станица»
Количество домовладений: 115
Площадь поселка: 50 га
Категория земли: с/хозяйственная
Разрешенное использование: садоводство
Предложение: земля без подряда
Есть расхожее мнение, что в этом направлении качество воды самое лучшее в регионе — особенно, за Березовским. Отчасти этот факт подтверждают исследования свердловских санврачей, согласно которым, например, в озере Шарташ вода становится лучше, чем была 5-10 лет назад. Ранее в местном Роспотребнадзоре DK.RU поясняли: озеро обладает самоочищающейся способностью, кроме того часть предприятий сократило объем стоков в Шарташ, а другие установили новое оборудование — это тоже снизило промышленную нагрузку на озеро.
Правда, в последнее время экологи говорят, что оно может обмелеть. Якобы строительство комплекса УрФУ на Шарташе, бурение скважин для его водообеспечения поставит уровень воды под угрозу. На самом деле гидравлические связи не доказаны. Серьезно эту информацию санврачи не воспринимают. И добавляют, что с точки зрения чистоты воздуха восточное направление не впечатляет — из-за одной лишь Рефтинской ГРЭС, рекордсмену по выбросам.
Если говорить о транспортной ситуации в направлении Березовского и Старопышминска, то радужной ее не назвать: при выезде на ЕКАД постоянная пробка. Можно ехать по альтернативному пути – через ТЭЦ. Однако, по словам специалиста по недвижимости АН «Линк» Евгения Коломыцкого, дорога от ЕКАД до теплоэлектроцентрали ужасающего качества:
«Честно говоря, дороги там просто нет. Этот отрезок — испытание для автомобиля в целом и подвески в частности. Кроме того, путь в город идет через ЖБИ, а в районе моста, переходящего в ул. Малышева, постоянные заторы. На ул. Проезжей в часы пик постоянная пробка. Еще во времена СССР генпланом было предусмотрено расширение этой улицы с обустройством гранитных набережных Шарташа, но, боюсь, это планы далекого будущего и «жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе». Еще из негатива: в Березовском помимо огромного количества заброшенных шахт и подработок есть и действующие — там регулярно взрывают породу. Для некоторой части жителей землетрясения три-четыре балла стали обыденностью. Окупается ли это первозданной красотой места и наличием развитой инфраструктуры — стоит рассматривать конкретные случаи. Зная ситуацию и учитывая нюансы, здесь все же можно сделать достойный выбор».
Тюменский тракт
Этот тракт отличает относительно удобный выезд из Екатеринбурга, но в утренние часы пик въезд в Екатеринбург загружен больше всех остальных шоссе. Велик поток большегрузного транспорта. Направление — рекордсмен по заявленным загородным проектам, здесь сосредоточен 31% всех поселков (второе место делят Полевской и Челябинский тракты — по 18%, третье — у Пермского тракта, 8%). По данным консалтинговой компании «Урал Гермес», связано это, прежде всего, с наличием большого количества свободных земель (преимущественно сельскохозяйственного назначения), расположенных на этой территории, являющихся пригодными для строительства.
Достопримечательности: горячие источники, санаторий «Обуховский», березовые рощи, грибные и ягодные места.
Сибирский тракт
Идет южнее от Тюменского тракта до поселка Косулино. Выезд из Екатеринбурга на него с ул. Трактовой, достаточно загруженной из-за наличия ж/д переезда в п. Кольцово. По этому тракту располагается большинство съездов в коттеджные поселки, которые в рекламе ориентированы в направлении Тюменского тракта. Этот тракт двухполосный и качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, ездить по нему не очень удобно.
Достопримечательности: пруд Малоистокский, река Бобровка.
Каменск-Уральский тракт
Начинается от Тюменского тракта в районе п. Рассоха. Дорога относительно хорошего качества, но двухполосная, с частым ограничением скорости, что делает этот тракт не очень удобным для автомобилистов. Движение осложняет ж/д переезд в районе ст. Марамзино.
Достопримечательности: порог Ревун, озеро Б. Сунгуль и др.
Коттеджных поселков на Тюменском направлении в разы больше – в базе УПН представлено свыше 40 проектов. В структуре предложения превалируют земельные участки без подряда. Перечисляем самые крупные проекты (свыше 200 домовладений).
«Мельница» (15 км)
Количество домовладений: 570
Площадь поселка: 60 га
Право на землю: собственность
Категория земли: с/хозяйственная
Разрешенное использование: дачное строительство
Инфраструктура: детские площадки, спортивный городок (хоккейный корт, роллердром, комплекс турников), освещение общественных территорий, охрана, аллеи и скверы
Предложение: земля без подряда
«Шервуд парк» (25 км)
Количество домовладений: 250
Площадь поселка: 50,7 га
Инфраструктура: детсад, парк отдыха, спортклуб с бассейном, ресторан, магазин, автомойка, детские площадки, банно-оздоровительный комплекс
Предложение: земля с подрядом
«Александрия» (26 км)
Количество домовладений: 1200
Площадь поселка: 250 га
Право на землю: собственность
Категория земли: с/хозяйственная
Разрешенное использование: дачное строительство
Инфраструктура: магазин, детсад, охрана, зона отдыха, спортивная и детская площадки, гостевая парковка
Предложение: готовые дома, земля с подрядом, земля без подряда
«Алые паруса» (12 км)
Количество домовладений: 660
Право на землю: собственность
Категория земли: населенный пункт
Разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство
Инфраструктура: спортивные и детские площадки, корт, роллердром, детсад, кафе, универсам, охрана
Предложение: участки с подрядом
«Верхнее Дуброво» (20 км)
Количество домовладений: 275
Площадь поселка: 32 га
Право на землю: собственность
Категория земли: населенный пункт
Разрешенное использование: индивидуальное жилое строительство
Инфраструктура: в шаговой доступности - школа, детсады, больница, магазины, банкоматы, кафе, фитнесс, автосервисы, фермерское хозяйство
Предложение: земля без подряда, готовые дома
«Крылья» (15 км)
Количество домовладений: 259
Право на землю: собственность
Категория земли: с/хозяйственная
Разрешенное использование: дачное строительство
Инфраструктура: охрана, спортивная и детская площадки
Предложение: земля без подряда
«Чистые росы» (12 км)
Количество домовладений: 333
Площадь поселка: 30 га
Право на землю: собственность
Категория земли: населенный пункт
Разрешенное использование: дачное строительство
Инфраструктура: спортивная площадка, магазин
Предложение: земля без подряда, земля с подрядом
Отметим, что все проекты в восточном направлении предполагают развитую инфраструктуру — детсады, школы, магазины, спортплощадки и проч. Однако эксперты сомневаются, что абсолютно всем поселкам удастся реализовать заявленные инфраструктурные планы в обозримой перспективе. В частности, на детсады и торговые центры всерьез рассчитывать не стоит. Как объяснял исполнительный директор НП «Палникс Групп» Вадим Шамшурин, в «Палниксе» живет около сотни детей, но организовать детсад проблематично — несмотря на наличие подходящего участка:
«Мы можем построить здание за 15-20 млн руб. и сдать его в аренду оператору — ранее вели переговоры с несколькими игроками. Они честно предупреждают: требований к частным детсадам много, получить лицензию на них сложно, и в любой момент садик могут закрыть надзорные органы. И что тогда нам делать со зданием? По-хорошему, возведением соцобъектов должны заниматься городские власти. Но ясно, что в ближайшие лет 5-6 ничего подобного ждать не стоит. Сложно и с магазинами — трафика мало, операторам не выгодно заходить в коттеджные поселки».
По словам участников рынка, уральцы по-прежнему верят «бумажным» загородным проектам — когда собственник земли ставит забор, делает красивый логотип, устанавливает столбы, вешает на них провода и обещает газ в ближайшей перспективе плюс показывает картинки с будущими детскими и спортивными площадками. На деле это может обернуться турником, выкрашенным красной и зеленой краской, и полным отсутствием газа в принципе. Директор по продажам и маркетингу Pine Creek Golf Resort Павел Боровиков считает, что безопаснее рассматривать проекты, где уже готова вся инфраструктура, сети, асфальтированные дороги.
Добавим, что сейчас поселки в восточном направлении заселены на 20-30%. По словам экспертов, если жители заполнят их целиком плюс будет реализована хотя бы только центральная часть района Истокский (в черте Екатеринбурга), ситуация с транспортом усугубится. При въезде в город с Тюменского тракта автомобилисты попадают в центр через мост у концерна «Калина», где часты заторы. Пер. Базовый также регулярно стоит из-за сужения дороги в этом месте.
«Жителям поселков уже сейчас приходится продумывать сложные логистические схемы, чтобы утром, до пробок, каким-то образом успеть завезти ребенка в детсад или школу, а самим вовремя попасть на работу. Инфраструктура поселков либо не предполагает детских учреждений совсем, либо они, мягко говоря, не дотягивают по уровню обучения до городских. Конечно, если выезжать из коттеджа в шесть утра, можно избежать пробок в Екатеринбурге, вот только ни детские сады, ни школы в это время еще не работают. Когда появится Истокский, где планируется 100 тыс. жителей, все станет намного хуже. Власти собираются оборудовать еще один въезд на ЕКАД, но не факт, что это случится в обозримой перспективе», - резюмирует Евгений Коломыцкий.
Читайте также о коттеджных поселках в северном пригороде Екатеринбурга — почему Режевской тракт девелоперы не жалуют, а две другие магистрали осваивают довольно активно.