Реальные продажи новых автомобилей в России подменяются бумажными: данные расходятся почти на 10%. Серые схемы могут привести к массовому разорению автодилеров и проблемам покупателей.
В реальности продажи автомобилей на российском рынке падают намного сильнее, чем показывает статистика Ассоциации европейского бизнеса, привычная для отрасли, пишет «Коммерсантъ». По данным АЕБ, продажи машин в мае упали на 6,7%, а по данным регистраций — сразу на 18%, и причина не в сезонности. Причина такой разницы — в так называемых «желтых» автомобилях, которые отражены в отчетах о продажах, но остаются на складе, в зависимости от бренда их доля доходит до 50%.
Практике «желтых», то есть непроданных, автомобилей более 10 лет, сказал изданию гендиректор челябинской ГК «Планета Авто» Андрей Кольцук. По данным собеседников газеты, некоторые японские концерны просили дилеров показать определенный уровень продаж в марте и снижали план на апрель. План продаж дилерам спускают «добровольно-принудительно», иначе они недополучат прибыль, но физически проданный автомобиль остается у дилера. В зависимости от бренда доля фиктивных продаж составляет от 3–5% до 50%.
«Слабеющий импульс экономического роста»: российский авторынок втягивается в падение
Импортерам важно показать глобальным штаб-квартирам позитивные результаты, так как их зарплата и бонусы зависят от валовых показателей, в том числе доли рынка. И автоконцерны строили планы на более позитивном прогнозе по российскому авторынку, однако падение продаж из-за снижения платежеспособного спроса выглядит логичным. Если кризис усилится, то серые схемы могут привести к банкротству дилеров, считает г-н Кольцук.
«Слабое звено будет выпадать из бизнеса, в 1998, 2008 и 2014–2015 годах мы наблюдали такие ситуации»,— говорит он. При этом автопроизводителей разорение дилеров не волнует — их место тут же занимают другие игроки.
Из-за фейковых продаж страдают и покупатели: гарантийный талон начинает действовать с момента отчета о продаже дилером, и срок гарантии сокращается.
Падение продаж даже на 7% стало самым значительным за два года, признавал Йорг Шрайбер, Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ:
Главной причиной текущего тренда остается слабый спрос, обусловленный макроэкономическими факторами, такими, как растущие расходы домохозяйств после повышения НДС в начале года. Особенно это касается автомобильного сектора, где мы имеем рынок, который до сих пор адаптируется к существенному понижению правительственных субсидий, стимулировавших розничные продажи в прошлом. Мы должны посмотреть, как эти факторы скажутся в будущем, но сейчас мы наблюдаем довольно непростую картину.