Меню

Бюджета на всех не хватит

эксперты Олег Антонов заместитель председателя правления банка «Монетный дом» Евгений Болотин заместитель председателя Уральского банковского союза Олег Вьюгин председатель совета директоров МДМ-Ба

Российская финансовая система запомнит 2008 г. как время больших потрясений и укрупнения рынков. Заемные средства оказались доступны лишь мощным структурам. Региональные банки и страховые компании стоят перед выбором: пользоваться только внутренними ресурсами и оптимизировать затраты либо продаться более устойчивым конкурентам. Первая волна сделок M & A пришлась на конец года. Вторую ждут следующей весной.

эксперты
Олег Антонов
заместитель председателя правления банка «Монетный дом»
Евгений Болотин
заместитель председателя Уральского банковского союза
Олег Вьюгин
председатель совета директоров МДМ-Банка
Борис Дьяконов
председатель совета директоров Банка24.ру
Николай Игошин
директор управления корпоративных продаж СК «Северная казна»
Александр Май
генеральный директор ЗАСО «ERGO Русь»
Александр Парамонов
управляющий филиалом ВТБ в Екатеринбурге
Николай Перушев
начальник отдела рекламы и маркетинга САО «Экспресс Гарант»
Владимир Фролов
бывший акционер банка «Северная казна»
Рушан Хвесюк
председатель правления Альфа-Банка

У каких банков есть шанс сохранить самостоятельность?
Насколько вырастет клиентская база кредитных учреждений?
Почему страховые компании снижают цены?
Как изменились спрос и предложение на страховом рынке?

В марте Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) провели исследование уровня доверия россиян к банковской системе. Выяснилось, что в 2007 г. по сравнению с 2006-м доверять ей стали меньше: доля населения, не пользующегося услугами банков, выросла до 46% (в 2006 г. — 37%). В АСВ это связали с отказом пользователей от потребительских кредитов (в этом году банки обязали раскрывать в рекламе все условия обслуживания ссуд и эффективную процент­ную ставку). Кроме того, население отказывалось от банковских депозитов: проценты по ним в большинстве случаев были ниже уровня инфляции. Число тех, кто открывал вклады в банках, снизилось с 16% в 2006 г. до 11% в 2007-м. Еще один фактор, зафиксированный ВЦИОМ в марте, — людей, предпочитающих тратить все свои деньги, а не копить, стало гораздо больше.

Исследование клиентских предпочтений в 2008 г. появится через несколько месяцев. Но уже сейчас понятно, что поведение населения полностью изменилось. Потому что в этом году изменилось и поведение банков. Все — от рядового клиента до руководителя финансовой организации — вынуждены рассчитывать только на собственные силы.

Заемщики попрощались с кредитами

С начала 2008 г. к середине осени проценты по всем видам кредитов выросли минимум на треть, а для населения — до полутора-двух раз. Ставки по ссудам для бизнеса также менялись динамично: в Екатеринбурге среднее производственное предприятие в 2007 г. получало деньги под 11,5% годовых. В конце лета 2008-го — уже под 16% (застройщики — в лучшем случае под 18-20%). Сейчас под 16-17% кредитуют только госбанки, которым дано указание вернуть деньги в реальный сектор экономики. Правительство сформулировало приоритеты: деньги должны получать торговля, строительство, автопром, оборонно-промышленный комплекс, авиаперевозчики и сельское хозяйст­во. Однако кредитоваться под 16-17% могут только самые надежные клиенты. А их все меньше.

АЛЕКСАНДР ПАРАМОНОВ, управляющий филиалом ВТБ в Екатеринбурге, называет ключевые параметры, которым обязан соответствовать заемщик: у него не должно быть задолженности перед бюджетом, должна быть динамика роста бизнеса за последние отчетные периоды, прибыль, устойчивые денежные потоки от продаж, хорошие залоги, продукция, пользующаяся спросом на рынке... «В основном клиенты понимают, что в кризис лучше сокращать заимствования, так как это серьезный дополнительный груз на экономике предприятия», — констатирует г-н Парамонов. Эксперт не скрывает, что требования к клиентам ужесточены. Впрочем, во всех банках говорят то же самое, а эффективная ставка по бизнес-кредитам в финансовых учреждениях, не имеющих доступа к госсредствам, начинается от 22%.

Завершающийся год, по сути, похоронил и ипотечное кредитование (а вместе с ним — и федеральную программу «Доступное жилье»). Минимальный первоначальный взнос по ипотеке к осени вырос до 25-30% от стоимости жилья. Ставка в среднем достигает 16%. Максимальные сроки кредитов сократились с 30 до 15 лет. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) в начале осени подсчитало, что до конца 2008 г. объемы выдачи длинных займов по сравнению с 2007 г. снизятся на 23%. Прогнозы на 2009-й еще более мрачные.

Но и само федеральное агентство в этом году отчасти подогрело ситуацию. В августе-сентябре оно ужесточило требования к качеству закладных и стало выкупать их с дисконтом у банков. В итоге многие кредитные учреждения остались с портфелем длинных кредитов на руках. Часть уральских банков, ссылаясь на действия АИЖК или сложную финансовую ситуацию в целом, попросили своих заемщиков заключить допсоглашения о повышении ставки по уже действующим договорам.

В сущности, живые жилищные программы остались лишь в самых крупных российских банках и «дочках» иностранных, имеющих доступ к материнскому капиталу. В итоге спрос на ипотеку, а значит, и на жилье существенно упал. Это, например, заставило крупнейших застройщиков ввести собственные финансовые программы. А вот банки, специализирующиеся на конкретном виде продуктов, испытали при перекредитовании наибольшие трудности.

Выживает крупнейший

О выживании сейчас приходится думать большей части банков. Дешевые иностранные деньги кончились, и у финансовых организаций есть только три возможных источника пополнения средств: ссуды Центрального банка, межбанков­ское кредитование (МБК) и деньги населения. Однако рынок МБК не позволяет многим банкам брать кредиты, а в список финансовых учреждений, которые могут выступать за коллег поручителями перед ЦБ, вошли только 52 банка из 1,2 тыс., работающих в России.

Как отмечает РУШАН ХВЕСЮК, председатель правления Альфа-Банка, попавшего в список, 50% средств, полученных банком на государственных аукционах, пошло на кредитование реального сектора экономики, 10-15% направлено на рынок МБК. Впрочем, когда началась паника вкладчиков, банки в регионах денег на межбанке не увидели. «Мы не получили ни копейки государственных денег, — рассказал в интервью «ДК» БОРИС ДЬЯКОНОВ, председатель совета директоров Банка24.ру. — Всем банкам, которые могут выступить поручителями перед ЦБ, мы по списку написали письма, всем звонили. А они кредитовали друг друга, и деньги не вышли за пределы Садового кольца».

В целом рынок сейчас заточен под крупных игроков, банковский сектор консолидируется. «Доступ к госденьгам быстро усиливает расслоение банковской системы, и в итоге выживут только самые крепкие финансовые организмы», — констатировал в начале ноября ОЛЕГ ВЬЮГИН, председатель совета директоров МДМ-Банка. В Свердловской области в начале года была одна из самых надежных региональных финансовых систем. Кризис ударил по уральским банкам сильнее всего, считает ряд экспертов.

Банкротств пока не было. Но две региональные структуры — СКБ-банк и Свердловский Губернский банк (СГБ) — уже находятся в процессе слияния, причем Национальное рейтинговое агентство (НРА) отнесло СГБ в группу банков с наи­более низкой моментной ликвидностью. Альфа-Банк контролирует «Северную казну», и новый акционер уже пообещал расширить за счет приобретения собственную сеть филиалов. Банк24.ру, фактически вставший осенью, продан финансовой группе Life. «Кризис только начинается. Федеральная поддержка нужна каждому региональному банку. Кто работает без нее, тот следующей весной столкнется с большими проблемами», — уверен ВЛАДИМИР ФРОЛОВ, бывший глава «Северной казны». «Уральская банковская система перестанет существовать», — подтверждает ОЛЕГ АНТОНОВ, заместитель председателя правления банка «Монетный дом» (до середины осени — Мечел-банк).

Впрочем, некоторые эксперты остаются оптимистами. Так, по словам ЕВГЕНИЯ БОЛОТИНА, заместителя председателя Уральского банковского союза, по существу мало что поменялось. «Объемы МБК в Свердловской области не превышали 12 млрд руб. — так и осталось. Основных источников финансирования для банков всегда было два: депозиты населения и счета предприятий». Но предприятия, точнее, средний и крупный бизнес сейчас предпочитают госбанки: это особенно не обсуждают, но тренд наметился. Малый бизнес больших оборотов, как правило, не дает.

Понимая, что к концу 2008 г. пройден только первый этап кризиса и передышка временна, региональные банки включились в гонку процентов по депозитам. За год ставки выросли вдвое. Всем ясно: кто сегодня привлечет максимальное количест­во денег населения, тот завтра останется жив. Банковское сообщество лоббирует в Госдуме принятие двух ключевых законопроектов — об ограничении досрочного изъятия вкладов и об отмене НДФЛ для вкладчиков. Все идет к тому, что новое исследование ВЦИОМ и АСВ даст совсем другие результаты.

На страховом рынке ждут вторую волну консолидации

За девять месяцев текущего года сумма страховых взносов в УрФО достигла 36,2 млрд руб., что составляет 8,5% от российского показателя, сообщают в Федеральной службе страхового надзора. В целом по России сумма взносов выросла на 23%. Крупные страховые компании (СК) планировали увеличить обороты в 2008 г. минимум на 60%. Многим это удалось — кризис не успел свести на нет достижения первого полугодия.

Ближе к концу года страховщикам пришлось срочно адаптироваться к новым условиям работы — кризис сократил обороты и существенно изменил структуру спроса на рынке. Некоторые сегменты почти исчезли. Среди них — ипотечное страхование (из-за ограничений банков по выдаче кредитов) и ДМС (работодатели начали экономить на социальных программах). Зато другие, наоборот, стали актуальнее. «В период кризиса всегда возрастает процент краж, значит, люди пойдут страховать имущество», — рассуждает НИКОЛАЙ ИГОШИН, директор управления корпоративных продаж СК «Северная казна». Останется на плаву и сегмент автострахования — его спад должен стать незначительным (10%) и кратковременным.

Специализацию на стабильных направлениях компании дополняли работой над упрощением и снижением стоимости продукта. Ожидая падения платежеспособности клиентов, СК предлагали страхователям программы с франшизой (неоплачиваемая страховщиком часть убытка), поскольку они стоят дешевле обычных услуг на 10-30%, и заключали договоры с уменьшаемой (агрегатной) страховой суммой (сокращает размер тарифа примерно на 15%). Также демонстрировали возможность уменьшить стоимость страховки за счет выплат по калькуляции аффилированных экспертов (еще на 10%), дополнительной установки сигнализации (экономия 3-5%) и т. п.

Впрочем, продукты дешевели не только за счет упрощения. НИКОЛАЙ ПЕРУШЕВ, начальник отдела рекламы и маркетинга САО «Экспресс Гарант», отмечает, что, в частности, по имущественному страхованию возможно общее снижение на 10-15% от нынешнего уровня. Некоторые участники рынка буквально разворачивают ценовые войны. АЛЕКСАНДР МАЙ, генеральный директор ЗАСО «ERGO Русь»: «Часть компаний снижают цены и на 30%. Это означает, что они столкнулись с острой нехваткой наличных средств. Такое могло произойти, если неправильно рассчитали резервы или строили работу по принципу финансовой пирамиды. По сути, это изначально было прямой дорогой к банкротству». Финансовый кризис 2008 г. заставит страховой рынок пережить вторую стадию консолидации (первая была в 1998 г.), в результате которой произойдет чистка рядов и волна слияний-поглощений. По словам г-на Мая, европейский рынок уже прошел все это несколько десятилетий назад: выжили только компании с грамотной организационной структурой, которые аккуратно сокращали расходы и внимательно просчитывали риски при заключении договоров. Время показало, что именно те, кто снижали цены, ушли с рынка первыми. Эксперты ожидают в следующем году уменьшения числа страховщиков минимум на 5-10%.

Оставшиеся на рынке компании планируют в 2009 г. сохранить показатели на уровне 2008-го, но в худшем случае готовы к снижению оборотов на 20-30%. Основными задачами на обозримый период для страховщиков по-прежнему остается совершенствование ИT-технологий, которые позволили бы избежать махинаций со стороны сотрудников, а также создание единой базы данных клиентов, в которой отражалась бы информация обо всех произведенных выплатах. Из-за ее отсутствия рынок до сих пор непрозрачен. Например, в сегменте автострахования клиент, попавший в ДТП, больше не пролонгирует договор в компании, которая произвела выплату, поскольку тариф в ней будет дороже. Он идет на следующий год в другую СК и начинает страховую историю с чистого листа. «В Германии, где информация открыта, люди стремятся к безаварийному вождению. Там за 20 лет такого стажа можно получить скидку по каско в 70%, зато убыточные клиенты платят 200-350% от основного тарифа», — уточняет Александр Май. Но эта инициатива должна исходить от правительства — недоверие между участниками рынка не позволит решить актуальный для всех вопрос самостоятельно.

детали
ТОП-12 событий на банковском рынке региона в 2008 г.

1   Банки обязали раскрывать в рекламе эффективную ставку по кредитам.
2   Потребительское кредитование по большей части прекратилось.
3   АИЖК ужесточило требования к качеству ипотечных закладных, что привело к отказу банков от ипотеки.
4   Паника вкладчиков и отток депозитов из всех банков пришлись на осень.
5   Свердловский Губернский банк сливается с СКБ-банком.
6   Агентство по страхованию вкладов назначили оператором санации проблемных банков; определен механизм санации.
7   Альфа-Банк приобрел контрольный пакет акций банка «Северная казна».
8   Финансовая группа Life купила 99,5% акций Банка24.ру.
9   УРСА Банк и МДМ-Банк объявили о планах слияния.
10  Ставка рефинансирования ЦБ РФ выросла за ноябрь с 11 до 13%.
11  Ряд банков увеличили процент по уже выданным кредитам.
12  Проценты по депозитам частных лиц за год выросли в среднем в два раза.

Источник: «ДК».