Меню

Бюджеты делят доходы

Кризис в Свердловской области вышел на системный уровень. Если в 2008 г. расходы по всем направлениям резали в основном частные компании, то создателям региональных бюджетов оптимизировать пришлось

Принятие бюджета Свердловской области на 2010 г. показало, что экономический кризис для региона только начинается. План на год — недобор по налогам, сокращение в разы федеральной поддержки, секвестр расходов. Финансовые возможности области были переоценены, признают чиновники.

Кризис в Свердловской области вышел на системный уровень. Если в 2008 г. расходы по всем направлениям резали в основном частные компании, то создателям региональных бюджетов оптимизировать пришлось годом позже. То есть сейчас. По данным областного правительства на конец октября, расходы региона в 2010 г. превысят его доходы на 7,127 млрд руб.
Ликвидировать разрыв область намерена и обычными способами (например, через налоговое администрирование), и добывая федеральные деньги, и путем изъятия 1,7 млрд руб. доходов у Екатеринбурга. Впрочем, члены бюджетной согласительной комиссии замахнулись не только на городские доходы, но и на деньги «Газпрома». Второе чтение проекта бюджета состоится в областной думе в этот понедельник. Но до итогового варианта, по всему, еще далеко. «ДК» выяснил, к чему готовят налогоплательщиков.

Область споткнулась на оптимизме
Для каждого свердловского города областной бюджет — приоритетный финансовый документ. Его верстают в первую очередь. От той или иной строчки зависит, какие деньги муниципалитеты смогут получить из региональной казны. Или, как вариант, сколько придется ей отдать. В спокойные годы, когда основные поставщики налогов — металлургические предприятия — наращивали производство, когда девелоперы запускали миллиардные инвестпроекты, а цена недвижимости ежегодно прибавляла по 60-100%, роль документа снизилась. Всем практически на все хватало. Но бюджет-2010 в региональном правительстве признали «бюджетом выживания». Его утверждают при острой борьбе интересов.
По словам министра финансов Марии Серовой, муниципалитетам рекомендовано сократить расходы на треть. На непредвиденные доходы надежда слабая (см. интервью на стр. 16). Помимо падения собираемости налогов регион подвели федеральные власти и ошибки самих чиновников. Сотрудники Минфина уточняют, что из бюджета РФ Свердловская область получит в разы меньше, чем в этом году. К примеру, если Фонд реформирования ЖКХ в 2009 г. выделил региону 6,652 млрд руб., то план на будущий год — 135 млн. А на строительство дорог Средний Урал не получит ничего — разве что возьмет бюджетный кредит.
На прошлой неделе региональный премьер Виктор Кокшаров признал прошлогоднюю ошибку правительства. Его подвел излишний оптимизм. Рассчитывая показатели на 2009 г., в котором часть налогов пришла еще за докризисный период 2008 г., чиновники не сохранили профицит. Они распределили допдоходы — порядка 7 млрд руб. — по расходным статьям, истощив региональную подушку ликвидности. «Широко шагали — штаны порвали», — лаконично высказался по этому поводу г-н Кокшаров.
Примечательно, что в 2010 г. консолидированному бюджету региона (верстается с учетом показателей муниципалитетов) не хватает как раз 7 млрд руб. Собственно в областной казне дыра больше почти на 2 млрд. Закрыть разрыв, по расчетам Минфина, можно за счет отрицательного трансферта — изъятия части доходов у Екатеринбурга (1,742 млрд руб.), Верхней Салды (11 млн руб.) и Верхней Пышмы (18,2 млн руб.).
В 2010 г. бюджет в лучшем случае будет исполнен на уровне 2009-го, считает глава регионального правительства. И бизнес, который получал поддержку от области, не сможет рассчитывать на прежние объемы. Показателен пример Свердловской пригородной компании (СПК): ее уже в этом году ожидает убыток в 1,2 млрд руб. В прежние годы регион субсидировал перевозки электричками как социальный проект, но в черновике бюджета-2010, вопреки традиции, денег для СПК не предусмотрено. При этом год назад компания запустила аэроэкспресс до аэропорта Кольцово, который эксперты изначально назвали убыточным (сегодня этот убыток превышает 22 млн руб.). Но региону был нужен имиджевый электропоезд к летнему саммиту ШОС. А сейчас, по словам Алексея Молоткова, главы свердловского Мингосимущества, СПК готова снять с маршрутов 90 пар поездов.
Свалки, «Газпром» и переоценка земли
За последнюю неделю чиновники и депутаты предложили более десятка вариантов получить в 2010 г. дополнительные доходы. Характер предложений лишь подтверждает: положение серьезное.
Самый эксцентричный вариант пришел в голову депутата облдумы от КПРФ Георгия Перского. На первом чтении проекта бюджета г-н Перский предложил зарегистрировать в Свердловской области Виктора Вексельберга и Романа Абрамовича. «Предложим им прописаться в Гарях и Таборах: ведь Прохоров прописался в Красноярском крае и платит там налоги. А если откажутся, мы их пропишем на Репина, 4а», — показал географическую эрудицию депутат (на ул. Репина, 4а в Екатеринбурге находится следственный изолятор).
Другие возможности увидели думцы Евгений Артюх и Ринат Садриев. Первый предложил реализовать в области федеральный закон о малой приватизации, позволяющий бизнесу выкупать недвижимость по льготной схеме. Второй парламентарий на заседании согласительной комиссии вспомнил о легализации несанкционированных свалок. «В области их 1,5 тыс. Нужно торговать пакетами разрешительных документов на организацию свалок!» — заявил он. Кроме того, г-н Садриев поднял тему платных автодорог, но ее быстро забраковали. Чиновники прикинули, что отрезок Екатеринбург — Невьянск обойдется каждому водителю в 1,5 тыс. руб., представили масштаб возможных народных волнений и решили обождать.
Зато предложение брать с «Газпрома» деньги за транспорт газа по уральской земле вызвало в согласительной комиссии осторожное воодушевление. К этому проекту власти, скорее всего, еще вернутся. Но в целом источники допдоходов останутся обычными. Так, министр экономики Свердловской области Михаил Максимов заявил, что регион будет участвовать во всех возможных федеральных конкурсах. А муниципалитетам порекомендовали забирать в собственность бесхозные земли (часто это участки с домами в селах) и выставлять их на продажу. По данным МУГИСО, в регионе 1 943 таких объекта недвижимости.
Дополнительные доходы региональный бюджет сможет получить и за счет роста земельного налога. Напомним, с 2009 г. его стали рассчитывать исходя из кадастровой оценки участков, близкой к рыночной. Но этот расчет привел к такому резкому и неравномерному повышению налога (цена росла в зависимости от расположения участков и их назначения), что бизнесмены возмутились, и в области действие закона приостановили. В январе 2010 г. годовой мораторий заканчивается. Налоговые органы уже предупредили: земля для бизнеса существенно подорожает.
Впрочем, налог может быть уменьшен. Михаил Жабреев, замминистра МУГИСО, указал: кадастровая оценка участков проводилась в 2007 г., на пике стоимости земли. «В итоге налог должен вырасти в среднем на 37%. Но оценки двухлетней давности неадекватны, — констатировал он. — Поэтому в 2010 г. мы хотим актуализировать кадастровую стоимость». В региональном бюджете на эти цели заложено 25 млн руб.
В подтверждение своих слов г-н Жабреев привел пример: один из участков площадью 10 га в 2007 г. оценили в 2 млрд руб. «Не думаю, что кто-то сейчас купит его по такой цене», — заявил замминистра. И добавил, что по аренде земли регион планирует сохранить действующую систему платежей.
Отрицание отрицательного
Самым громким спорным моментом остается отрицательный трансферт для трех муниципалитетов — Екатеринбурга, Верхней Пышмы и Верхней Салды. Повод изъять у городов излишки доходов дали расчеты областного Минфина. Вице-мэр Екатеринбурга по экономике Александр Высокинский убежден, что идея отрицательного трансферта ущербна (см. интервью на стр. 17).
Вообще, вокруг трансферта развернулась настоящая информвойна: город заявил, что не сможет финансировать соцсферу без намеченных к изъятию 1,7 млрд руб., а область — что без этих денег пропадут дотационные территории. Дальше в ход пошли традиционные аргументы. Например, Екатеринбург стал попрекать область недофинансированием строительства метро, а региональные власти вспомнили о сокрытии муниципальных доходов (бюджет города в последние годы верстают дефицитным, хотя по итогам года всегда образуется прибыль).
Случай с отрицательным трансфертом подтвердил известную шутку про математику, где результат не зависит от способа вычисления, и бухгалтерию, где все наоборот. По расчетам министерства финансов, на каждого екатеринбуржца приходится 8 595 руб. доходов казны, а на каждого свердловчанина — 3 019 руб., или в 2,5 раза меньше. Расчеты мэрии Екатеринбурга показывают, что отличие — всего в 1,6 раза. Это принципиальный момент. Ведь Бюджетный кодекс позволяет региону забирать половину допдоходов муниципалитетов, если бюджетная обеспеченность на одного горожанина более чем в два раза превышает обеспеченность жителя области.
Формула Минфина области — сложить бюджетную обеспеченность по муниципальным образованиям и разделить на количество всех муниципалитетов. Город настаивает на том, что на число городов делить не нужно. Справедливость подхода мэрии Екатеринбурга подтверждает УрО РАН. Зато Минфин ссылается на постановление регионального правительства. Его с подачи самого министерства сделали основанием для расчетов межбюджетных субсидий на 2010 г. Федеральный Бюджетный кодекс ясности не вносит: в нем четко не указано, как именно нужно считать.
В результате бюджет-2010 принят облдумой в первом чтении, и каждая сторона представляет этот факт как свою промежуточную победу. Решение — исключать ли отрицательный трансферт, уменьшать ли его или оставлять без изменений — должно быть предложено согласительной комиссией ко второму чтению бюджета.
Но в каком бы виде ни приняли главный финансовый документ Свердловской области, очевидно, что развитие региона замедляется. В 2010 г. это почувствуют и власть, и бизнес, и население.
Отрицательный трансферт привязали к «социалке»
На что область и город обещают потратить 1,7 млрд руб. из доходов Екатеринбурга

Екатеринбург

 

 

 

 

 

Строительство метро

 

 

 

 

 

Развитие улично-дорожной сети

 

 

 

 

 

Ремонт дорог и благоустройство

 

 

 

 

 

Обновление автопарка скорой помощи

 

 

 

 

 

Строительство двух,
реконструкция семи детских садов

 

 

 

 

 

Доплаты для низкооплачиваемых категорий
бюджетников

 

 

 

 

 

Финансирование загородных оздоровительных лагерей, клубов по месту жительства, ДЮСШ

 

 

 

 

 

Капремонт ДГБ № 10, роддома ГКБ № 40

 

 

 

 

 

 

 

 

Свердловская область

 

 

 

 

 

Отчисления в ТФОМС

 

 

 

 

 

Медицинские программы

 

 

 

 

 

Поддержка сельского хозяйства

 

 

 

 

 

Финансирование дотационных территорий

 

 

 

 

 


Источник: Екатеринбургская городская дума, правительство Свердловской области.

Область станет акционером унитарных предприятий
Какие ОГУПы преобразуют в АО в 2010 г.

ОГУП

 

 

 

 

 

Возможная стоимость актива при последующей приватизации,
млн руб.

 

 

 

 

 

Птицефабрика
«Свердловская»

 

 

 

 

 

2 256

 

 

 

 

 

Монетный щебеночный завод

 

 

 

 

 

735

 

 

 

 

 

Птицефабрика
«Среднеуральская»

 

 

 

 

 

471

 

 

 

 

 

Свердловские газовые сети

 

 

 

 

 

179

 

 

 

 

 

Совхоз «Верхне-Салдинский»

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

Инкубаторно-птицеводческая станция

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

Птицефабрика
«Первоуральская»

 

 

 

 

 

н/д

 

 

 

 

 


Источник: Мингосимущества Свердловской области. Бюджетную обеспеченность считали по разным формулам
Формула мэрии Екатеринбурга
X = Y/Z
Х — бюджетная обеспеченность;
Y — доходы муниципалитетов;
Z — число жителей области.
Формула Минфина области
X = (Y1 + Y2 + Y73)/(Z1 + Z2 + Z73)/N
Х — бюджетная обеспеченность;
Y1, Y2 Y73 — доходы по всем муниципалитетам;
Z1, Z2 Z73 — число жителей в каждом муниципалитете;
N — число муниципалитетов.
Источник: «ДК».