Рынок бизнес-образования стабилизировался. Хотя спрос продолжает увеличиваться, количество игроков не меняется. На фоне жесткой конкуренции среди лидеров цены на товар, который становится все более
Рынок бизнес-образования стабилизировался. Хотя спрос продолжает увеличиваться, количество игроков не меняется. На фоне жесткой конкуренции среди лидеров цены на товар, который становится все более умным, демонстрируют уверенный рост. Главный сдерживающий фактор для развития рынка — дефицит квалифицированных бизнес-тренеров.
ЭКСПЕРТЫ
Александр Гусев - директор образовательного центра «Бизнес-Развитие»
Ольга Дубовицкая - исполнительный директор Урало-Сибирского Института Бизнеса
Ольга Жигальцова - генеральный директор Центра «Бизнес-Образование»
Михаил Лабузов - владелец консалтинговой компании «Лабузов и Партнеры»
Владимир Синчук - директор НОУ «Учебный центр «Потенциал»
Елена Старостина - директор тренинговой компании «Активные Формы»
Мария Черноус - директор департамента продаж компании «Апрайт-Проекты»
*************************************************************************************************************************************************
- Почему растет спрос на бизнес-образование?
- Чем объясняется прогрессирующий рост цен ?
- Какие направления в бизнес-образовании стали актуальны за последний год?
- Как недостаток преподавателей влияет на развитие рынка?
**************************************************************************************************************************************************
Число игроков рынка бизнес-образования (БО) за последние годы осталось практически неизменным — существует около 160 компаний, 20 из них с уверенностью можно назвать лидерами. Увеличился только разрыв между ними в оборотах и количестве предлагаемых программ и услуг. Эксперты отмечают, что ключевой фактор, определяющий сегодня лидерство на рынке БО, — репутация образовательного центра, раскрученное имя, сформированное за минимум пять-шесть лет работы. Поэтому новичкам, не обладающим таким нематериальным активом, становится все сложнее конкурировать с устоявшимися брендами. Но поскольку рынок еще не достиг стадии насыщения, они продолжают появляться: в основном это небольшие тренинговые центры, как правило, с узкой специализацией. МИХАИЛ ЛАБУЗОВ, владелец консалтинговой компании «Лабузов и Партнеры»: «Новые фирмы создаются либо преподавателями, состоявшимися в именитых центрах БО, либо управленцами, решившими стать консультантами. Ни у тех, ни у других нет достаточных финансовых ресурсов, чтобы соперничать с лидерами рынка».
Основная борьба идет между именитыми центрами бизнес-обучения
По словам игроков, особо острая конкурентная борьба разворачивается именно среди передовиков образовательного бизнеса. Это заставляет их предлагать клиентам все более изощренные способы подачи информации, совершенствовать программы, разрабатывать новые продукты, искать нестандартные маркетинговые ходы. Как сообщила ОЛЬГА ЖИГАЛЬЦОВА, генеральный директор Центра «Бизнес-Образование», ее компания вынуждена каждый год вводить в свой учебный план не менее 30% новых программ: «Если мы снизим динамику, очень сложно будет удержать клиентов, которые становятся все более требовательными к качеству и содержанию продукта». Кроме того, по ее словам, сегодня самый распространенный вопрос среди заказчиков: а как это можно применить на практике? Следовательно, программы необходимо наполнять свежим реальным опытом.
Старания лидеров не проходят даром: предложение подкреплено постоянно растущим спросом. Центр «Бизнес-Образование» отмечает, что клиентская база компании в этом году пополнилась на четверть. В целом по рынку, как говорят эксперты, спрос на услуги БО в 2006 г. вырос на 20%, однако львиная доля новых клиентов пришла преимущественно все к тем же компаниям топ-двадцатки.
Повышение интереса к БО во многом связано с ростом общего уровня квалификации менеджмента на екатеринбургских предприятиях. Руководители понимают, что не учиться нельзя, иначе велик риск потерять позиции на рынке или снизить динамику развития бизнеса. Обострение конкуренции, в том числе и за интеллектуальный ресурс, заставляет включать обучение сотрудников в стратегический план развития фирмы. ОЛЬГА ДУБОВИЦКАЯ, исполнительный директор Урало-Сибирского Института Бизнеса: «Корпоративных клиентов уже не надо уговаривать учиться. Этот вопрос они для себя решили — им просто нужно помочь выбрать подходящий продукт». Корпоративный спрос нередко формируют молодые управленцы, которые ранее прошли обучение: полученные навыки помогли им занять ведущие позиции в компании, а теперь они отправляют учиться своих подчиненных. Один менеджер может привести в центр БО до пяти-восьми новых слушателей.
Рост корпоративного сегмента, по признанию экспертов, можно было прогнозировать два года назад — это магистральный тренд. Сегодня уже можно говорить, что БО стало модой — за образовательными услугами все чаще стали обращаться молодые карьеристы, готовые учиться за свой счет. МАРИЯ ЧЕРНОУС, директор департамента продаж компании «Апрайт-Проекты»: «Менеджеры стремятся поднять личную капитализацию на рынке и не жалеют на это своих денег. Дивиденды — это возможности карьерного роста и расширения круга деловых знакомств. Учиться престижно еще и потому, что ты получаешь билет в особое бизнес-сообщество, одно членство в котором — шанс продвинуть себя».
Вопреки жесткой конкуренции, цены на рынке БО растут
Центры БО стремятся максимально использовать рост спроса на свои услуги. По данным компании «Активные Формы», за 2006 г. цены на услуги БО выросли на 30-40%. Ольга Дубовицкая: «Создавать качественный, отвечающий современным требованиям продукт очень затратно. Если компания решила соответствовать уровню, ее издержки постоянно повышаются, и она вынуждена поднимать цены». Как рассказала Ольга Жигальцова, уральские заказчики все чаще интересуются столичными и иностранными преподавателями-звездами: «Известные тренеры требуют, чтобы их гонорар соотносился с европейскими, в крайнем случае московскими расценкам. Но против рынка не пойдешь: если в Германии слушатель платит за обычный 2-3-дневный семинар Ђ800, в Москве — не менее Ђ450-600, то в Екатеринбурге мы не можем продавать такой продукт дороже Ђ300-350». Выходит, что крупные образовательные центры стали жертвами парадокса лидерства. Чтобы победить конкурентов, нужно предложить более качественный продукт. Его создают тренеры и преподаватели, которых приходится «покупать» по столичным ценам, а «продавать» по более низким, уральским. Норма прибыли программы падает, а поднять ее за счет произвольного увеличения стоимости практически невозможно. «Мы повышаем цены, — комментирует ВЛАДИМИР СИНЧУК, директор учебного центра «Потенциал». — Но среди лидеров рынка существует настолько жесткая конкуренция, особенно за крупных клиентов, что до желаемого уровня стоимость программ повысить все равно нельзя».
В сложившейся ситуации, полагают эксперты, у новичков есть шанс удержать позиции и развиться, предлагая пусть и не «брендированный», но приемлемый по качеству продукт. Михаил Лабузов: «На рынке произошла ценовая дифференциация. У лидеров — один уровень, у начинающих — другой, это касается и позиционирования продукта, и его содержательной части. Чем существеннее крупная компания повышает цены, тем больше вероятность, что кто-то из малых центров БО получит своего нового клиента. Того, кто не сможет или не захочет платить за бренд. Новички демпингуют, и чем выше цены лидеров, тем больше у этих новичков оборот».
Иностранцы спровоцировали интерес к кадровому менеджменту и логистике
Четкое разделение центров БО на тех, которые специализируются на проведении краткосрочных курсов, и на компании, включающие в свой портфель средне- и долгосрочные программы, произошло два-три года назад. В 2006 г. активнее растут краткосрочные программы: по данным компании «Апрайт», их число увеличилось на 30%. Впрочем, есть и обратный тренд: клиент, купивший краткосрочный курс, просит расширить временные рамки конкретной темы, чтобы получить о ней детальное представление. ЕЛЕНА СТАРОСТИНА, директор тренинговой компании «Активные Формы»: «Есть стандарт краткосрочного тренинга — 16-18 часов. Если раньше некоторые клиенты стремились сжать его до 12, а то и до 8, то теперь просят углубить, пусть это займет не менее 20 часов».
В тематической части спрос тоже изменился. Сейчас с популярными темами управления и финансов успешно соперничают кадровый менеджмент и логистика. Интерес к управлению персоналом обусловлен кадровым голодом на большинстве сегментов рынка и борьбой компаний за квалифицированных сотрудников. «Уже привычный для Урала спрос на хорошие кадры в этом году только обострился: в регион пришло много иностранных компаний, прежде всего торговых, — поясняет АЛЕКСАНДР ГУСЕВ, директор образовательного центра «Бизнес-Развитие». — Местные предприниматели чувствуют, что им дышат в затылок. И вот они стучат в образовательные центры и консалтинговые фирмы, чтобы пройти подготовку по мотивации и удержанию сотрудников». Кроме того, эксперты рынка полагают, что спрос на кадровую тему экономически обоснован: бизнесмены подсчитали, что вкладываться в обучение сотрудников и приобретать инструменты их мотивации дешевле, чем найти на рынке лояльных профессионалов, которые по определению дороги. Спрос на логистический консалтинг тоже возник «по вине» иностранцев. Зарубежные фирмы пришли со своими требованиями к системам грузо- и документооборота. Местные организации оказались к этому не готовы. Восприняв заказ, специалисты центров БО начали активно осваивать западные логистические методики. В результате несколько образовательных компаний практически одновременно вывели на рынок свои продукты по этой теме.
Екатеринбургу не хватает своих квалифицированных бизнес-тренеров
Спрос и цены на услуги БО растут, но по весьма объективным причинам квалифицированные тренеры и преподаватели в явном дефиците. «Укомплектовать профессиональный преподавательский состав только за счет уральцев очень сложно, — уверен Александр Гусев. — Между Екатеринбургом и Москвой существует огромная разница в скорости обращения информации. Столичные тренеры быстрее готовят новые курсы, включают в них новые практические навыки. Причины просты — московский слушатель, предъявляя повышенные требования к образовательной компании, и платить готов сколько потребуется». Ситуацию, когда столичный преподаватель зарабатывает больше екатеринбургского на 20-30%, многие опрошенные «ДК» эксперты считают нормальной. «Но сегодня уже нет такого ажиотажного интереса к торговой марке «столичный преподаватель», как это было пару лет назад, — отмечает Владимир Синчук. — Слушатели, рекомендуя тот или иной курс своим коллегам, все чаще говорят не привычное «он из Москвы», а «это известный тренер такой-то», т. е. проявляют интерес к конкретной личности».
Нехватка звездных преподавателей в Екатеринбурге, по признанию экспертов, — главный сдерживающий фактор развития центров БО. Дефицит им приходится восполнять из своего кармана, «покупая» именитых тренеров. Пока такая стратегия выгоднее, чем, скажем, инвестиции в развитие собственного преподавательского состава. Ольга Дубовицкая: «Чтобы местный преподаватель стал действительно конкурентоспособным, в него придется вложить немало средств. Пока же бизнес развивается намного быстрее, чем специалисты разрабатывают свои или адаптируют под местную специфику западные и столичные методики».
Как считает Елена Старостина, проблема в том, что екатеринбургские преподаватели, добившись успеха на одном своем продукте, не хотят создавать другой, пока не используют первый по максимуму: «За 24-60 часов носитель идеи/концепции так или иначе передает ее слушателям. Следующие семинары лишь добавляют или развивают ее. Таким образом, те, кто был готов платить, научились чему хотели: они лояльны к преподавателю, но снова идти учиться к нему не видят смысла. В этом случае автор должен поменять программу. Но с этой задачей справляются немногие — преимущественно меняется только «обертка».
Дефицит местных преподавателей постепенно превращает бизнес-образование в некое подобие шоу-бизнеса. В Екатеринбурге растет спрос на семинары всевозможных бизнес-гуру, авторов деловых бестселлеров, проповедников маргинальных экономических идей. Елена Старостина: «То, что рекламные растяжки типа «Бодо Шефер — Моцарт финансов» собирают полный зал «Космоса», вполне понятно. Около 20% деловой аудитории ходит только на новинки. Упрощение и популяризация знаний — общемировая тенденция, своего рода закон информационно развитого общества».
Чтобы устранить пробелы в практическом наполнении образовательных программ, екатеринбургские центры БО привлекают специалистов из реального бизнеса. Тренд не свежий, но, как отмечают эксперты, заметно усилившийся в этом году. Мария Черноус: «Все чаще на смену профессиональным тренерам, консультантам или, скажем, психологам приходят собственники бизнесов, топ-менеджеры: одни хотят удовлетворить свои преподавательские амбиции, другие ищут среди слушателей кадры для своих фирм». Впрочем, надеяться на то, что практики смогут целиком восполнить дефицит квалифицированных «подготовщиков» продуктов, не приходится. Преподаватели-бизнесмены лишь дополняют существующие программы. Кроме того, у этой тенденции есть и «обратная петля» — компании-заказчики стали активно приглашать толковых консультантов на топовые должности. Многие соглашаются1.
1Подробно о том, как консультанты уходят в реальный бизнес, «ДК» писал в № 35 от 25 сентября 2006 г.
Ольга Жигальцова: «Мы не можем себе позволить ошибиться в выборе тренера. Пустой зал в случае ошибки нагляднее любого маркетингового исследования».
Елена Старостина: «На рынке бизнес-образования сохраняется серьезный разрыв между презентацией и результативностью предлагаемого продукта».
Александр Гусев: «Успех звезды определяет личность. Это не технология, потому повторить его невозможно».
МНЕНИЕ
Центры БО должны стать бизнес-инкубаторами
Михаил Лабузов - владелец компании «Лабузов и Партнеры»:
— На рынке БО и консалтинга, на мой взгляд, две свежие разнонаправленные тенденции: консультантов после удачного завершения комплексного проекта компании-заказчики зовут к себе топ-менеджерами, а люди из реального бизнеса все чаще идут преподавать. Думаю, эти тренды спровоцируют появление центров БО, работающих по принципу бизнес-инкубатора. Получив консалтинговый опыт в образовательной компании (срок — года два, чтобы не засидеться на тренерской работе), эксперт уходит в бизнес. Там он получает практический опыт, которым может поделиться, вернувшись как независимый преподаватель в центр БО. Бизнес-инкубатор — оптимальный вариант для совмещения теории и практики бизнеса. Рынок воспитает новое поколение преподавателей, которые создадут более интересные, адаптированные к реальным условиям продукты. Сейчас такая методика применяется спонтанно. Если организации (неважно какие — крупные или новички) возьмут эту технологию за правило, то в ближайшие два-три года они окажутся на гребне волны.
Ольга Дубовицкая: «Бизнес-обучение в Екатеринбурге стало модой».