«Пишите жалобы! Почему у нас принято беспокоить президента только по поводу мест в детских садах? Пускай он и на дела бизнеса внимание обращает», — Олег Сгонников.
Олег Сгонников, общественный деятель, предприниматель:
— Предпринимателям всячески навязывают статус «жертвы». Эту роль нам приписали, убедили в ее существовании общественность. Даже многие предприниматели согласились с таким положением дел. Невероятно способная, невероятно активная часть населения почему-то поверила в то, что их можно задвинуть за плинтус, в то, что их можно «доить» всем кому не лень, в то, что с ними можно сделать все что заблагорассудится.
На нашу чашу весов без остановок накидывают всякую дрянь: порчу нашей репутации, искусственно созданные проблемы, бесконечные изменения законодательства, запросы, проверки, разнообразную нервотрепку, необоснованную якобы социальную ответственность даже за то, что в принципе обязаны делать не мы. Наша чаша весов уже так переполнилась этим бардаком, что мочи нет. Нас упорно и совершенно несправедливо «обвешивают»!!! Давайте уравновесим наконец-то эти «весы»!
Что для этого можно сделать? Даже если нам совсем никто не помогает, все равно с этим можно что-то сделать. Давайте разбираться по порядку.
Во-первых, надо научиться жить честно, не нарушая законы.
Да, это невероятно трудно сделать в стране, где десятилетиями создавались совершенно незаконные традиции. Да, это невероятно трудно сделать в стране, где только за один год принимается по 500 новых документов, кардинально меняющих правила игры. Даже чтобы их прочитать, нам придется потратить много недель. Но их все равно НАДО СОБЛЮДАТЬ!
Как только человек нарушит хоть одно маленькое правило, хоть один закон, он сразу становится менее защищенным, он автоматически сам себя превращает в жертву.
«Волки» выбирают в качестве добычи только того, кто «накосячил». «Косячишь», значит, с тебя можно спросить, значит, ты — жертва. Если не нарушаешь никаких договоренностей, к тебе и вопросов особых нет. Живи и работай спокойно!
Даже до мирно стоящего столба можно докопаться, но если этот «столб» делает что-то запрещенное, до него гарантированно докопаются. Сами подумайте, выгодно ли в таких условиях годами ловчить, обманывать и хитромудрить?
Во-вторых, надо давать отпор, добиваться правды и справедливости.
Простой пример: приходит требование из налоговой: «Оплатите внезапно возникшие доначисления», а мы даже разбираться не идем и просто платим. Что в этом правильного? Мы же не «беспрекословные коровы»?
Многие предприниматели думают так: «Чего с ними связываться? Проще заплатить. Все равно бороться бесполезно». Меня прямо умиляет такая полнейшая апатия, такое полнейшее безразличие к своей судьбе. А почему бы и не «взбрыкнуть», почему бы и не сходить, почему бы и не разобраться? А почему бы не написать жалобы во все возможные инстанции, начиная от прокуратуры и заканчивая уполномоченным по правам предпринимателей? А почему бы своим письмом и президента не побеспокоить?
Почему у нас принято беспокоить президента только по поводу мест в детских садах? Пускай он и на дела предпринимателей внимание обращает.
Чем, например, больше всего на свете любят заниматься контролирующие органы? Разбираться с бумажками! Давайте завалим их работой с бумажками, причем именно с теми бумажками, которые выгодны нам. Надо писать жалобы! Если будем писать много жалоб, то у контролеров даже чисто физически времени не останется на выписывание нам бесконечных требований.
Писать жалобы надо на все, что нам кажется несправедливым или мешающим работать. Запасайтесь бумагой, конвертами и пишите. Это точно улучшит ситуацию. Только с помощью письменных посланий можно дать отпор бесконечным придиркам. Просто болтать об этом, сотрясая воздух, бесполезно. Гораздо эффективнее слать официальные запросы и требования разобраться с творящимся произволом.
Если действовать по принципу — на один некорректный запрос писать минимум две-три жалобы, то ваша чаша весов сильно укрепится.
Писать жалобы надо на малейшее попрание ваших законных прав и на малейшее отклонение от процессуальных стандартов.
Знаете ли вы, что у каждого контролирующего ведомства есть свои четкие процессуальные нормативы и правила? Что можно писать в конкретной бумаге и что нельзя, какой телефон указывать, а какой не нужно, какие формулировки допустимы, а какие нет и т.п. У каждого контролирующего органа, например, есть стандартные временные нормативы выполнения того или иного действия, несоблюдение которых прощать нельзя. Они ведут себя жестко, и вы ведите себя неумолимо. «Накосячил» проверяющий — пусть ответит. Законами Российской Федерации нам дано право — отстаивать правду, добиваться справедливости. Просто надо ее добиваться!
Ну, а если мы даже и не добьемся справедливости, ну хоть отпор дадим. Хотя бы научим некоторых крючкотворов запросы составлять правильно.
На кого и куда писать жалобы? Естественно, на вышестоящих руководителей тех конкретных лиц, которые прислали вам запрос или, например, вызвали вас на «беседу». И в том числе, обязательно надо писать в прокуратуру. Письма в прокуратуру очень хорошо работают.
К сожалению, мало кто из предпринимателей читал такие законы, как, например 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Например, этим ФЗ на органы прокуратуры возложены прямые полномочия для обеспечения гарантий недопущения нарушений при проведении проверок. Ой, как необходимо прочитать, изучить и регулярно использовать такие законы! Это во многих случаях может даже ваш бизнес спасти.
Есть еще масса возможностей защитить наши законные права. Например, прокуроры обязаны исполнять приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03. 2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности». В этом приказе сам Генеральный прокурор Российской Федерации прямо признает данное направление одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры и обязывает прокуроров на местах «осуществлять постоянный мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности».
На основе этого приказа в органах прокуратуры действуют целые направления по защите прав предпринимателей. Прокурорским работникам надо всего лишь помочь выполнить этот приказ. Напишите им жалобу. Избавьте прокурора от скуки. Опираясь на вашу бумагу, ему будет проще вам помочь. А без письменного запроса, с чем в руках он будет защищать ваши права?
Кстати, если человек честен, то справедливости добиваться будет гораздо легче. Согласитесь, выгоднее выбрать себе не статус жертвы, а статус добросовестного предпринимателя, на защите которого стоит прокуратура. По-моему, это гораздо круче и интереснее, чем быть просто рядовым прохиндеем.
Наипрямейшей задачей прокурорских работников является не только обвинение в судах, но и надзор за соблюдением законности. Это их святейшая обязанность. Именно они призваны в том числе и нас защищать. И, между прочим, они в достаточно многих случаях встают на защиту именно наших законных интересов.
В-третьих, надо делать известным ваше доброе имя.
Многие предприниматели делают очень много полезного для общества, но при этом страдают излишней скромностью. Почему-то большинство бизнесменов вообще не занимаются управлением своей репутацией.
Допустим, бизнесмен сделал ремонт в своем подъезде, или сделал благотворительный взнос, или вышел на весенний субботник, или открыл новый цех, обеспечив доходом несколько семей. Ну сколько людей это увидят, сколько об этом узнают? 20 или 30? И все?! А остальные сотни тысяч граждан даже догадываться не будут о том, какой вы хороший человек.
Нужно влиять на точку зрения людей. Пусть они видят, сколько вы принесли пользы своей команде, их семьям, своему району, своему городу, своей стране. Об этом надо не стесняясь говорить, писать, распространять об этом информацию как можно более широкому кругу людей.
Что такое PR? PR — это делание ваших хороших поступков широко известными. Если вы не даете обществу информацию, то вакуум все равно чем-то заполнится, но в первую очередь он обычно заполняется тупыми и необоснованными слухами, типа «предприниматели все прохиндеи». Поэтому просто необходимо себя, свои успехи и все свои полезные дела делать известными, это необходимо пиарить. Пожалуйста, не стесняйтесь того, что вы хороший. Сообщайте об этом многим людям.
В-четвертых, предприниматель прежде всего сам должен поверить в то, что он нормальный и достойный уважения человек. Не надо самим соглашаться со статусом «жертвы».
Если кто-то считает себя «чмом», то поверят ли другие в то, что это не так? Вряд ли.
Вначале надо самого себя начать уважать, вначале надо поверить в себя самому. А дальше и другие люди в это поверят. Почувствовав ваше совершенно обоснованное самоуважение, они неминуемо согласятся с тем, что вы нормальный предприниматель, с тем, что вы очень нужный и достойный уважения человек, с тем, что ваш статус не имеет ничего общего со статусом безропотной жертвы.