Меню

Частная стоматология - 23.01.2006

Частная стоматология в Екатеринбурге находится на переходном этапе развития. С одной стороны, немалую долю рынка занимают нелегальные стоматологические практики, с другой — в элитных клиниках внедр

Частная стоматология в Екатеринбурге находится на переходном этапе развития. С одной стороны, немалую долю рынка занимают нелегальные стоматологические практики, с другой — в элитных клиниках внедряются самые современные технологии, а профессионализм не уступает столичному уровню. Игроки ожидают, что вслед за повышением качества медицинских услуг начнет подтягиваться и бизнес-составляющая частной стоматологии.

По классификации Всемирной организации здравоохранения стоматология не относится к области медицины. Специалисты объясняют это тем, что стоматология всегда была прикладной дисциплиной, ремеслом. Научным аспектом, т. е. поиском причин заболевания, лечением не просто зуба, а человека в целом, занялись относительно недавно. Стоматологи связывают перспективы своей отрасли с развитием системного подхода к лечению полости рта.

ЭКСПЕРТЫ

Андрей Любимов - директор стоматологического холдинга «Мегадента»

Александр Морозов* - директор стоматологического холдинга «Урсула»

Алексей Патраков - генеральный директор стоматологического холдинга «Приор­М»

Илья Попов - директор клиники «Дентал­Сервис»

Сергей Пырков - директор НПФ «Биодент»

***********************************************************************************************************************************************

В чем преимущества частных стоматологических клиник?

 Каковы перспективы рынка стоматологических услуг?

 Стоит ли развивать сетевой формат клиник?

*************************************************************************************************************************************************

Нелегалы продолжают практиковать

Как оценивают эксперты, ежегодно в Екатеринбурге открывается около 20 частных стоматологических предприятий, всего в Свердловской области сейчас насчитывается 240-250 клиник разных форматов.

Участники рынка частной стоматологии работают в трех сегментах: в премиальном развиваются крупные или камерные клиники, средний занимают сетевики, экономкласс — частные стоматологические кабинеты, часто даже не имеющие названий.

Признаками клиники премиум специалисты называют наличие специализированного (от 20 тыс. евро за единицу), вспомогательного оборудования и широкого спектра дополнительных услуг, призванных обеспечить максимальный комфорт клиенту (чай, кофе, вызов такси). Доктора таких клиник преимущественно первой и высшей категории со стажем от 10 лет. Кроме того, для элитной стоматологии обязательны удачное местоположение клиники, удобная система ожидания, наличие парковки.

Клиника middle-класса обычно находится за пределами центра города, не всегда имеет парковку, может обслуживать только отдельный спальный район. В этом сегменте используется более скромное оборудование, меньший спектр материалов и предлагается демократичный сервис. Как отмечают эксперты, набор услуг в клиниках элитного и среднего ценового уровня почти одинаков.

Формат частных стоматологических кабинетов настроен на неотложную помощь, полагает Илья Попов, директор клиники «Дентал-Сервис»: «Стоматологические установки сдаются в аренду. На первое место выходит квалификация специалиста — на одной установке могут работать несколько врачей по очереди, например: месяц — один, потом месяц — другой. Набор услуг кабинетов — минимален». По наблюдениям г-на Попова, рост количества кабинетов сегодня замедляется: население в России привыкло посещать крупные клиники и испытывает доверие к масштабному стоматологическому предприятию.

Алексей Патраков, генеральный директор стоматологического холдинга «Приор-М», отмечает, что кабинеты в основном работают в экономклассе и используют уста­ревшие технологии — на уров­не 90-х гг. «В России предприимчивый врач с незначительным количеством денег может открыть свой кабинет. Возможности такого кабинета, как правило, ограниченны. Часто это просто комната 15 кв. м, где работает врач, стоит железная дверь, все законспирировано. Это совсем не то что западные частные праксисы», — подчеркивает он.

В «кабинетном» сегменте, как говорят участники рынка, много нелегалов. «Процедура получения лицензии очень сложна, — объясняет Илья Попов. — Все согласования выливаются в дорогостоящее мероприятие. Бюрократизирована сама процедура». Эксперты затруднились оценить количество стоматологических кабинетов, но уверяют, что клиникам они не конкуренты. Александр Морозов*, директор стоматологического холдинга «Урсула»: «Наша клиентура не пересекается с аудиторией кабинетов — мы работаем в разных ценовых категориях». (У «кабинетчиков» цены в два раза ниже.) Илья Попов подчеркивает: у нелегалов мера ответственности невысока, спросить с них за качество услуги нельзя, квалификация персонала ниже, поскольку профессионалы стараются работать в легальном секторе.

Как считает Сергей Пырков, директор НПФ «Биодент», нелегальный рынок исчезнет, когда по-настоящему заработают страховые компании, начнутся судебные процессы и на рынке произойдет естественный отбор.

Открытие средней частной стоматологической клиники обходится примерно в 500 тыс. евро: в стоимость входит оснащение 8 рабочих мест (15 тыс. евро за единицу оборудования), помещение площадью 120-150 кв. м ($2 тыс./кв. м), вспомогательное оборудование ($40 тыс.), инвестиции в раскрутку. Работа специалиста занимает в цене услуги около 14-23%, материалы — 15-20%, остальное — хозяйственные расходы. Обязательный набор сервиса: терапевтическое лечение, ортопедия (протезирование), ортодонтия (исправление прикуса), детская стоматология, хирургия, как правило, есть и собственная зубопротезная мастерская. Специализация по видам услуг среди местных клиник почти не развита, но каждое предприятие имеет своего конька — приоритетное направление. Наибольшим спросом (80%) пользуется терапевтическая стоматология.

По оценке Ильи Попова, сегодня средняя рентабельность частной стоматологии составляет 30-35%, Алексей Патраков называет цифру 25%, отмечая, что ниже всего рентабельность в классе middle up, где качество услуги должно быть очень высоким, а цена — средней.

Сетевой формат не универсален для стоматологов

Если в начале прошлого года основные изменения на рынке эксперты связывали с грядущим процессом приватизации муниципальных и государственных клиник, то сейчас угроза передела исчезла. Приватизация должна была пройти с 1 января 2005 г. Но поскольку программа оказалась крайне нерациональной, как говорит Алексей Патраков, Стоматологическая ассоциация России пролоббировала, чтобы внедрение отложили до 2006 г. Андрей Любимов, директор стоматологического холдинга «Мегадента»: «2005 г. показал, что пока вопрос приватизации муниципальных и государственных клиник закрыт. Для частной стоматологии это благо. На рынок тогда бы вышли очень серьезные игроки — в разных ценовых диапазонах, с выстроенной системой внутреннего управления. Им бы развязали руки в плане формирования цен, комплектации кадров. Это привело бы к демпингу и банкротству очень многих мелких игроков». Алексей Патраков считает, что приватизация муниципальных клиник положительно скажется на развитии рынка, поскольку поставит большинство игроков в действительно равные условия, чего сейчас нет. Как полагает Александр Морозов*, приватизация не изменит рынок кардинально: «Могут просто раскупить помещения под казино, магазины и т. д. Муниципалы не выдержат конкуренции, поскольку имеют неоправданно большие площади». Если частная стоматология продает услугу, то муниципальная просто оказывает медпомощь, говорит он. «Врачи муниципальной «выделки» не могут работать в частном секторе. Несмотря на дефицит кадров, мы их не берем: у них другое отношение к работе». Г-н Морозов уверен, что останутся только те, кто перестроится, остальные вымрут.

Одна из основных тенденций рынка частной стоматологии — развитие сетевых клиник. Пока в Екатеринбурге сетью в полном смысле этого слова можно назвать только холдинг «Урсула», включающий 7 клиник. По три клиники имеют «Приор-М» и «Юнион-Трейд». Сетевой принцип развития имеет своих сторонников и противников.

Илья Попов: «Стоматология — услуга индивидуальная, штучного характера. Одна-две клиники — это нормально, а в сети утрачивается качество. В стоматологии пересекаются проблемы бизнеса и медицины. Когда на первом месте — бизнес, страдает медицинская составляющая: огромной медицинской структурой управлять сложно». Сергей Пырков убежден, что финансы для бизнесменов приоритетны, а это негатив для медицины. «Компании, ориентированные исключительно на прибыль, не заинтересованы в обеспечении максимального качества услуг. Ведь его можно добиться только благодаря значительным инвестициям в повышение квалификации персонала и закупку новейших технологий и оборудования. Использование устаревших технологий или отсутствие опыта работы по современным методикам может привести к возникновению проблем во время или после лечения».

Алексей Патраков полагает, что среди стоматологов мало предпринимателей, поэтому для них характерна боязнь крупных бизнес-объединений. Достоинством сети он считает возможность экономить на управленческом аппарате, складе. К тому же объединение финанасовых потоков позволяет приобретать дорогое оборудование, открывает пространство для маневров.

Сети, как отмечают эксперты, будут развиваться преимущественно в среднем сегменте. В классе премиум сетевой принцип себя не оправдывает. В то же время в рамках одной сети могут работать клиники разных ценовых категорий. «Мы сосредоточились на одном сегменте, но скоро попробуем открыть камерную элитную клинику под тем же брендом», — сообщил г-н Патраков. В ближайшие годы «Приор-М» планирует довести размер сети до пяти клиник, в том числе за счет развития в областных городах.

Стоматологи будут инвестировать в технологии и профилактику

Будущее рынка эксперты связывают с развитием высоких технологий и появлением клиник новых форматов. В «Приор-М» предполагают, что рынок должен вырасти еще минимум на 50%, в основном за счет открытия небольших кабинетов и клиник на 2-3 установки. Андрей Любимов делает ставку на «солидные» моноклиники. Сергей Пырков видит перспективы местного рынка в небольших клиниках: на 3-4 кабинета, с минимумом высшего медицинского персонала, со значительным числом вспомогательных специалистов. «В крупной клинике доходы от разных врачей иногда отличаются в разы. А у нас четыре стоматолога могут обеспечить выработку 12-16 докторов за счет увеличения количества среднего персонала. Это создаст высокую пропускную способность и приличные цены», — просчитывает он.

Андрей Любимов уверен, что холдинговых образований станет больше, а их влияние возрастет. «Скорее всего именно в таком формате придут иногородние игроки. Они начнут осваивать рынок через торговый сектор, московский холдинг TBI уже открыл в Екатеринбурге свой склад. В столице много холдингов. Торговцы задумываются о создании клиник. В этом есть логика: так легче получить объективную информацию о продукте, это помогает на рынке. Клиника — наиболее рентабельная часть бизнеса, конкуренция здесь пока не так высока». Следующим шагом москвичей после открытия торговых представительств в Екатеринбурге станет запуск своих клиник, прогнозирует он. Это самый вероятный путь создания холдингов, владельцы клиник вряд ли смогут успешно зайти в торговлю. Но пока, говорит г-н Любимов, столичный бизнес на местном рынке почти незаметен.

Алексей Патраков сомневается в том, что развитие в регионах заинтересует «варяг»: «При наличии сильных игроков на рынке открытие москвичами маленьких кабинетов и клиник не имеет смысла. В большую же структуру не так просто набрать необходимое количество квалифицированных кадров, а в стоматологии главное — профессионализм врача. К тому же на расстоянии управлять слишком сложно».

Андрей Любимов считает, что будущее местного рынка определит развитие высоких технологий. «В среднесрочной перспективе я ожидаю «активизации» лазерной стоматологии. Это коснется и терапевтической стоматологии, и хирургической, и парадонтологии, и всех остальных областей. Если пять лет назад лазер считался фантастикой, то сегодня это уже реальность, хотя и мало кому по карману. Стоит готовиться и к буму имплантологии. Его прогнозировали и раньше, но он точно наступит в ближайшие два года. Это связано с ростом платеже­способности населения: сама технология очень затратна, как и стоимость материалов, оборудования и обучения специалистов, цена некоторых установок достигает 70 тыс. евро». Алексей Патраков говорит, что лазерная технология пока безумно дорога для России и мало что дает для результата лечения: «На Западе лазер тоже не используют массово. Он слишком долго окупается». Порой эффективнее просто лечить на современном оборудовании, чем применять лазер, делится своим опытом г-н Патраков. Андрей Любимов уверен: наличие лазерной установки — обязательное условие для клиники, которая хочет остаться на рынке через пять лет.

Все эксперты предрекают рост сферы услуг, связанных с профилактикой заболеваний, в том числе косметической и эстетической стоматологии. «Все больше людей понимают, что, если вложить деньги в предупреждение заболевания, нужно будет меньше тратить в дальнейшем на лечение. Причем комплексный подход к лечению, обязательно включающий в себя профилактику и эстетическую стоматологию, превратится в конкурентное преимущество для клиник», — говорит Сергей Пырков. 

МНЕНИЕ

Александр Морозов* - генеральный директор стоматологического холдинга «Урсула»:

Эффективность бизнеса не препятствует эффективности лечения

— Как бизнес стоматология подчиняется тем же законам, что и вся сфера услуг, просто есть своя специфика — выше ответственность. Развитие бизнеса не обязательно связано с забвением медицинской составляющей. Если клиника работает на рынке 17 лет, как наша, это говорит об успешности сетевого формата.

Стоматологи во главу угла ставят решение чисто профессиональных проблем, а предприниматели учитывают и эффективность бизнеса. Экономический результат достигается за счет перераспределения издержек, снижения расходов. Крупная компания может больше себе позволить, например, высокопрофессиональных специалистов, дорогие технологии. Купив дорогостоящее оборудование, легче решить вопрос окупаемости. С «солидными» предприятиями поставщики сотрудничают на более мягких условиях: значительные объемы им интереснее.

Обеспечить загрузку одной крупной клиники очень сложно. Сетевая требует идеологии: нужно полностью менять структуру управления. Кто к этому морально готов, тот идет на это. Думаю, что количество клиник в сети может быть неограниченным, но в область мы пока выходить не собираемся. Сегодня эффективнее работать в рамках Екатеринбурга. Если клиники удалять за пределы города, сложность контроля возрастает.

Андрей Любимов - директор ЗАО «Мегадента»:

Врач всегда должен оставаться врачом

— Сам принцип сетевого развития бизнеса интересен и эффективен. Но создавать сеть в стоматологии необходимо по особой технологии, так как основная проблема здесь — потеря качества. В одном месте могут лечить качественно, в другом нет. Развивать больше двух клиник в рамках одной управленческой структуры очень рискованно: возникает проблема контроля, растут затраты на содержание управленческого аппарата.

Если смотреть на стоматологию только как на бизнес, то сеть — это эффективно. С точки зрения бизнеса сеть рентабельнее, предприниматели лучше добиваются краткосрочных целей, быстрее окупают инвестиции. Если учитывать врачебный подход — то сомнительно. Нельзя забывать, что мы связаны со здоровьем людей, давали клятву Гиппократа. Для клиники перспективнее укрупнять масштаб, наращивать количество кабинетов.

* - выполняет функции иностранного агента