Прошлогодний оптимизм свердловских предпринимателей сходит на нет. Бизнес хочет, чтобы власть помогла ему выбраться из кризиса, но иллюзий не питает — инвестиционный климат в регионе также суров.
Второе исследование уральского среднего бизнеса, предпринятое «Деловым кварталом» совместно с Райффайзенбанком и банком «Авангард», показывает, как изменились с осени прошлого года настроения уральских предпринимателей.
Чтобы сделать картину более полной, мы сравнили результаты банковского опроса с данными СОСПП, ежегодно проводящего мониторинг настроений промышленников Свердловской области, и выводами аналитиков АСИ, подготовивших свежий рейтинг инвестиционного климата регионов.
Кликните для увеличения
Не видят улучшений
Опросы российских предпринимателей позволяют выяснить, насколько совпадают интересы власти и бизнеса. В прошлом году АСИ с подачи президента Путина составила пилотный рейтинг инвестиционного климата в 21 регионе страны, основанный на цифрах и оценках собственников компаний. Информацию свели в четыре категории факторов: регуляторная среда (качество госуслуг для частных компаний), институты для защиты бизнеса, инфраструктура и ресурсы региона, поддержка малого предпринимательства. Свердловская область тогда оказалась на одном из последних мест.
В 2015 г., когда рейтинг распространили на 75 территорий, опросив 230 тыс. чел., позиции региона упрочились — теперь он не в конце списка, а ближе к середине, но в группу территорий, комфортных для бизнеса, не попал. Впереди нас — Чечня, Мордовия, Республика Марий Эл, Санкт-Петербург и Москва, а из соседних регионов — Челябинская область, Тюменская область, ХМАО-Югра и ЯНАО. Единственный показатель, с которым в Свердловской области все в порядке, — это помощь малому бизнесу.
На проблемы, которые АСИ сформулировало в опросе как оценочные показатели, регионам указывали и раньше. В частности, кампания за быстрое подключение предприятий Свердловской области к энергосетям началась, когда Владимир Путин попенял губернатору Евгению Куйвашеву, что в Екатеринбурге эта процедура занимает 360 дней (тогда как в Саратове —123). Это случилось в декабре 2012 г., а в январе 2013 г. областная прокуратура уже искала тех, кто затягивает сроки, — губернатор обещал их наказать. И вот на инвестиционном совете в августе 2015 г. министр энергетики и ЖКХ региона Николай Смирнов заявил: МРСК, ЕЭСК и «Облкоммунэнерго» сократили среднее время подключения к сетям до 92 дней. Михаил Черепанов, вице-президент СОСПП, сразу напомнил, что бизнес интересуют еще газовые, тепловые сети и сети водоснабжения, а также землеотводы. Помня о том, что последний рейтинг АСИ невысоко оценил регуляторные механизмы в Свердловской области, премьер областного правительства Денис Паслер заметил:
«Достижение показателей рейтинга не самоцель, главное — создать условия для бизнеса».
О том, что думают предприниматели, можно судить по опросам собственников среднего бизнеса, которые предприняли Райффайзенбанк и банк «Авангард» совместно с DK.RU, а также по ежегодному исследованию мнений уральских промышленников, подготовленному аналитиками СОСПП (не исключено, что часть людей, заполнявших анкеты, отвечала и на вопросы АСИ).
СОСПП выяснял в своем исследовании, готовы ли малые, средние и крупные предприятия Свердловской области расширять производство, и оценивал перспективы для инвесторов — внутренних и внешних. Сравнивая полученные данные с результатами опроса за 2013 г., аналитики Союза сделали вывод — инвестиционная активность в регионе снижается: предприятий, реализующих долгосрочные программы, стало на 6% меньше, число желающих запускать новые проекты сократилось с 17 до 8%. 59% опрошенных вообще отказались от инвестиций — 27% ссылаются на нехватку денег, 32% принципиально ничего не планируют.
В том же ключе ответили в опросе и клиенты банка «Авангард» и Райффайзенбанка — предприятия с годовой выручкой от 360 млн до 3,4 млрд руб., относящиеся к среднему бизнесу. Почти половина респондентов заявила, что готова поддерживать текущие объемы бизнеса, а вторая половина — что не прочь вложиться в его развитие. Однако инвестировать планирует лишь треть опрошенных — преимущественно в расширение производства. Покупать другие бизнесы и модернизировать производство намерены единицы.
Не ждут ничего хорошего
Опросы показали: оптимизм, который, невзирая на кризис, предприниматели демонстрировали в минувшем году, пошел на убыль. Если в 2014 г. 19,6% бизнесменов, опрошенных банками, утверждали, что за 2014 г. экономика их компаний значительно улучшилась, то к апрелю 2015 г. таких уже не осталось. Число респондентов, полагавших, что позитивные перемены в течение года все-таки были, сократилось на 12,2% (с 43,2 до 31%). При этом на 8,6% (с 29,4 до 38%) увеличилась доля компаний, решивших, что в 2014 г. изменений в их жизни не было — ни плохих, ни хороших. «Несколько хуже» почувствовали себя 27% опрошенных против 7,8% в прошлом году (прирост — 19,2%). Наконец, 4% предпринимателей признались, что состояние их бизнеса стало значительно хуже (в прошлом году негативных оценок не было).
Кликните для увеличения
Прогнозы свердловских промышленников тоже довольно мрачные — число стабильно работающих предприятий в регионе сокращается. По оценкам, отрицательная динамика сохранится, как минимум, до конца года. По данным Союза, доля оптимистов, уверявших, что состояние их бизнеса улучшилось, сократилась на 11,4% (с 17,7 против 3,3% в 2013 г.). На 5% меньше стало бизнесов, не испытавших перемен за весь 2014 г. (с 39,2 до 34,2%), и на 3,1% больше — тех, кто считает ситуацию тяжелой. О том, что их положение ухудшилось, заявило 30,8% опрошенных (+15% к 2013 г.) В основном, это производственные предприятия: металлургические, машиностроительные, химические, сельскохозяйственные и строительные, а также компании из сектора услуг b2b.
Кликните для увеличения
Райффайзенбанк и банк «Авангард», выяснявшие настроения своих клиентов, о кредитных ставках не спрашивали. На другие вопросы, связанные с деньгами, средний бизнес ответил, что нуждается в долгосрочном финансировании (26%), налоговых льготах (37%), допуске к госзаказу (42%), госгарантиям (47%) и госкредитам (26%). По таким же поводам компании обращались в государственные фонды поддержки, и примерно в половине случаев получили помощь.
Кликните для увеличения
Продуктивной предприятия СОСПП назвали и работу Евразийского экономического союза. В частности, 20,6% участников отметили, что процедуры таможенного регулирования в ЕЭС упростились, для 17% компаний увеличились возможности выгодного сбыта продукции, для 15% — улучшилась цепочка поставок и стал более доступным рынок труда. В то же время членство страны в ВТО, по мнению опрошенных, их бизнесу не помогло — 99,1% респондентов заявили, что их расчеты на доступ к длинным деньгам не оправдались.
Не верят фондам помощи
Свердловская область в этом году получит из федерального бюджета на господдержку малого и среднего бизнеса 497,9 млн руб. По объему финансирования регион занял шестое место после Москвы, Московской области, Краснодарского края, Башкортостана и Татарстана. Средства выделяли по конкурсу — с учетом численности населения, доходов местных бюджетов и данных о том, насколько эффективно использовали субсидии раньше.
Кликните для увеличения
Распределять деньги будет Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства. Большую их часть — 244 млн руб. — область направит на субсидирование затрат, связанных с модернизацией производства. Еще 300 млн руб. на развитие малого и среднего предпринимательства выделит областной бюджет.
При этом опросы показывают — средний бизнес редко обращается в региональные и муниципальные фонды, призванные помогать бизнесу, и не всегда представляет, каковы их возможности.
К удивлению СОСПП, 73,8% респондентов ничего не слышали о проекте «Реестр мер поддержки инвесторов», который КРСУ презентовало два года назад на ИННОПРОМе-2013. По замыслу, реестр должен пользоваться спросом — в нем собрана информация о разных формах финансирования проектов (налоговые льготы, действующие на территории области, госгарантии, субсидии регионального правительства, а также кредитование и долевое финансирование проектов с помощью федеральных и международных организаций). Однако бизнес остался в неведении.
По данным Райффайзенбанка и банка «Авангард», их клиенты обращаются в фонды поддержки бизнеса нечасто — в основном за деньгами (льготные бюджетные займы, компенсация ставок по кредитам, субсидии и проч.) и в поисках заказчиков среди крупных предприятий. Причем используют такую возможность единицы. По мнению экспертов, это говорит о скептицизме в отношении организаций, призванных сгладить недовольство бизнеса работой государственных институтов.
«У государства есть два основных рычага для взаимодействия с бизнесом — фискальная и монетарная политика. Ни один из них в полной мере не работает, — считает Руслан Сагидуллин, президент ГК «Солнечный дом». — Денег в экономике сейчас нет. По большому счету, банки кредитуют торговлю и друг друга. И если никаких изменений не будет, экономика рухнет! А государственные фонды, которые помогают предпринимателям оформлять документы и проводить маркетинговые исследования, занимаются мышиной возней. В нормальных рыночных условиях бизнесу не нужны государственные субсидии — это напрасная трата денег, которые лучше вкладывать в инфраструктурные проекты».
Банковский опрос показал, что маркетинговые исследования как один из видов государственной помощи предпринимателей действительно не интересует. Желающих стать резидентом технопарка или бизнес-инкубатора тоже не много. При этом наряду с деньгами и преференциями в 2015 г. оказалась востребованной юридическая поддержка, консалтинг и помощь при оформлении (согласовании) документов.
Не теряют надежды
Бизнес, впрочем, поделился и своими ожиданиями от власти — в этом пункте исследования банков и СОСПП во многом совпадают.
Кликните для увеличения
Большинство банковских клиентов высказалось за финансовую поддержку бизнеса государством: прямые субсидии, компенсации затрат на запуск новых производств, ставок по кредитным и лизинговым договорам. На втором месте — налоговые каникулы для малых и средних производств, на третьем — содействие в обеспечении по госконтрактам и банковских гарантиях. Участники опроса СОСПП высказались за помощь областного правительства в импортозамещении, и прежде всего в увеличении госзакупок отечественных товаров, далее — по списку: субсидии, налоговые льготы, налоговые каникулы.
Кликните для увеличения
Виктор Афанасьев, гендиректор УК «Проммаштехнология», считает, что правительство региона может создать централизованный перечень импортного оборудования, которое крупные предприятия хотят заменить отечественным, чтобы местные производители могли оценить свои возможности и подать заявки на тендеры. По его мнению, без финансовой поддержки власти импортозамещения не получится:
«Средний бизнес, поставляющий оборудование для металлургических компаний, ориентированных на экспорт, нуждается в помощи. Сейчас кредиты дают не всем, и банковские ставки выше рентабельности у машиностроителей. Если занять денег на таких условиях и выполнить заказ, это будет работа в убыток. Думаю, потребители нашей продукции не заинтересованы, чтобы поставщики разорялись: тогда у них останется только один вариант — покупать все за рубежом. А речь идет все-таки об импортозамещении».
Другими словами, в кризисные времена средний (а с ним — крупный и малый) бизнес хочет, чтобы власть поддерживала его материально — инвестициями. Впрочем, помимо конъюнктурных ожиданий предприниматели огласили и список программных требований, тоже во многом совпадающих. Респонденты банков предложили допускать представителей бизнеса в коллегиальные органы власти (коллегии министерств, координационные советы и пр.) и к разработке важнейших документов и напомнили: правительству области пора внедрить механизмы стратегического планирования и определить отраслевые приоритеты. Компании, опрошенные СОСПП, сказали то же самое другими словами: реализовать инвестиционную стратегию области, программы развития малых городов и подготовить «дорожные карты» развития новых отраслей.
Кликните для увеличения
Вопрос лишь в том, как быстро власть откликнется на призывы бизнеса. Скорость принимаемых решений имеет значение — с обвалом рубля ситуация меняется ежечасно. А бизнес еще верит, что государство не бросит его в беде.
Методика исследования
Мониторинг среднего бизнеса — совместный проект «Делового квартала», Райффайзенбанка и Банка Авангард, проведенный при поддержке правительства Свердловской области, аудитор исследования — KPMG. Задачи исследования — отразить консолидированное мнение субъектов среднего бизнеса Екатеринбурга и Свердловской области о текущем уровне взаимоотношений с властными структурами и крупными предприятиями; обозначить наиболее острые проблемы, с которыми сталкивается средний бизнес в этих отношениях; отразить уровень самочувствия среднего бизнеса с точки зрения ожиданий предпринимателей и их видения перспектив.
Сроки и выборка исследования
Мониторинг проходил с 1 по 30 июля 2015 г., участие в исследовании приняли 193 руководителя и собственника компаний, представляющих различные отрасли бизнеса, действующих в Свердловской области, с годовой выручкой от 360 млн руб. до 3,5 млрд руб.
Как проходил мониторинг
На первом этапе «Деловой квартал» совместно с Министерством экономики Свердловской области разработал параметры для анкетирования представителей среднего бизнеса. На втором этапе специалисты Уральского филиала Райффайзенбанка и АКБ «Авангард» провели добровольное анкетирование своих клиентов по заданной выборке — руководителей и собственников средних предприятий.
Результаты исследования
Конечной целью мониторинга является разработка в 2015–2016 гг. нормативных правовых актов (проекты региональных законов, постановлений правительства Свердловской области, иные документы), затрагивающих интересы среднего бизнеса в регионе. Отчет будет передан в правительство области, а также направлен отраслевым союзам (СОСПП, УТТП).
Автор: Михаил Старков