Сервисы работают в городе уже несколько месяцев и заявляют, что их бизнес быстро растет. Их конкуренты считают, что ситуация не изменилась. Но массовый демпинг может привести к революции на рынке.
С начала апреля в Екатеринбурга заработали сразу три федеральных и международных сервиса по вызову такси с помощью приложений. Почти одновременно в городе запустились «Яндекс.Такси» и сервис Wheely-экспресс, а в конце мая в город пришел Uber. Вместе с этим на местном рынке произошло еще несколько значимых событий. Так, в апреле появилась новая служба такси «Три лимона», а в июле транспортный холдинг DRL Group (объединяет «Три десятки», «Три девятки», «Ноль семь» и «Ноль один») приобрел основного конкурента — компанию «Автомиг».
Новые игроки также наращивают активность. Так, пресс-служба «Яндекс.Такси» в середине сентября заявила, что с помощью сервиса было совершено 100 тыс. поездок с начала времени работы в Екатеринбурге. Сервис запустился в городе в партнерстве с четырьмя таксопарками, а сейчас сотрудничает с 20 компаниями. По словам регионального директора «Яндекс.Такси» в Екатеринбурге Алексея Сохович-Канаровского, 90% поездок совершается по тарифу «Эконом», где минимальный заказ стоит 49 руб. Сумму среднего чека в компании не называют.
Сервис Wheely в сегменте «бизнес» появился в Екатеринбурге еще в январе 2014 г., а в апреле 2015 г. запустился «Экспресс», передал DK.RU Антон Чиркунов, основатель компании. Количество поездок в компании не уточняют, но с апреля наблюдался активный рост количества заказов, на 30% ежемесячно. Средняя сумма чека в бизнес-классе сейчас составляет чуть более 500 руб., в «Экспрессе» — 260 руб., при этом на первый приходится 33% заказов, а на второй — 67%.
«Судя по общей динамике роста заказов, мы можем зафиксировать только рост спроса. Но мы также наблюдаем некоторое перераспределение заказов между классами после запуска «Экспресса» — пользователи стали предпочитать более экономный класс обслуживания. Об этом говорит также значительный рост количества заказов на одного пользователя по классу «Экспресс» (на более чем 50%)», — говорит г-н Чиркунов.
Глобальный игрок Uber пришел в Екатеринбург в конце мая 2015 г. Сейчас на платформе компании работают несколько сотен партнеров-водителей, сообщил DK.RU в пресс-службе. Спрос на сервис постоянно растет, сейчас число пользователей сервиса достигло нескольких тысяч, отмечают в организации, не раскрывая среднюю сумму чека. В городе Uber работает в массовом сегменте с машинами комфорт-класса. Такое предложение стало популярным среди жителей Екатеринбурга, которые до прихода сервиса были вынуждены ездить либо на автомобилях очень низкого качества, либо на автомобилях премиум-сегмента, но за большие деньги, уверяют в компании.
«В настоящий момент мы видим рост количества пользователей как из числа тех, кто пользовался традиционными такси, так и тех, кто никогда не пользовался такси в принципе. Прирост пользователей мы объясняем сочетанием высокого качества сервиса и доступных цен», — добавили в компании.
Водители соединяются с пользователями услуги напрямую, за счет чего первые делают больше заказов, а простои сокращаются. Это позволяет сделать услуги более доступными, указывает представитель Uber.
Крупные службы такси, которые работали в Екатеринбурге до появления этих трех компаний, не считают, что им удалось как-то изменить ситуацию. Так, собственник транспортного холдинга DRL Group Роман Деменьшин передал DK.RU, что с приходом новых игроков ситуация на рынке никак не изменилась:
«Вся их активность была заметна только на информационном поле. Доля DRL Group за это время выросла даже без учета приобретения службы заказа такси «Автомиг», — отметил г-н Деменьшин.
В службе по заказу такси «Максим» также полагают, что конкуренты не предложили ничего революционного на местном рынке. Сейчас он достаточно развит, и жители города уже давно пользуются мобильными сервисами для вызова такси, доля заказов через которые в будущем будет расти, добавляет представитель компании.
«Цена поездок в Екатеринбурге не завышена, как в Москве, поэтому новым игрокам будет сложнее продвигать свои услуги. Спрос на услуги службы заказа такси «Максим» остается на прежнем уровне. Клиенты продолжают пользоваться услугами привычных компаний, которые предлагают проверенный сервис», — отметили в пресс-службе организации, не раскрывая коммерческие данные.
По оценке г-на Чиркунова из Wheely, объем рынка пассажирских перевозок Свердловской области составляет 77 млн поездок в год. Доля компании «Три десятки» в этом объеме — более 10 млн заказов в год, компания «Везет» делает примерно 7-8 млн, «Автомиг» и «Максим» — в районе 5 млн заказов в год, передал он. Остальные заказы приходятся на долю таксопарков и мелких транспортных компаний, либо выполняются в других городах региона.
«При этом доля новых онлайн игроков на рынке все еще минимальна», — считает основатель Wheely.
В DRL Group приводят другие данные. По оценке компании, объем регионального рынка составляет 50 млн заказов в год, из которых на Екатеринбург приходится 21 млн заказов. Сам холдинг, по собственным данным, занимает более 47% (более 10 млн заказов) рынка, а с приобретением основного конкурента «Автомиг» (более 23%, свыше 5 млн заказов), его суммарная доля составляет более 70%. На третьем месте, считают в холдинге, находится диспетчерская служба «Везет» (15% рынка), а следом идет «Максим» с долей в 7%. На остальных игроков приходится порядка 6% рынка, считают в компании. Средний размер чека в DRL Group варьируется от сегмента: в эконом-сегменте это 185 руб., в «комфорте» — 290 руб., восьмиместные минивэны — 600 руб.
«В начале года произошло общее по рынку снижение покупательского спроса на 20-30%, вследствие которого мы были вынуждены примерно на столько же снизить тарифы в феврале. На наш взгляд, в данный момент люди уже привыкли к новым реалиям и дополнительной экономии не ищут, понимая, что это влечет за собой риски «попросту не уехать». На первом месте сейчас факт подачи машины на заказ и скорость ее подачи — цена ушла на третий план», — передал г-н Деменьшин.
Размеры долей на рынке такси сегодня оценивать крайне трудно из-за высокой волатильности, говорит Михаил Бабин, президент ГК «Технология ресурсов» (в ее состав входит «Такси-город»). Чем кончится ситуация со снижением цен, предсказывать он не берется.
«Когда на рынке появляются игроки вроде «Яндекс.Такси» с предложениями от 49 руб., он начинает «скакать». Приходят люди, которые в принципе не собирались ездить на такси. Сейчас, с появлением новых игроков, сфера находится в процессе изменения. Однако в чем проблема: отрасль «уронили» настолько, что проблема уже не в клиенте — нет водителей. Никто не хочет идти работать за такие деньги. То есть (компании) сделали такую цену, что дело начинает терять всякий смысл. Пока не готов сказать, чем все закончится, потому что зреет типичная революционная ситуация, когда «верхи не могут, а низы не хотят», а «производственные силы начинают разниться с производственными отношениями», — резюмирует г-н Бабин.