Григорий Листик — бизнесмен с амбициями. В офисе его аудиторской компании «Листик и партнеры» висит карта России, поверх которой, от Балтики до Чукотки, размашисто начертано: «Стать лидером, задаю
Григорий Листик — бизнесмен с амбициями. В офисе его аудиторской компании «Листик и партнеры» висит карта России, поверх которой, от Балтики до Чукотки, размашисто начертано: «Стать лидером, задающим стандарты аудита и консалтинга в России». Высшая цель, считает Листик, должна быть далека, как идеал, но всегда достижима.
************************************************************************************************************************************************
ДОСЬЕ
Григорий
Листик
Родился 29 июля 1971 г.
Образование:
в 1993 г. окончил Южно-Уральский государственный университет по специальности «экономика и управление в строительстве».
Карьера:
1993-1995 гг. — главный бухгалтер ООО НТП «Ресурс» (г. Челябинск);
с 1995 г. — аудитор, руководитель отдела банковского аудита, директор ООО «Южуралбанкаудит» (г. Челябинск);
с 2004 г. — старший партнер компании «Листик и партнеры»™ (ООО «Южуралбанкаудит»).
Аттестованный аудитор в области общего и банковского аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.
Хобби: работа, рыбалка, пассивный отдых.
***********************************************************************************************************************************************
До идеала его аудиторской фирме еще далеко. Сотрудники компании работают в 18 регионах, но постоянные офисы открыты в трех крупных городах: Челябинске (где расположено головное отделение), Екатеринбурге и Москве. На подходе Уфа и Сургут. При этом, по данным рейтинговых агентств, последние пять лет компания «Листик и партнеры» входит в число крупнейших аудиторско-консалтинговых групп России.
Второй человек после…
На третьем курсе института Григорий начал работать бухгалтером. Через три года в фирме «Ресурс», которая занималась поставками горного оборудования, получил должность главбуха и решил искать новые пути. Уехал на учебу в Москву, где получил аттестат аудитора.
Вернувшись в 1994 г. в родной Челябинск, он оказался едва ли не первым на Южном Урале аудитором, имеющим новый российский аттестат. Но о том, чтобы заняться финансовым контролем, даже не мечтал. Мешало студенческое ощущение, что аудитор — это второй человек после бога, чье слово и решение — закон.
Помог случай. В одном из челябинских банков появилась вакансия. Листик без проблем прошел собеседование, с легкой душой уволился из «Ресурса» и собрался осваивать банковское дело. Но при оформлении документов Григория известили, что кандидатуру молодого сотрудника руководство банка не утвердило: знания знаниями, а требовался еще и опыт. Статус безработного только подогрел амбиции, но устроиться на работу удалось не сразу. Григорий Листик: «Пришел в одну из фирм, руководитель позвала кучу народа и говорит: «Смотрите, он хочет быть аудитором. Ха-ха-ха! Вы хоть представляете, что такое аудит? У вас есть свои клиенты?» Клиентов у меня тогда, естественно, не было, но уверенность в своих силах была. В то время Ирина Янчева, очень известный в Челябинске специалист по аудиту, открыла фирму «Южуралбанкаудит». Создавалась она совместно с компанией «Петербургский банковский аудит», имевшей блокирующий пакет (51% акций). Меня взяли на должность помощника аудитора».
Уже через шесть месяцев Григорий Листик стал аудитором, через два года — руководителем одного из проектов, а затем возглавил отдел банковского аудита. Быстрый профессиональный рост заметили и оценили. Ирина Янчева предложила ему стать партнером по бизнесу и получить право на 12% акций фирмы. Листик согласился.
Поначалу он и не претендовал на руководящую должность, но события сложились так, что выбора не осталось. Ирина Янчева решила все оставить и уехать в Санкт-Петербург. В один из летних дней 1998 г. директор собрала сотрудников и объявила, что перебирается жить на берега Невы, а руководство фирмой поручает местным партнерам. Причем право выбора руководителя оставляет за коллегами — пусть делают с компанией что хотят.
— Разошлись не очень красиво, — вспоминает Григорий Листик. — Я считаю, тогда нас просто кинули: выплывайте как знаете. Хотя компания развивалась успешно, сверхприбылей не было. Но было имя, постоянная клиентура, отлаженная система работы, однако многие сотрудники, кто не смог найти общий язык с Янчевой, к тому времени уволились. В сухом остатке у нас оставался арендованный офис, компьютеры, небольшой счет в банке и коллектив из семи специалистов на грани нервного срыва.
Поэтому, когда мне сказали: «Листик, директором будешь ты», я согласился. У меня не было руководящего зуда и уверенности, что все сделаю как надо. Просто жалко было бросать наработанное годами. Однако не прошло и полгода, как Ирина Янчева вернулась, известив бывших работников, что в Петербурге у нее ничего не получилось. Первым же после возвращения приказом она сняла меня с поста директора. К тому времени фирма «Южуралбанкаудит» восстановила кадровый потенциал и вернула клиентов, ранее отказавшихся сотрудничать с Янчевой. Пришлось перешагнуть через себя и искать союзников. По телефону я договорился с питерскими партнерами о том, что остаюсь руководителем. Бывшему директору мы выплатили ее долю, как и полагается по закону, после оценки независимой компании. Ирина Янчева вернулась в Питер, создала там фирму и, думаю, благодарна нам за то, что не дали ей вернуться в Челябинск.
Фирма имени себя
Первые два года компания работала под уже хорошо известным в регионе названием «Южуралбанкаудит». Оно казалось настолько весомым и конкретным, что изначально должно было вызывать у клиентов доверие. Минусы стали очевидны, когда организация начала расширять сферу деятельности. Новые клиенты название запомнить не могли ни с первого раза, ни с десятого. В лучшем случае обзывали фирму то «Южаудитом», то «Банкаудитом». Григорий Листик решился на ребрендинг.
Чем все это закончится, он тогда еще не догадывался. Заказанные компанией исследования подтвердили интуитивные догадки: название «Южуралбанкаудит» сдерживало дальнейший рост фирмы, вводя потенциальных клиентов в заблуждение. Фрагмент «Южурал» указывал на региональное происхождение, а «банкаудит» ограничивал сферу деятельности. Этот двойной капкан сжимался на бизнесе все сильнее.
Полгода Листик с партнерами подбирали слово, которое можно сделать брендом. Им не хотелось механической смены вывески только ради того, чтобы на волне пиар-кампании привлечь внимание публики.
После многомесячных размышлений партнеры сошлись на том, что в название необходимо вынести фамилию. В фирме было уже несколько партнеров, и стать лицом компании мог любой. Но все дружно отказались, настаивая, что самая звучная фамилия у Григория Листика.
— Для меня это был очень серьезный шаг, — рассказывает Листик. — Думаете, легко взять свою фамилию, превратить ее в символ компании, по сути, стать публичным человеком, давать интервью газетам и журналам и печатать фотографии? Я долго сомневался. Когда название обезличено, вроде «Аудитор», все намного проще. А если ты назвал организацию своим именем, то уже повязан личной ответственностью перед клиентами. Ты отвечаешь за каждое выданное аудиторское решение, юридическую консультацию, произведенные действия, за любую оценку. О лаврах и почете в такой ситуации даже не думаешь.
Но если не лавры, то признание компании под новым именем пришло через несколько месяцев. Уверившись в силе креатива, «Листик и партнеры» провели кампанию под лозунгом: «Выбери аудитора!». Менеджеры фирмы ездили на предприятия Челябинской, Свердловской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского округа и Республики Башкортостан со своими «предвыборными программами». Избиратели — руководители предприятий — получили шанс ознакомиться с возможностями, умением и потенциалом каждого сотрудника компании «Листик и партнеры».
Стать полноценным партнером сегодня может каждый работник фирмы. Это статус, участие в распределении прибыли и принятии управленческих решений. Собственно, партнерский подход существовал в аудиторской компании еще в то время, когда ее возглавляла Ирина Янчева. Правда, в несколько ущемленном виде. Сотрудники-партнеры получали свои доли в бизнесе, но к управлению не допускались. Листик предложил давать шанс всем.
— Любой молодой специалист, который к нам приходит, может вырасти до партнера, — объясняет он. — Это западная практика, повышающая эффективность работы персонала. Если человек — отличный специалист, то ему просто необходим карьерный рост. Самая страшная беда в нашем деле, когда специалист, достигнув определенного уровня, застывает на месте. И соответственно все, кто трудятся под его подчинением, тоже увязают в этом застое, словно в болоте. Тогда наступает профессиональная смерть. Если я вижу топтание на месте, могу даже попросить человека подать заявление об увольнении. Люди, работающие в консалтинге и аудите, прежде всего яркие личности, лидеры по своей натуре. Если хочешь сохранить дух лидерства, невозможно воспринимать их иначе как равных партнеров. И я не единоличный владелец фирмы. По многим ответвлениям бизнеса у меня нет и 50% доли, но контроль и обязанность направлять развитие партнерства остаются за мной.
Сейчас в компании «Листик и партнеры» 70 человек, дюжина из них партнеры — фактически каждый седьмой член коллектива. Благодаря такой системе работы с кадрами сложилась своего рода диаграмма карьерного роста сотрудника аудиторской фирмы. Молодому работнику, приходящему в компанию, ставят задачу — через два года стать ведущим специалистом в области бухгалтерского учета, налогообложения, права и т. д. Еще через два года специалист должен вырасти до аудитора, сдать экзамен и получить аттестат. Подтвердить квалификацию он может на практике, если справится с проверкой небольшого предприятия. Задачи постепенно усложняются. После череды «жизненных испытаний» сотруднику доверяют руководство проектом, а там уже недалеко до предложения стать партнером.
Совместные проекты
Четыре года назад Григорий Листик решил расширить сферу услуг — добавить к аудиторскому бизнесу управленческий консалтинг во всевозможных его проявлениях: от разработки бизнес-планов до оптимизации управленческих процессов. Но развить это ответвление бизнеса самому не удалось. Тогда Листик решил прибегнуть к деловому союзу с другими компаниями.
На одной из конференций он познакомился с Юрием Афанасьевым, руководителем консалтинговой фирмы «Активные Формы». Приятельских отношений между бизнесменами не было, но после нескольких встреч они решили объединить усилия и обдумать совместный проект. Тем более что компании друг другу не конкуренты: клиент общий. Совместив деятельность обеих фирм, можно получить именно то, что востребовано рынком: профессиональный аудит и консультации по дальнейшему развитию компании.
Союз оправдал себя. С тех пор «Листик и партнеры» и «Активные Формы» создают общие проекты. Если одна из фирм выходит на перспективного клиента, ее менеджеры тестируют его потребности в услугах партнера. При этом ни одна из компаний не хочет терять самостоятельность. Общая игра на одни и другие ворота их устраивает, хотя в письменном виде добрые намерения сторон никак не закреплены. Афанасьев и Листик пока решили не формализировать свои партнерские отношения, действуя по принципу купеческого слова.
Когда первая попытка сотрудничества оказалась удачной, Григорий Листик уверился, что схема будет действовать и в других случаях, забыв, что клиентскую базу и планы компании лучше держать в секрете.
Два года назад он создал совместный бизнес с Артемом Кузьминых — консалтером из Миасса. Кузьминых — специалист очень известный. В Челябинске и Екатеринбурге проводит семинары, посвященные в том числе вопросам налогового планирования. В этом направлении и был сформирован альянс. Более года проект продвигался успешно, пока Григорий не почувствовал, что его хотят потеснить.
— Я понял, что у нас разные подходы к развитию бизнеса, — объясняет он. — У Кузьминых все ярче проявлялась установка действовать самостоятельно, работать на себя, не делиться с партнерами. Продвигать только свое имя. Эти амбиции сказывались и на качестве оказываемых услуг. И в какой-то момент диссонанс привел к разрыву. Очень скандальному: Артем подбил команду на бунт и втихаря решил увести часть коллектива фирмы «Листик и партнеры». Люди уволились якобы по собственному желанию, а потом выяснилось, что они просто ушли в созданную Кузьминых фирму. Сам он продолжал работать у нас. Когда вся эта партизанщина вскрылась, я пережил настоящий стресс. Но от принципов партнерского сотрудничества фирма «Листик и партнеры» не отказалась.
Обжегшись на молоке, Григорий не стал дуть на воду, а, напротив, расширил список компаний-партнеров. Разве что начал действовать осторожнее, не пытаясь ускорить совместные проекты и соблюдая некоторую тактическую дистанцию. Так в союз аудиторов вошла компания «Стратум-Форум». Общий интерес обозначился полтора года назад на совместном проекте «Иностранные инвестиции в уральский бизнес». Затем контакты на некоторое время прервались. «Стратум» и «Листик и партнеры» вернулись в автономное плавание, но через пару месяцев опять пришли к мысли, что партнерство дает лучший результат. Во-первых, сочетание двух известных брендов всегда придает особую весомость затее. Во-вторых, расходы, как и доходы, делятся пополам, следовательно, уменьшается и риск погореть. Расчеты оказались правильными: за год партнеры провели шесть совместных прибыльных мероприятий.
Несмотря на то что работа с партнерами-союзниками уже поставлена на поток, Григорий Листик до сих пор удивляется каждому удачному контакту:
— Партнерские отношения возможны только с фирмами, равными по известности и раскрученности бренда. Но все равно я считаю, что это редкость, когда компании, самостоятельно утвердившиеся на рынке, могут объединиться. Причем не как пауки в банке, с тайной мыслью затоптать или заглотить партнера, а для проведения совместных успешных дел.
Конец челночной эры
С географическими показателями у фирмы «Листик и партнеры» всегда было хорошо. Еще в начале 2000 г. Григорий мог перечислить не менее трех десятков российских городов, где работали его аудиторы. Беда была в том, что компания действовала в регионах челночным методом — в населенный пункт, где появлялся клиент, забрасывали десант, который время от времени путешествовал туда-сюда. Даже при успешной работе южноуральских аудиторов закрепить свой бренд в другом регионе таким образом невозможно. Чтобы вывести бренд «Листик и партнеры» на федеральный уровень, пришлось создавать собственную сеть региональных представительств. Развертывание сети начали с Урала и Москвы.
Уже после первых попыток закрепиться в стратегических точках стало понятно: везде необходимы разные подходы. Если на столицу пока не стоит тратить особые усилия: достаточно снимать небольшой офис и иметь в штате несколько сотрудников, которые будут искать контакты, то в соседних городах-миллионниках лучше закрепиться всерьез и надолго. Для этого прежде всего необходимо найти на месте надежного человека, желательно на должность директора представительства.
В Екатеринбурге таким путем и пошли, пригласив к себе в компаньоны известного налогового юриста Илью Штромвассера. Год фирма успешно развивалась, сформировался коллектив, появились новые клиенты, но этого было мало. Решили найти директора по аудиту: обратились в кадровое агентство с просьбой подобрать человека, который представлял бы здесь компанию. Но вместо директора Листику предложили приобрести фирму «Контур аудит». К такому шагу Григорий был не готов. Но, взвесив все варианты, решил, что внедрение в регион через готовую компанию дело менее хлопотное, чем формирование своей структуры. Как показало будущее, расчет не совсем точный.
Илья Соловий, владелец компании «Контур аудит», поставил главное условие: выполнить перед коллективом все финансовые обязательства. То есть выдать зарплату, отпускные и разогнать всех на короткий срок. Листик согласился. Использовать старый бренд он не собирался, никаких особых материальных ценностей в фирме не было, даже офис компания арендовала в одном из НИИ. Признаков недовольства в коллективе Григорий Листик не заметил, но когда отпуск закончился, часть сотрудников не захотела работать с новым директором.
Сейчас Листик понимает, что допустил тактическую ошибку:
— Поскольку главная ценность аудиторской фирмы — это люди, очень важно понимать политику организации: какие там внутренние процессы, взаимоотношения, мотивации сотрудников. Для профессионалов таких специальностей, как аудитор, белых воротничков, деньги не главный мотивирующий фактор. Они все независимые люди. Поэтому следует очень осторожно входить в коллектив. Лучше всего изначально провести внутреннюю разведку, определить общее психологическое настроение, выявить лидеров. Но этот нюанс мы не учли и сразу стали перестраивать работу фирмы по своим правилам. Коллектив воспринял наши шаги негативно. Но наши ошибки нас научили. Костяк специалистов нам удалось сохранить. Потому я все равно считаю, что мы приняли правильное решение.
В этом же году Григорий Листик открывает офис в Уфе. Клиентская база в Башкортостане уже наработана, но закрепляться в регионе Листик будет самостоятельно, не внедряясь через местную организацию. Следующие стратегические точки — Сургут и Пермь. Как считает Листик, дальнейшие пути расширения компании подскажет сама жизнь. Только в городе сформируется солидный портфель заказов — придут работать люди, способные трудиться «по стандартам компании и отвечающие ее идеологии». Количество перейдет в качество, т. е. в очередной форпост «Листик и партнеры».
На вопрос двенадцатилетней давности, заданный хамоватой руководительницей, которая не пожелала принять Григория на работу, что такое аудит, Листик нашел ответ и заложил его в концепцию развития своего дела:
— К сожалению, в России клиент воспринимает аудитора как второго налогового инспектора: все проверит, найдет проблемы, поможет их исправить. Раз жизнь диктует, мы налогами занимаемся профессионально, но у нас иная идеология. Главное, из чего следует исходить: аудиторы — это представители общества. Конкретных групп акционеров, поставщиков, кредиторов, банков, трудового коллектива. Того общества, которое хочет знать реальное состояние бизнеса. И эта идеология рано или поздно будет более востребована. Мне кажется, ситуация уже сейчас начинает меняться. Появляются акционеры, которым требуется оценка финансового состояния бизнеса. Приходят инвесторы, которым нужны заключения аудитора, сделанные по международным стандартам. Поэтому, когда мы ставим задачу создать российскую марку аудита, мы подразумеваем не только стандарт качественных услуг. Я надеюсь, что победит созидательная миссия аудита — развитие общества в рыночных условиях.
Люди уволились якобы по собственному желанию, а потом выяснилось, что они просто ушли в созданную Кузьминых фирму. Сам он продолжал работать у нас. Когда вся эта партизанщина вскрылась, я пережил настоящий стресс.
ЦИТАТА
Для белых воротничков деньги не главный мотивирующий фактор. Они все независимые люди. Поэтому следует очень осторожно входить в коллектив. Лучше всего изначально провести внутреннюю разведку.
Партнерские отношения возможны только с фирмами, равными по известности и раскрученности бренда. Но компании, самостоятельно утвердившиеся на рынке, редко могут объединиться.
Текст: Светлана Добрынина. dk@apress.ru