№1 Торговля Продажное дело Центр притяжения номер один для предпринимателей — розничная и мелкооптовая торговля. В опросе «ДК» участвовали восемь банков. Семь из них назвали торговлю самым популярн
№1 Торговля
Продажное дело
Центр притяжения номер один для предпринимателей — розничная и мелкооптовая торговля. В опросе «ДК» участвовали восемь банков. Семь из них назвали торговлю самым популярным видом деятельности среди клиентов, начинавших дело. Около 30% фирм, открывших у нас счета, занимаются именно этим, — рассказала Анна Богдан, директор казначейства КБ «Уралфинанс». И в КредитУралБанке и в Губернском также утверждают, что торговлю выбрали примерно треть клиентов, создавших новый бизнес. Артем Половников, юрисконсульт КредитУралБанка: В основном продают продовольственные и промышленные товары, одежду, обувь. Недавно появился торговый дом, который будет в Россию импортировать текстиль и продукты, а экспортировать продукцию уральских производителей. Клиенты УИК-банка предпочитают работать с продуктами. Как рассказал Рустам Даутов, начальник управления клиентских отношений Свердловского Губернского банка, много заявок поступает от предпринимателей, размещающих магазины в новых торгово-развлекательных центрах.
Сделать бизнес рентабельным удается далеко не всем, что доказывает постоянная смена арендаторов ТЦ. Снижать арендные ставки владельцы центров не собираются — площади готовы занять крупные московские сети. Андрей Гавриловский, например, вообще не пускает мелких продавцов в «Антей»: Из Москвы на меня уже вышли все, кто мог. «Эльдорадо» готовы весь торговый центр забрать целиком. Они приходят с серьезным бюджетом — только на открытие собираются полмиллиона долларов истратить.
К менее избирательным арендодателям предприниматели не идут сами — до сих пор полупустым стоит «Восточный». У этого ТЦ, уверен Андрей Гавриловский, нет ни одного из трех слагаемых успеха — ни больших площадей, ни якорных арендаторов, ни удачного местоположения. Владельцы будут, наверное, снижать арендные ставки, но все равно площади останутся заполненными лишь на 50%, — рассуждает г-н Гавриловский.
Маленьким продовольственным и промтоварным магазинам, не нашедшим своей ниши, тоже живется непросто. Их популярность пошла на спад из-за общего укрупнения бизнеса в торговле — отмечает Александр Миронов, специалист инвестиционного отдела компании «Урал-Инвест-Капитал». Пять лидирующих игроков продовольственного рынка контролируют 34% оборота (см. «ДК» № 13 от 11 апреля 2005 г.).
В группе торговых предприятий можно выделить одну маленькую, но подающую большие надежды подгруппу — «производственников». Кредитные эксперты Губернского банка, Внешторгбанка и КредитУралБанка отметили новую тенденцию — малые и средние компании, раньше исключительно торговавшие, теперь открывают собственные сопутствующие производства.
Ирина Богданова, начальник отдела кредитования малого бизнеса филиала Внешторгбанка в Екатеринбурге: Я сужу по своему опыту работы со Сбербанком и Уралтрансбанком в сфере кредитов для малого бизнеса. Вот пример: клиент несколько лет продавал в розницу мужские костюмы и рубашки — а сейчас шьет мужские брюки. Клиенты Уральского банка Сбербанка России, занявшиеся, помимо торговли, производством кетчупа, даже приобрели линию для изготовления пластиковых бутылок — чтобы не зависеть от поставщиков упаковки. Торговая сеть «Купец» развивает бренд Новоуральского мясокомбината.
Врезка:
Юрий Попов, директор магазинов «Размер плюс», считает, что в сфере торговли одеждой и обувью среднего и низшего ценового сегмента степень насыщения рынка уже очень высока. Наладить бизнес удается тем, кто нашел собственную нишу:
— Первый магазин одежды для «больших» людей «Размер плюс» мы открыли полтора года назад. Позже разделили продажи на более демократичную одежду и на товар для требовательных покупателей, появился второй магазин — «Размер плюс эконом». Я был региональным директором московской компании «Три толстяка». Но у фирмы, раскинувшей сеть по всей стране, начались финансовые проблемы, я с ними расстался, а через некоторое время закрылись и московские магазины. То есть получается, что я сам и создал нишу — она впоследствии освободилась.
Сейчас в Екатеринбурге работает магазин основного соперника «Трех толстяков» в Москве — сети «Ваш размер». У нас скорее симбиоз, чем конкуренция, — мы расходимся по ценам и по ассортименту. Есть еще несколько точек в ТЦ, которые пытаются работать с одеждой больших размеров, но мы имеем собственные специализированные магазины и более широкий выбор.
Какова рентабельность бизнеса — не скажу, но раз мы постоянно развиваемся в течение почти двух лет, значит, бизнес идет неплохо. Преимущество ниши в том, что серьезных конкурентов здесь нет. Зато есть количественное ограничение спроса — число людей с избыточным весом. Открывать по магазину в каждом районе просто нет смысла.
Стрижка только начата
На втором месте оказались бытовые услуги населению, развлекательные, оздоровительные центры. Компаний, специализирующихся в этих видах бизнеса, в 2004-2005 гг. (в абсолютных цифрах) было меньше, чем торговых предприятий. Но эксперты утверждают — по темпам роста сфера услуг лидирует. Спрос растет вместе с благосостоянием населения области.
Ирина Богданова на первое место по популярности среди услуг поставила парикмахерские и косметологические кабинеты, за ними следует стоматология, на третьем месте — оздоровительные центры, шейпинг-залы.
Последнее направление чиновники называют особенно перспективным. В комитете по организации бытового обслуживания населения администрации Екатеринбурга (КОБОН) подсчитали — в городе работает 40-50 оздоровительных комплексов. Дмитрий Ноженко, председатель комитета, уверен, что это крайне мало: У нас есть план застройки Екатеринбурга новыми объектами бытового обслуживания. В нем учтено, какие предприятия будут наиболее востребованы в каждом районе. Можем дать рекомендации предпринимателям. В прошлом году, по данным КОБОН, чаще всего открывались парикмахерские (около 30). Появилось более 10 швейных ателье, 12 мастерских по ремонту обуви и 5 «предприятий оздоровительного характера».
Геннадий Фофанов, начальник управления кредитования малого бизнеса Уралвнешторгбанка: В большинстве отраслей рынки уже сформированы, поэтому клиенты стараются входить на менее освоенные ниши — организовывают туристические базы, открывают культурно-развлекательные центры. Через восемь месяцев Андрей Гавриловский планирует запустить еще 7 тыс. кв. м площадей развлекательного центра.
Врезка:
Максим Семенов,
управляющий салона красоты и здоровья «Розмарин», раньше торговал продуктами питания:
— Идея салона изначально не была чисто коммерческой — просто работа должна приносить удовольствие, я вообще считаю, что в торговле можно больше зарабатывать. Но сейчас конкуренция там очень высока, нишу найти сложно, крупные оптовики и магазины так все под себя подмяли, что мелким предпринимателям заниматься продуктами питания уже малоприбыльно. Нужны либо хорошие связи, либо большие капиталовложения. «Розмарин» открылся перед Новым годом. Сначала это была фитопаросауна — новинка для Екатеринбурга, — мы хотели оздоравливать горожан. Потом стало ясно — за красоту люди платят с большим удовольствием, чем за здоровье. К сауне «приросла» коммерческая часть, которая приносит деньги, — косметологический, массажный кабинеты, солярий. Выгодно заниматься красотой и здоровьем или нет — время покажет. Пока спрос есть, собираемся филиальчики по городу открывать.
Не проходите мимо
Хотя Андрей Гавриловский и утверждает, что бизнес, организованный на собственных площадях, почти в два раза доходнее, чем простая аренда, в недвижимость вкладывали деньги представители всех возможных отраслей. Специалисты Уралвнешторгбанка, КредитУралБанка, Внешторгбанка говорят: с каждым годом у них становится все больше клиентов, которые, диверсифицируя бизнес, инвестируют средства в имущественные комплексы и потом сдают площади в аренду. Александр Миронов подтверждает мнение банкиров: Если судить по количеству обращений авторов и инициаторов инвестиционных проектов, таким же, если не большим спросом, чем розничная торговля и развлечения, пользуются консультации и инвестиционное проектирование в строительстве. Назвать предприятия банкиры и консультанты отказались. Но примеры у всех на слуху — «Корин-холдинг», Торгмаш. Юрий Рязанов, генеральный директор компании «Экском»: Популярность у строительства огромная, просто бешеная. Не миновала она и нас. Мы построили два офиса, строим третий.
Вокруг да около
По приблизительным оценкам, в городе есть около 50 объектов, которые возводят непрофильные компании1. Хотя крупные застройщики констатируют — самостоятельно заниматься строительством малому и среднему бизнесу становится все сложнее. Владимир Коньков, президент строительной корпорации «Маяк», уверен, что многим помешает закон «О долевом участии» и предприятия-застройщики переквалифицируются в подрядчиков.
Пока новых подрядчиков на рынке появляется немного. Молодых фирм в общем числе не более 5% — подсчитал г-н Коньков. Артем Дзигунов, руководитель аналитического отдела консалтинговой компании «Активные Формы», называет строительство очагом, вокруг которого растет бизнес: развивающаяся отрасль привлекает предпринимателей в смежные сферы — продажу и управление недвижимостью, производство стройматериалов, ремонт, дизайн.
Рынок отделочных материалов, по оценке игроков, ежегодно растет на 20-30%. Собственные производства открывают крупные строительные компании — чтобы полностью обеспечивать себя всем необходимым для работы. Так, корпорация «Маяк» обзавелась песчаным карьером, а месяц назад запустила цех по выпуску пластиковых и алюминиевых окон. Производительность — 50 штук в день. Компании для собственных работ достаточно двадцати, остальное «Маяк» планирует продавать на открытом рынке.
Вокруг да около
По приблизительным оценкам в городе есть около 50 объектов, которые возводят непрофильные компани[1]. Самостоятельно заниматься строительством малому и среднему бизнесу становится все сложнее — констатируют крупные застройщики. Владимир Коньков, президент строительной корпорации «Маяк» уверен, многим помешает закон «О долевом участии», и предприятия–застройщики, переквалифицируются в подрядчиков.
Пока новых подрядчиков на рынке появляется не много. Молодых фирм в общем числе не более 5% — подсчитал г-н Коньков. Артем Дзигунов, руководитель аналитического отдела, консалтинговой компании «Активные Формы» называет строительство «очагом», вокруг которого растет бизнес: развивающаяся отрасль привлекает предпринимателей в смежные сферы — продажу и управление недвижимостью, ремонт, дизайн, производство стройматериалов.
Врезка:
Татьяна Ковтуновская,
PR-менеджер Уральской палаты недвижимости (УПН):
— Риэлторский бизнес стал очень популярным. Ежемесячно появляются 2-4 новых игрока. К информационной базе УПН подключаются не все, но она уже насчитывает 361 участника (включая филиалы). К «молодым» компаниям можно отнести Центр недвижимости «Бэст», АН «Доходный дом», АН «Диамант». Прирост за последние 1,5 года составил 15%. Если ориентироваться на количество выпускников риэлторских курсов, то ежегодно число специалистов увеличивается на 400 человек. Появившиеся игроки стараются охватить как можно больше риэлторских услуг: покупка, продажа и аренда жилья (вторичная, первичная), офисы, магазины, склады и т.п. Некоторые оказывают услуги по управлению недвижимостью и даже по ремонту и переездам.
Виктор Насобин, директор компании «Экодрев», с этого года начал делать пластиковые окна и ламинированные дери:
— Большой интерес к рынку пластиковых окон уже спал. Осталось зарабатывать трудовые копейки. С нуля такое производство сегодня я бы открывать не стал, но мы стеклопакеты уже выпускали (дверями, деревянными окнами, мебелью я занимаюсь почти 15 лет). Оборудование под пластик стоит в десятки раз дешевле, чем для деревянного окна, места немного занимает, складские площади у нас тоже были. Рентабельность здесь будет не больше 5-7%. Рынок уже перенасыщен. Но клиентура у нас своя есть и опыт работы в этом секторе тоже. В основном сотрудничаем со строительными организациями, с оптовиками, не избегаем и частников, хотя ставку на них не делаем. Полтора года назад стали работать с отделкой интерьеров деревом — для квартир, офисов, баров. «Гордонс», например, — наша работа. Вот это уже новый рынок. Мы продвигаем свои услуги, ждем, пока богатые клиенты сами между собой информацией обменяются — это лучшая реклама.
№4 Гостиницы
На перекрестке всех дорог
Городская администрация часто говорит о превращении Екатеринбурга в крупный логистический центр. Планируется развивать гостиничный бизнес, туризм, логистические компании. В Сбербанке России и Уралвнешторгбанке отметили рост числа фирм, которые перевозят грузы, предоставляют транспортные услуги.
Как предполагает стратегический план «Гостиницы Екатеринбурга», до 2015 г. в городе должно появиться 35 новых объектов, причем застройщики уже определены. 10 зданий сдадут уже в 2005 г. Андрей Гавриловский, открывший гостиницу в «Антее» в прошлом году, результатами очень доволен. По его словам, заполняемость отеля — 80%. Городу гостиницы действительно нужны. Но и политику надо вести соответствующую — поддерживать соотношение цена — качество, — предупреждает г-н Гавриловский. — Иначе будет как в Атриуме — заполняемость всего 35%. У хороших гостиниц сегодня этот показатель на уровне 60%. Рентабельность уже выше, чем при простой аренде офисов.
№5 Мини-производство
Мелочь, а приятно
В КБ «Уралфинанс» отмечают прирост клиентов, занимающихся «мелкоштучным» производством — изготовлением тротуарной плитки, мебели, памятников и т.п. Эти данные подтверждает и статистика самих операторов рынка. В некоммерческом партнерстве «Мебельщики Урала» вообще считают, что каждые три из четырех производственных предприятий Екатеринбурга — представители их отрасли2 , а рынок ежегодно увеличивается на 20%.
№6 Консалтинг и рекрутинг
Удачный кадр
Развитие экономики региона привело к всплеску интереса к услугам В2В (bussines-to-bussines). Алексей Серебряков, начальник отдела кредитования бизнеса Екатеринбургского филиала КМБ-банка, называет консалтинг и рекрутинг одним из наиболее популярных направлений нового бизнеса среди клиентов кредитного учреждения. С ним согласен и Вячеслав Архангельский, главный специалист по малому бизнесу комитета по промышленности, науке, связи и информационным технологиям администрации Екатеринбурга.
Рынок консалтинга вырос за год минимум на 30%3 — оценила компания «Активные Формы». Число новых консалтинговых фирм никто подсчитывать не пытался.
В сфере рекрутинга определенности больше: в России работает около 800 кадровых агентств, 60 из них — в Екатеринбурге. Елена Белоногова, директор компании «Карьера-Юнион»: Рынок рекрутинга в России растет на 10-12% в год, а у нас в городе — на 20-25%. Привлекательность отрасли не падает — количество вакансий в Екатеринбурге ежегодно увеличивается примерно на 30-35%. Пик роста еще впереди — эксперты ожидают его в 2007-2015 гг. Прогнозируется серьезный дефицит специалистов всех уровней, высококвалифицированных профессионалов будет совсем мало. Это поспособствует развитию рынка, — считает Елена Белоногова. Она прогнозирует, что востребован будет поиск кадров через Интернет, подбор временного персонала (Temporary Staffing).
Врезка:
Александр Круглянкин, старший партнер консалтинговой группы «Топ-Кадр», занимается оптовой торговлей, рекламой, имеет типографию и предприятие общественного питания. Но считает самым перспективным из всех бизнесов консалтинговую компанию, созданную год назад:
— Сегодня у многих фирм нет стратегии развития, предприятия ощущают кадровый голод, так что услуги востребованы. К тому же мы работаем комплексно — не просто ищем персонал, который потом не задерживается на новом месте, а прописываем для компании цели и задачи, разрабатываем систему мотивации, подбираем кадры и создаем корпоративную культуру. Мы изучаем бизнес своих партнеров. Если продукт, например, неконкурентоспособен, мы можем даже отказаться искать топ-менеджера.
Консалтинг и подбор персонала — бизнес прибыльный. Но зайти на рынок сложно — очень много негатива, если услуги просто по телефону начать предлагать, их никто не купит. Целью создания «Топ-Кадра» было в первую очередь решить кадровый вопрос для себя, понять, что такое бизнес-тренинги. А потом мы предложили услуги своим деловым партнерам из других областей.
№7 IT
Дешево и сердито
По статистике Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса и городского комитета по промышленности, науке, связи и информационным технологиям, в число популярных направлений бизнеса попал рынок IT. Станислав Сиражев, исполнительный директор Ассоциации компаний сферы информационных технологий, с мнением чиновников полностью согласен: Фирм в Екатеринбурге более 200, оборот рынка растет на 25% в год, думаю, за такой же период появляется 20-30 новых фирм. Желающих прийти — еще больше. 20 — это те, кто выживает.
Юрий Рязанов отмечает, что объем оказанных услуг интернет-провайдинга и междугородней связи увеличивается на 100-200% в год. Но входной билет на коммуникационный рынок — $200-300 тыс. Поэтому новички в большинстве своем приходят в розницу (продают компьютеры и комплектующие) либо занимаются разработкой сайтов. Как объясняет Станислав Сиражев, многие дистрибьюторы компьютерной техники открыли в Екатеринбурге свои склады, брать товар у них можно на условиях рассрочки платежа. Низкий входной порог в розницу и web-разработки г-н Сиражев считает проблемой рынка: Компьютеры продают и предоставляют услуги в сети Интернет все кому не лень, что дискредитирует основных игроков.
Скорее перспективным, чем популярным, назвали эксперты создание интернет-магазинов. Торговый дом «Горшков-Екатеринбург» открыл интернет-магазин в конце февраля. Дмитрий Трофимов, директор компании, утверждает, что пока проект развивается успешно — сайт посетили 27 тыс. человек, около 100 из них сделали покупки. На создание магазина ТД «Горшков-Екатеринбург» потратил $5 тыс., еще столько же планируют инвестировать в его раскрутку. С учетом текущих расходов на персонал и транспорт проект собираются вывести на самоокупаемость к концу года. Дмитрий Трофимов: У этого рынка состояние пока зародышевое — эффективного интернет-магазина в Екатеринбурге нет еще ни у кого. Но в ближайшие два года рынок сформируется. И у компаний, которые все создали, набили себе шишки сегодня, будет существенное преимущество.
Bonus
Дерзкие и успешные
Вячеслав Архангельский в числе популярных направлений бизнеса назвал полиграфию, производство медицинских инструментов и препаратов. Анатолий Филиппенков, президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса, добавил к перечню экологию, инновационные технологии в металлургии: Через наш союз за два года предприятия получили около 70 млн руб. федеральных денег под разработку новых ресурсо— и энергосберегающих технологий. Число инновационных компаний увеличилось с 3 до 4-5%.
К зарождающимся и только набирающим популярность направлениям Анна Богдан отнесла ландшафтный дизайн. У банка «Уралфинанс» клиента пока два, оба проекта удачны. Новое направление в сфере финансовых услуг — кредитные брокеры. Единственная пока компания «Честный кредит» работает в Екатеринбурге около полугода. Появилось в городе и несколько страховых брокеров — «Нота», «Гарда». Когда глубина проникновения страховых услуг достигнет 50-60% (сейчас это 16-18%), число магазинов, продающих полисы, начнет расти в геометрической прогрессии — уверен Юрий Рязанов.
Одной из самых запоминающихся кредитных заявок Рустам Даутов назвал запрос «на приобретение развлекательных аттракционов и организацию развлекательных площадок» — предприниматели собирались покупать карусели. В Уралвнешторгбанк, например, обращался бизнесмен, который хотел открыть интернет-магазин для торговли косметикой и обеспечить кредит страховкой собственной жизни. Геннадий Фофанов: Несколько раз приходили люди с желанием разводить страусов, выращивать грибы или внедрять собственное ноу-хау. И с некоторыми бизнесменами мы успешно сотрудничаем.
Самый необычный проект, который вспомнил Геннадий Фофанов, — открытие ресторана русской кухни в Таиланде. Но из-за большого риска предпринимателю в кредите отказали.
Обратная связь:
baranchikova@apress.ru
Подверстка: Почему вы открыли бизнес именно в этой отрасли?
Причина |
Процент опрошенных |
Опыт работы в этой сфере деятельности |
27 |
Свободная рыночная ниша |
14 |
Наличие профильного образования |
13 |
Внутренняя тяга к этому виду деятельности |
13 |
Быстрая отдача капитала |
9 |
Наличие определенных ресурсов |
8 |
Слабая конкуренция в отрасли |
6 |
Отрасль является высокорентабельной |
5 |
Относительная легкость работы в отрасли |
4 |
Другое |
1 |
Затруднились ответить |
2 |
Респонденты могли выбирать не один, а несколько вариантов ответа, поэтому доля каждого варианта подсчитывалась на базе всего количества выбранных альтернатив, а число тех, кто затруднился ответить — на основе количества опрошенных (740 респондентов).
Источник: Центр содействия предпринимательству Свердловской области
1
Cм. «ДК» № 8 от 3 июля 2005 г.
2 Cм. «ДК» № 11 от 28 марта 2005 г.
3 Cм. «ДК» № 19 от 23 мая 2005 г.