Ирина Хакамада, общественный деятель, автор книг и мастер-классов Для модернизации необходима трансформация политической системы Колонка написана специально для «Делового квартала» Когда я понял
Ирина Хакамада, общественный деятель, автор книг и мастер-классов
Для модернизации необходима трансформация политической системы
Колонка написана специально для «Делового квартала»
Когда я поняла, что не смогу стать президентом Российской Федерации, ушла из большой политики. Но по-прежнему продолжаю пристально следить за политической ситуацией— как независимый эксперт еженедельно комментирую происходящее в блоге на «Эхе Москвы» и в «Живом журнале».
Часто просят высказаться по поводу модели развития страны, предложенной президентом Медведевым и описываемой расхожими словами «модернизация» и «инновации». Отношение у меня к этой «модернизации сверху» скептическое. Конечно, пусть будут территории— источники инноваций, поддержанные сверху бюджетным финансированием, налоговыми преференциями, контрактами крупных российских и иностранных компаний. Но мы же не размером с Эстонию и не страна под названием Москва. Россия огромная, и на всех таких санкционированных сверху инновационных точек не хватит.
Мое мнение — модернизация как процесс должна развиваться самостоятельно по всей России при обеспечении властью двух условий: а) единых правил игры, т. е. общих для всех условий; б) простого доступа к государственной инфраструктуре— дорогам, авиалиниям, низким железнодорожным тарифам, электричеству и т. д. Тогда и запустится модернизация снизу. Она возможна, если у всех участников рынка— реальных и потенциальных— будет равный доступ к ресурсам: кредитам, недвижимости, к цехам, заводам.
Сейчас преимущество имеет либо государство (читай — чиновники), либо крупные госкомпании, которые могут заплатить большие деньги.
Средний и малый бизнес— вне зоны доступа. Стартапы молодых инициативных предпринимателей— вещь почти немыслимая, кроме, пожалуй, торговли в Интернете. Для стартапов в малом бизнесе тоже нужны налоговые льготы— почему их получило только «Сколково»? Бурный рост в начале 90-х гг. был во многом связан с тем, что новые бизнесы— все, по всей стране— получали налоговые каникулы на первые два года развития. Дальше— единый десятипроцентный налог и все. Если для всех будет равный доступ к ресурсам и инфраструктуре, модернизация заработает— молодые люди, которые не могут найти место в крупных компаниях, будут запускать собственные проекты, конкурируя между собой.
Единым правилам игры сейчас препятствует правящая бюрократия— она всегда создает закрытую систему, снимая административную ренту со всех, кому необходимо к этой системе подключиться. К слову, это не только российской бюрократии присуще— и западная точно такая же, им только волю дай.
Для ограничения бюрократии нужна воля политической элиты. Но у нас нет политической элиты, которая могла бы принять такое решение. Если президент Медведев захочет это сделать, бюрократия будет сопротивляться изо всех сил. Вывод: запустить модернизацию как реальный тренд развития страны с привлечением нового поколения можно, если аккуратно, не спеша трансформировать политическую систему.
Возникает вопрос: какие мотивы можно предложить бюрократии для того, чтобы она не препятствовала политическим трансформациям, в результате которых снизится административная рента? Мотив один: огромная зарплата, как у ведущих менеджеров крупных госкомпаний. Если чиновники будут работать на достижение этой политической цели, а не искать, где откатить, то им будет обеспечена достойная старость и, более того, место в совете директоров крупных компаний, как это делается на Западе. У них будет стабильное, достойное общественное положение.
Если замминистра будет официально зарабатывать около полутора миллионов долларов или евро в год, он сможет сам покупать машины представительского класса, а не носиться на государственных лимузинах с мигалками, вызывая ненависть горожан. Сам будет покупать дачи, какие захочет, а не жить бесплатно на чужих госдачах. Должна произойти замена нематериальных благ, распределяемых по принципу личной лояльности верховным руководителям, на денежное содержание, зависящее полностью от профессионализма.
Возникает новый мотив для чиновника: не надо дергаться, скрывать реальные доходы, бояться уголовного преследования, думая, на кого переписать недвижимость и ценности. Можно спокойно жить и делать свою работу. А если чиновника нельзя заинтересовать полутора миллионами долларов в год, потому что такую сумму сейчас он может получить с одного бизнесмена за крупный проект, то его надо просто гнать с должности и расстреливать— толку от него все равно не будет.