Меню

Число ТЦ в Екатеринбурге продолжит расти

В 2012 г. Екатеринбург показал рекорд по вводу торговой недвижимости. Эксперты не отрицают, что рынок перегрет. Но многие убеждены: ТЦ еще строиться и строиться. А сам рынок достиг равновесия.

По данным УПН, в 2012 г. рынок пополнился на 131,5 тыс. кв. м. – рост составил 13%. При этом все четыре введенных в 2012 г. торговых центра («Радуга-парк», «Аида», «Ботаника Молл» и ЭкоМолл «Гранат») открылись во втором полугодии. Директор консалтинговой компании «Урал-Гермес» Александр Засухин обращает внимание, что набирали обороты и другие объекты торговой недвижимости, конкурирующие с ТЦ – открылись продовольственные гипермаркеты «Магнит» и «О’кей», гипермаркет DIY Leroy Merlin. В результате Екатеринбург держится на втором месте в России по числу квадратных метров торговых площадей на 1 тыс. жителей – обгоняет обе столицы, но пока уступает Краснодару.

Эксперты не отрицают, что рынок перегрет. Зампред комитета по товарному рынку мэрии Наталья Фирстова: «Порог насыщения наблюдается уже давно. Мы говорили об этом инвесторам. Что нужно дважды продумывать строительство или уже остановиться - срок окупаемости новых объектов все время удлиняется». Глава УК RED Алексей Клименко уточняет: насыщение рынка уже наступило, но развитие торговой недвижимости будет продолжаться. «Правда, темпы снизятся», - полагает он. Так или иначе, в 2013 г. в городе введут еще шесть торговых объектов. Самые крупные - четвертая очередь ТРЦ «Гринвич» и заслуженный долгострой - ТЦ «Призма».

Андрей Бриль, полпред Гильдии управляющий и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области, уверен: торговым центрам еще строиться и строиться. «Места для новых качественных ТЦ очень много. Нужны они будут еще долго. Многих операторов рынка в городе нет. Все вместе показывает, что ТРЦ есть, куда развиваться». Алексей Караваев, председатель правления Совета управляющих компаний Екатеринбурга, определяет – рынок достиг равновесия. Подтверждений два, поясняет эксперт: динамика арендных ставок и доля вакантных площадей в ТЦ. «Вакантно в среднем 2-3% площадей. Причем этот процент не меняется уже три года. Арендные ставки растут в среднем пропорционально инфляции, а конъюнктурного роста нет уже давно. Вывести рынок из этого равновесия может только единоразовый ввод качественных площадей – на уровне 20-30% от сегодняшнего объема. Но все новые проекты находятся в разной степени готовности. И одновременно на рынок не поступят», - убежден г-н Караваев. По словам Александра Засухина, торговой недвижимости слишком много не бывает. «Рынок – это не сосуд, который может переполниться. У него нет дна», - резюмирует эксперт. И добавляет: объекты с оригинальной и более конкурентоспособной концепцией будут востребованы всегда.