Ржавое железо — продукт важный: примерно каждая третья тонна российской стали выплавляется из вторсырья. О том, кто и как собирает металлолом и превращает его в станки и трубы — в репортаже DK.RU.
«Пионеры и школьники, комсомольцы и молодежь! Стране металлический лом даешь!» — гласил плакат советских времен и обещал, что из лома будут созданы «заводы, комбайны, станки, теплоходы». Сейчас от школ не требуют выполнять план по сдаче вторсырья, а сбор и переработка металлолома — это отдельный сектор экономики и значительный рынок со своими законами, ценами и проблемами.
Лом черных металлов — стратегический вид сырья, от которого зависит текущая и перспективная деятельность отечественной металлургической отрасли. Вторсырье в значительной мере определяет загрузку российских конвертерных сталеплавильных мощностей, от лома черных металлов полностью зависим отечественный электросталеплавильный комплекс: на него в последнее время приходится 22-23 млн т стали ежегодно при валовом производстве стали в России около 71 млн т стали в год.
Свердловская область — один из ведущих регионов как по производству, так и потреблению черного лома. Для крупных потребителей на Урале — Трубной Металлургической Компании, Челябинского трубопрокатного завода, предприятий Группы НЛМК, УГМК — вторсырье поставляют не только из «домашнего» региона, но и из других областей. Как ржавая арматура, списанные вагоны с истекшим сроком эксплуатации и утилизируемые в установленном порядке заводские станки превращаются в новенькие стальные трубы, DK.RU показали специалисты компании ТМК ЧЕРМЕТ, входящей в Группу Синара.
Сколько лома получается из вагона
Производственная площадка ТМК Чермет-Екатеринбург в Полевском в весенний день напоминает кадры из фантастического фильма: впечатляющие искусственные ландшафты из металлических деталей, о предназначении которых можно только догадываться, современные механизмы различного назначения, форм и размеров, яркие искры от работы сварочных аппаратов. Над площадкой гигантом возвышается козловой кран, а неподалеку выверенными движениями сортирует металлолом манипулятор.
Лом сюда поставляют автомобильным транспортом, а также по железной дороге. В частности, по рельсам на площадку прибывают и списанные вагоны с истекшим сроком эксплуатации. Сейчас подъездные пути заставлены вереницей готовых к утилизации старых вагонов — обычных грузовых и почтовых, наполовину состоящих из деревянных вставок.
Над одним из грузовых вагонов трудится газорезчик. Разделка вагона, как правило, требует трудозатрат в полторы рабочих смены — 12 часов. Корпус и внутренние перегородки последуют на переплавку, а целые элементы вагонной тележки — колесные пары, рессоры, боковины — складируют отдельно: позже поставщик примет решение о дальнейшей утилизации.
Из грузового вагона получают до 20 тонн сырья, из почтового — 5-6.
Лом, прибывший на площадку, взвешивают, определяют степень засоренности, проверяют на наличие опасных элементов (на взрывоопасность, радиацию), на соответствие габаритным параметрам. В процессе проверки определяют, согласно действующим нормативным документам и методам контроля, общее качество и безопасность лома, наличие ржавчины, посторонних примесей, неметаллических элементов.
Тут важно все! К примеру, каких-либо приборов, определяющих степень засоренности лома, не существует, поэтому этот показатель определяется по шкале объективных критериев. При этом он непосредственно влияет на стоимость металлолома и его дальнейшую полезность потребителям. Данный показатель — конкурентный фактор для ломозаготовителей. Мы всегда с удовлетворением отмечаем, когда поставщики выбирают нас, а не наших конкурентов, говоря при этом, что у нас более объективная, качественная и удобная приемка. Мы всегда с уважением относимся к нашим поставщикам, но при этом и не допустим попадания некачественного металлолома на производственные площадки, — объясняет директор ТМК Чермет-Екатеринбург Сергей Девяткин.
140 тонн металла в час
Привезенное металлическое вторсырье разрезают, отделяя неметаллические части. Отходы, включая шины, бытовой мусор, негорючие материалы, передают по договорам специализированным предприятиям, которые имеют действующие лицензии на их переработку или утилизацию.
Экологическая составляющая — приоритет для нас, поэтому работаем мы в соответствии со всеми требованиями законодательства и экологических стандартов. Этому в немалой степени способствует внедренная и развиваемая система менеджмента качества. Компания ТМК ЧЕРМЕТ в 2017 г. получила Сертификат ISO 9001:2015, подтвердив все обязательные соответствия в рамках применяемых процессов и процедур. Внедренная система безопасности позволяет обеспечить многоуровневый контроль. Мы не только «очищаем землю» и участвуем в рециклинге. Тут более важная миссия и более глубокая бизнес-философия: экологически ориентированный бизнес более эффективен и жизнеспособен, — рассказывает коммерческий директор ТМК ЧЕРМЕТ Ян Старченко.
|
|
Сергей Девяткин отмечает: «Основной нашей задачей является обеспечение наших партнеров качественным металлоломом. У каждого сталеплавильного производства есть определенные требования к потребляемому сырью. Что касается нас, мы не должны допустить наличия цветного лома, лома легированных сталей, чугуна в подготовленной к отгрузке партии. На производственные площадки в общем объеме металлолома такое сырье иногда поступает, но наш персонал проводит тщательную сортировку. В дальнейшем подобный лом на конкурсной основе отгружается потребителям».
Перед сотрудниками ломозаготовительных площадок, как правило, не стоит задачи провести окончательную разделку лома по габаритам под требования завода. Обычно достаточно подготовить металлолом к транспортировке согласно действующим нормам. Например, большегрузный автомобиль может перевезти порядка 18-20 тонн.
Северский трубный завод, входящий в Трубную Металлургическую Компанию, потребляет лом черных металлов, подготовленный на уральских площадках ТМК ЧЕРМЕТ. Негабаритный лом поступает в копровый цех завода. Его сортируют с помощью мостового крана с магнитной шайбой, затем разделывают газорезкой до нужной категории.
Тонкостенный лом отправляют на участки ножничной резки, где работают установки пресс-ножниц: они с лязганьем «пережевывают» сырье, загружаемое манипулятором.
Далее подготовленный лом направляют в электросталеплавильный цех, где круглосуточно работает дуговая сталеплавильная печь. В цехе немноголюдно, кадров в духе фильма «Весна на Заречной улице» о труде сталеваров тут не снять: современные сталевары сидят в отдельном боксе-операторной и контролируют все стадии процесса с помощью цифровых технологий и автоматики.
В печь загружают больше 100 тонн лома, через некоторое время дозагружают до 150 тонн. «Это как если бы вы решили потушить овощи: загрузили в кастрюлю, они через несколько минут уменьшились в объеме, и вы добавляете еще», — объясняют на заводе. Каждый час электропечь выдает 140 тонн расплавленного металла, который «доваривают» в установке печь-ковш, добавляют присадки, «прогоняют» через вакууматор для уменьшения содержания свободного водорода, кислорода, азота и неметаллических включений. После этого металл передается на линию непрерывной разливки для получения стальных заготовок, из которых производятся бесшовные трубы.
Условия диктуют поставщики
В прошлом году ТМК ЧЕРМЕТ поставил на сталеплавильные заводы чуть больше 2 млн тонн лома, обеспечив 100% потребности своих партнеров в металлургическом сырье. В компанию входят пять дочерних подразделений или 19 ломозаготовительных площадок в разных регионах России. Семь из них расположены на Урале (в Свердловской и Челябинской областях).
Лом закупается у промышленных предприятий, списывающих старую технику и конструкции, у физических лиц, решивших избавиться, например, от старого гаража, крупных и мелких компаний, специализирующихся на ломозаготовке. Сейчас в Уральском регионе соотношение бытового и промышленного лома черных металлов составляет 20 на 80% соответственно. При этом предприятия не спешат быстро избавляться от неликвидных старых металлических конструкций: они проводят открытые торги на лом, объявляют тендеры.
За последние пять лет мы увеличили долю поставки наших дочерних предприятий в общем объеме реализации металлургического сырья почти в два раза: в 2012 году собственное ломозаготовительное производство нашей компании покрывало 22% потребностей наших партнеров в сырье, сейчас — более 40%. Мы стремимся довести этот объем до 50%. Остальную часть ТМК ЧЕРМЕТ привозит транзитом прямо на заводы, заключая договоры с поставщиками, — рассказывает г-н Старченко».
Доля лома, потребляемого производителями стали от дочерних подразделений ТМК ЧЕРМЕТ, составляет 40% — это около 900 тыс. тонн. В компании говорят, что, если собрать ее в одном месте, эту гору металла можно будет увидеть с Марса.
Увеличивать долю собственного лома до 100%, как объясняет представитель предприятия, экономически не обосновано и практически невозможно. Если пять-десять лет назад периоды дефицита и профицита на рынке лома сменяли друг друга в соответствии с сезонностью, то теперь дефицитные периоды преобладают, а условия все чаще диктуют именно поставщики.
Ломозаготовка будет укрупняться
Дополнительной незапланированной нагрузкой на рынок ломозаготовки в этом году стал ввод НДС на операции с металлическим ломом. Долгое время этот налог не взимался, но в конце 2017 г. закон о его введении был спешно принят. Тогда эксперты рассказывали DK.RU о том, что законодательная новелла, скорее всего, негативно отразится на предприятиях ломозаготовительного сектора и их потребителях. Вопрос активно рассматривался на площадках ведущих отраслевых организаций — РСПП, Ассоциации «Русская Сталь», «РУСЛОМа».
Конечно, любые подобные изменения меняют экономическую среду, влекут дополнительную финансовую и административную нагрузку на бизнес. Всем приходится подстраиваться, средства на НДС отвлекаются из оборота компаний в отрасли. В последующие периоды НДС будет возвращаться, но сейчас на его выплату уходят значительные суммы. Представительная оценка новых законодательных норм и их правоприменения будет возможна не ранее конца года. На уровне ведущих промышленных объединений мы участвуем в общем мониторинге введенных норм, обсуждаем их практическую реализацию и формируем предложения, — поясняет г-н Старченко.
Пока можно делать лишь осторожные прогнозы относительно того, как повлияет введенный НДС на отечественный рынок лома. Многие участники рынка прогнозируют грядущее укрупнение игроков и уход мелких компаний.
Полагаю, этот прогноз во многом объективен. Значительная часть наших контрагентов имеет техоснащение, опыт работы, связи, но они ограничены в оборотных средствах, из которых уплачивается НДС. Многие ломосборщики, не являющиеся родственными структурами металлургических компаний, будут вынуждены укрупняться, — отмечает г-н Старченко.
Фото: Игорь Черепанов, DK.RU, пресс-служба ТМК ЧЕРМЕТ, пресс-служба Северского трубного завода