Местному бизнесу, занятому в подготовке к ЧМ-2018, не стоит ждать бонусов от властей, заявляет губернатор Евгений Куйвашев. Максимум, обещанный инвесторам к ЧМ-2018, — поле для деятельности.
Развитие Екатеринбурга на ближайшие пять лет связано с международными событиями — с футбольным мировым первенством 2018 г. и возможной Всемирной выставкой 2020 г. Главные решения будут озвучены в ближайшие две недели: Госдума приняла закон о подготовке российских городов к ¬ЧМ-2018, на очереди — постановление правительства РФ, в котором роли бюджетных и частных средств будут определены окончательно. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев по просьбе «ДК» оценил наиболее вероятные сценарии развития.
Получается, без крупных международных мероприятий у экономики Екатеринбурга не может быть быстрого роста. Правильно ли это?
— Не возьмусь судить. Но при всем потенциале Екатеринбург не может своими силами в сжатые сроки выйти на новый уровень развития. Разовые финансовые вливания со стороны из бюджета области тоже не способны в корне изменить ситуацию. Такой крупный город требует системного финансового подхода. Только на программу «Столица», которая преобразит город, регион планирует выделить порядка 20 млрд руб. И еще около 60 млрд Екатеринбург получит из федерального бюджета, если выиграет право на проведение ЭКСПО-2020. В первую очередь, конечно, будет развиваться территория, напрямую задействованная в международных мероприятиях.
А в тех районах, где такие мероприятия не проходят, все останется по-прежнему?
— Отнюдь — участие города в мировых проектах стимулирует и их развитие тоже. Федеральные вливания в организацию крупных мероприятий высвобождают деньги городской казны. А это позволяет городу справляться с задачами, которые иначе невозможно было бы решить в ближайшее время за свой счет.
Например?
— Скажем, за счет областных средств город сможет построить Срединное транспортное кольцо, развивать так называемые вылетные магистрали и выезды из Екатеринбурга. Горожане наконец-то получат дороги хорошего качества, адекватные транспортные развязки. Транзитный транспорт будет перенаправлен на вылетные шоссе, изменится схема сообщения между районами, на дорогах появятся «умные» светофоры, которые будут в автоматическом режиме определять интенсивность потока и регулировать движение, руководствуясь этими данными. Еще есть планы ¬со¬здать мультимодальный транспортный узел на территории ЭКСПО-парка. Мы свяжем его с Кольцово и железнодорожным вокзалом, построим терминал для междугородних автобусов, сеть перехватывающих парковок.
Когда появится определенность, получит ли город к ЧМ-2018 финансирование от Федерации, и в каком размере?
— Мы пока только направили в правительство РФ свои предложения по участию госбюджета. Предварительно, требуемая сумма составляет порядка 161 млрд руб. В том числе на изменение транспортных развязок требуется 124 млрд, на организацию водоснабжения и водоотведения — еще около 5 млрд. Другие статьи расходов — благоустройство города, создание медицинской инфраструктуры, объектов связи и IT, энергетики и теплоснабжения, расходы на охрану и безопасность гостей и жителей города. Но говорить о конкретных цифрах можно будет только в июне, когда мы получим официальную информацию от правительства РФ.
Но уже сейчас ясно, что без частных средств тут не обойтись.
— Ну и отлично, здесь есть большое поле деятельности: развитие гостиничного бизнеса, сферы обслуживания, торговли и питания, туризма. Так что к играм 2018 г. предприниматели смогут найти свою нишу. Например, реконструкция пяти тренировочных баз для спортсменов-футболистов идет как раз за счет привлечения частных средств. О готовности участвовать в проекте заявил УГМК-Холдинг. Отель Ramada Yekaterinburg предлагает принять команды футболистов, готовы подключиться «Атомстройкомплекс» и Уральский финансовый холдинг. В Свердловской области можно и нужно заниматься бизнесом. В одном из рейтингов по итогам 2012 г. мы занимаем второе место среди наиболее инвестиционно-привлекательных регионов России. А Екатеринбург — третье место в рейтинге лучших российских городов для бизнеса. Эту оценку дают сами предприниматели.
По-вашему, стоит ли накануне чемпионата защищать интересы уральских компаний, или приоритет должен быть у внешних инвесторов, готовых вложиться, чтобы получить госзаказ и зайти на рынок?
— Здесь мы точно не делим предпринимателей на «наших» и «не наших». Значение имеет то, насколько бизнес заинтересован в размещении производств на территории региона, насколько он готов включаться в развитие области, в решение ключевых задач. Мы готовы работать с эффективным и ответственным бизнесом, который может четко обосновать свою позицию, дать необходимые гарантии и подтвердить свою финансовую самостоятельность и надежность.
А если и этих денег будет недостаточно? От каких планов областное правительство готово отказаться?
— Вообще мы приложим все усилия, чтобы нереализованных планов не осталось. Но при подготовке в проекты могут быть внесены изменения, и это естественно. Какими будут эти изменения, я пока не знаю. Точно мы не отказываемся от возрождения аэродрома на Уктусе и развития малой авиации, от реконструкции стадиона «Уралмаш», от строительства пятнадцати гостиниц.
Согласно требованиям FIFA, под нужды чемпионата стадиону необходима площадка не менее 18 га. Сейчас территория вокруг Центрального стадиона заметно меньше. К тому же тут СИЗО, ИК-2. Их нужно перевозить, и известно, что переговоры по переезду идут с трудом. Какова позиция области в этих переговорах, и когда они закончатся?
— Думаю, все решится уже в этом году. Все необходимые предложения и предпроектную документацию по выносу объектов мы подготовили. Но пока нет официального распоряжения от федеральных структур — а требуется решение Федерации об изъятии земель под инфраструктуру к чемпионату. Этот вопрос вынесен на расмотрение Госдумы. Как только на федеральном уровне пройдут все согласования и будет принято конкретное решение, мы получим ответ о переносе объектов в Екатеринбурге.
На каком этапе согласование? В нем ведь задействована и мэрия, и область, и федеральные ведомства. Есть принципиальное понимание — куда переедут СИЗО и колония и сколько это будет стоить?
— Сейчас можно говорить лишь о предполагаемых вариантах. Так, исправительную колонию предлагается перенести в поселок Шабры. Площадка для размещения СИЗО пока подбирается. Судейское сообщество высказывается в пользу того, чтобы новый изолятор располагался недалеко от судов Екатеринбурга, в том числе Дворца правосудия. Более конкретно говорить о сроках и стоимости можно будет только после того, как мы получим официальное подтверждение федеральных структур на перенос.
Предполагается, что в Екатеринбурге пройдут матчи группового этапа ЧМ, в лучшем случае — 1/8 финала. Это значит, что болельщики приедут из окрестных регионов. Но все равно в городе может случиться транспортный коллапс. Когда регион намерен продумывать логистику?
— У нас уже есть понимание того, какие улицы будут в большей степени задействованы при перевозке команд и болельщиков к стадионам, гостиницам, тренировочным базам и фан-зонам. Этими данными мы руководствовались, планируя реконструкцию дорожно-транспортной сети. Она включает реконструкцию нескольких ключевых развязок Екатеринбурга, увеличение числа полос для движения автомобилей, выделенные полосы для общественного транспорта. Ну и я уже говорил, что мы будем внедрять современные системы управления транспортными потоками.
А на чем болельщиков будут возить по этим улицам? Та же Казань перед Универсиадой серьезно наращивает парк общественного транспорта.
— Мы, конечно, тоже будем пополнять автопарк. Закупим около 250 автобусов, 100 трамваев и 100 троллейбусов. Они будут выведены на стратегически важные маршруты. Для трамваев это, например, маршруты по ул. Московской на участке от ул. Радищева до Площади Коммунаров, так как он наиболее близок к Центральному стадиону. Больше троллейбусов появится на ул. Репина и Малышева, в центре города.
Требования FIFA для региональных арен — жесткие, даже избыточно жесткие. Екатеринбургу вне ЧМ, например, не нужна арена на 45 тыс. мест — она просто не будет заполняться. Как ее использовать?
— Действительно, арена на 45 тыс. мест нужна городу только на время крупных соревнований. Поэтому решено возвести на стадионе сборно-разборные конструкции, которые можно будет легко демонтировать после матчей и перевезти на другие спортивные объекты или оставить на хранении до следующих крупных соревнований. Сейчас мы прорабатываем возможности использования разборных арен для стадиона на других площадках.
Анатолий Ефремов, Татьяна Апрельская