С 22 сентября компания «ВИМ-Авиа» задержала более 20 рейсов. В июне авиаперевозчик уже срывал чартерную программу, тогда на рейсы других перевозчиков были переведены 220 тыс. человек.
Авиакомпания «ВИМ-Авиа» полностью прекратила полеты чартерных рейсов. Об этом говорится в сообщении Росавиации.
Глава Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин поручил проверить задержки рейсов «ВИМ-Авиа». Кроме того, Генпрокуратура уже установила, что «ВИМ-Авиа» продавала билеты, зная о невозможности перелета в указанные сроки. А после того как с 22 сентября авиакомпания задержала более 20 рейсов, внеплановую проверку авиакомпании также начала Росавиация.
Источник DK.RU в туристических кругах рассказал, что, несмотря на все срывы и множество обращений от пассажиров в транспортную прокуратуру, авиакомпания все равно получала допуски на все направления, которые запрашивала:
Сейчас ситуация складывается крайне сложная, и это уже дело правоохранительных органов. Однако возникает вопрос, как авиакомпания могла получать разрешения на направления, как они смогли убедить всех в том, что выполнят обязательства? Ведь ситуация, которая сейчас складывается, была предсказуема. Понятно, что люди, в соответствии с законодательством, будут возвращать деньги за билеты, если «ВИМ-Авиа» прекратит полеты. В большей степени, конечно, пострадала Москва, но эта история неприятна для всей отрасли.
Я вижу, что на рынке авиаперевозок происходит примерно то же самое, что и в банковской сфере: в 1990-е открылось множество компаний, которые сегодня не справляются с конкуренцией. Однако «ВИМ-Авиа» — не та компания, которая намеренно загоняла себя в такое положение. Там работают профессионалы, которые старались улучшить рынок авиаперевозок, но что-то пошло не так, не по плану, и они не смогли выполнить обязательства.
В самой авиакомпании подтверждают наличие трудностей:
К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в авиакомпании «ВИМ-Авиа» сложилась тяжелая экономическая ситуация. Закончились оборотные средства, финансирование заморожено, и приостановлено обслуживание в аэропортах. В данный момент мы продолжаем переговоры с финансовыми структурами о поддержке авиакомпании для нормализации ситуации и скорейшего вывоза пассажиров. Авиакомпания рассчитывает на поддержку госорганов, а также партнеров из туристической отрасли. И поскольку авиакомпания не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования, мы планируем введение внешнего антикризисного управления, — говорится в сообщении на странице компании.
Добавим, что с начала 2017 г. «ВИМ-Авиа» активно расширяла авиапарк за счет дальнемагистральных самолетов и получила допуски примерно на 20 прямых маршрутов в КНР.
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина сообщила, что клиенты авиаперевозчика просят перевести их на другие рейсы, однако это не всегда возможно. Если клиент в итоге отказывается от тура, то это расценивается как расторжение договора по инициативе клиента.
Есть случаи, когда туристы, которые купили турпакет с перелетом «ВИМ-Авиа», не хотят лететь этим перевозчиком, а просят пересадить их на другой рейс. Но у оператора такой возможности нет, потому что заказана чартерная программа, и других чартеров по этим направлениям нет. Можно, конечно, пересесть на регулярный рейс, но, во-первых, это ничего не изменит в смысле задержек, а во-вторых, туроператор не обязан покупать туристам билеты на регулярные рейсы.
Что делать, если вдруг у вас на руках оказались билет на рейс, который задерживают или отменили, рассказали в адвокатском бюро «Пучков и партнеры»:
— Действующее законодательство в части перевозок предусматривает гарантии защиты прав пассажиров в таких случаях, как отмена, задержка рейса, указанного в билете, замена типа воздушного судна, изменение маршрута перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
В случае отказа от исполнения обязательств по перевозке пассажир вправе отказаться от услуг перевозчика и возвратить в полном объеме денежные средства за билет, либо ожидать исполнения перевозчиком своих обязательств. В последнем случае, перевозчик обязан обеспечить максимальную комфортность ожидания, а именно:
Что обязан предпринять перевозчик
2| гарантировать два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
3| обеспечить прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
4| обеспечить горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
5| разместить в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;
6| доставить транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
7| организовать хранение багажа.
Указанные услуги авиаперевозчик должен оказывать без взимания какой-либо дополнительной платы.
Вместе с тем на практике наиболее проблемным является вопрос реального возврата денежных средств пассажиру. Некоторые авиакомпании довольно часто прикрываются длительным рассмотрением обоснованности заявления пассажира о возврате денежных средств либо отказывают в возврате по формальным причинам, что порождает необходимость обращаться в судебные органы за защитой своих прав. Наиболее надежным способом избежать подобной ситуации является осторожность пассажира: стоит еще на стадии покупки билетов проверить информацию о компании — насколько она платежеспособна, какие отзывы про нее есть, значится ли она в электронных картотеках судов.