Теплое море в мае — это прекрасно, но и на Урале есть, чем занять себя в длинные выходные. Держите подборку не самых популярных, но весьма интересных мест неподалеку от Екатеринбурга.
Мы условно поделили объекты по интересам: святые и православные, урбанистически-индустриальные и природные — не одно зацепит, так другое. Сразу оговоримся: предлагаемые маршруты рассчитаны больше на автолюбителей, хотя добраться до любого из мест можно и на общественном транспорте — электричках, междугородних автобусах. Но времени и сил уйдет чуть больше.
Итак, поехали.
Чугун, в который вложился Ройзман*
Первый маршрут — православный. Ехать недалеко — 80-100 км на север от Екатеринбурга. Здесь расположен демидовский Невьянск со своей наклонной башней. А буквально в 10 км от Невьянской башни находится село Быньги, в котором стоит одна из самых старых каменных церквей Урала, Никольская. Храм в честь святого Николая был заложен в 1789 г., а освящен 30 сентября 1796 г.
Есть у этой церкви и другое название — чугунная: в конструкции храма используется этот сплав. О появлении храма есть легенда, связанная с железоделательным заводом, наследством и промышленником Саввой Яковлевым.
Завод в Быньгах основали в 1718 г. Демидовы. Здесь из чугуна, выплавляемого в Невьянске, делали полосовое и листовое железо. В 1769 г. завод сменил владельца: новым собственником стал Савва Яковлев — крупнейший российский предприниматель XVIII в. В 1784 г. Савва умер, и дети стали делить его богатое наследство: только на Урале Яковлеву принадлежали более двадцати заводов, а еще была мануфактура в Ярославле, земли в Санкт-Петербурге, питейные заведения в десятке российских городов. Неудивительно, что за наследство развернулась борьба.
Петр, один из сыновей промышленника, — всего у Саввы было пять сыновей и две дочери — поклялся, что получит доселе невиданный храм — если получит часть уральских производств. Когда по акту о разделе имущества, Петру отошли Невьянский и Быньговский завод, он повелел управляющему: «Если можно, отлей в Быньгах церковь чугунную во имя Святителя Христова Николая. Если этого нельзя сделать, то построй там храм на славу, ничего не жалей, которому стали бы дивиться и которому не было бы веку».
Так и появилась на Урале чугунная церковь. Правда, полностью делать конструкцию из металла не стали: в фундаменте под углы церкви заложили чугунные «стулья», каждый весом в пять тонн, а стены соединили между собой металлическими связями.
Из металла сделаны подушки окон, оконные рамы в куполах и стропила. Ступени, ведущие в церковь, и пол выложили чугунными плитами. Фото Валерия Кичигина
Однако металлический каркас и элементы из чугуна — не единственная достопримечательность храма. Никольская церковь — одна из немногих, что смогли уцелеть во времена «воинствующего атеизма». Даже в самый разгул борьбы с религией, когда взрывали церкви по всей России, здесь вели службу. Поэтому иконостас в храме сохранился, иконы здесь в основном невьянской школы.
Передававшееся из поколения в поколение иконописное мастерство, существование династий, таких, например, как Богатыревы и Чернобровины, наличие излюбленных иконографических типов, характерных стилистических признаков и приемов темперной техники — все это позволяет говорить о невьянской иконописной школе. Для нее характерны удлиненные пропорции фигур, изысканность поз, тонкость письма. Невьянцы искусно владели всеми секретами мастерства и умели выразительные средства живописи слить в единое целое, — так описывает особенности невьянской инонописной школы Галина Голынец, профессор кафедры истории искусств УрФУ.
На церковной колокольне храма имеются куранты — это едва ли не единственные часы на колокольне православной церкви, да еще и с двумя циферблатами. Делали механизм невьянские мастера. Когда-то колокола отбивали четверти, получасы и часы, сейчас же они молчат: Никольский храм требует реставрации. Восстановительные работы потихоньку ведутся: несколько лет назад церковью в Быньгах занялся экс-мэр Евгений Ройзман**. С его помощью, к примеру, покрыли медью главный купол храма.
Никольская церковь известна далеко за пределами Урала: как рассказывает настоятель храма отец Виктор (Зырянов), за годы его службы здесь побывали туристы из африканских стран, Латинской Америки, США, Европы. А вот из Екатеринбурга людей приезжает не так много — или считают, что смотреть тут нечего, или откладывают постоянно поездку на потом. Фото Валерия Кичигина
Храмы, могилы и дом, прославивший небольшое уральское село
Конечно, ехать за 100 км ради осмотра одной церкви вряд ли стоит. Но на этом маршруте есть немало других достопримечательностей. О Невьянской башне уже сказали, а рядом с ней расположен Спасо-Преображенский собор, по своей архитектуре напоминающий храмы Санкт-Петербурга.
Этот храм по-своему уникален: у него самая высокая колокольня на всем Урале — 64 м. Фото Валерия Кичигина
Невьянский некрополь — еще одно место, где стоит побывать любителям старины. Расположено старое кладбище за городским прудом и известно тем, что на его территории расположена единственная на многие километры старообрядческая церковь. Крестовоздвиженскую часовню построили в 1815 году кержаки — потомки староверовов, переселившихся на Урал из скитов по реке Креженец, что течет в Нижегородской области. Старообрядческая часовня, как и Никольская церковь в Быньгах, не закрывалась во времена Советов.
На кладбище немало красивых старинных могил — и каменных, и железных, и чугунных. Одна из самых примечательных — могила золотопромышленников Подвинцевых. Резные мраморные гробы украшены полосками ткани с розами — тоже мраморными. Фото: uralizdat.ru
Одно из самых ранних захоронений — могила старообрядческой семьи Зотовых, в частности чугунное надгробие Татьяны Митрофановны Зотовой. Фото: «Уральский музей»
Неподалеку от села Быньги расположено еще одно село — Шурала, которое тоже славится своим храмом. Белоснежная церковь в стиле неоклассицизма стоит на горе и видна издалека.
Этот храм будет интересен православным верующим: в нем хранится икона святого преподобного Максима Грека с частицами его мощей и старинным Крестом-Голгофой, а также частичку мощей Александра Невского. Фото Валерия Кичигина
Через Быньги проходит дорога в Верхние и Нижние Таволги — один из центров гончарного ремесла на Среднем Урале. Здесь постоянно проходят экскурсии и мастер-классы, на которых можно своими руками слепить горшок или сделать милую фигурку из глины.
А если поехать в Быньги (или обратно) по Старотагильскому тракту, можно посмотреть резной дом кузнеца Кириллова в селе Кунара. Фото Валерия Кичигина
Памятник советской гигантомании
После того, как в прошлом году снесли телебашню у цирка в Екатеринбурге, на Урале стало одним гигантским недостроем меньше. Но любителям индастриал-туризма унывать не стоит: в двух с половиной часах от Екатеринбурга есть еще одна огромная заброшка, посетить которую стоит даже ради пары фотографий.
Этот объект настолько огромный, что хорошо виден из космоса: он есть на снимках со спутника в яндекс- и гугл-картах
Речь идет о недостроенной плотине Верхне-Араслановского водохранилища.
Добраться до заброшенного недостроя можно за 2,5 часа: остовы подпорных стен и шлюзов, окруженные со всех сторон водой, находятся неподалеку от села Белянка, на границе Свердловской, Челябинской областей и Башкортостана.
Ехать можно двумя путями: по Московскому тракту, затем на Нижние Серги, Михайловск, Тюльгаш, село Перевоз к Белянке — это около 190 км. Можно подъехать и с другой стороны: через Полевской, Полдневую, Нязепетровск. По километражу эта дорога чуть меньше (180 км), но времени занимает больше — трасса там не ахти. Зато по дороге можно посмотреть на действующую плотину в Нязепетровске и одноименное водохранилище — источник питьевой воды в Екатеринбурге. Вода отсюда через систему водоводов идет в Чусовую и Верхне-Макаровское водохранилище.
Плотина Нязепетровского водохранилища. Фото: Википедия
Плотина на реке Уфе рядом с башкирским селом Белянка должна положить начало Верхне-Араслановскому водохранилищу, которое в свою очередь планировалось сделать частью этой же системы водоснабжения. В 80-е годы активно работали многочисленные свердловские заводы, всем им требовалась вода.
Строительство плотины началось примерно в то же время, когда в Екатеринбурге (тогда еще Свердловске) приступили к возведению телебашни. Первые камни в основание будущего гидротехнического сооружения заложили в 1980 г.
Стройку начали с рытья котлована: планировалось, что дамба перегородит реку Уфу и в результате образуется новый гигантский водоем. Под затопление попадали несколько десятков гектар с расположенными там селами. Людей намеревались переселить в Центральную усадьбу Нязепетровскую — ее также должны были возвести к 1996 г., моменту окончания работ по сооружению водохранилища.
Но так долго «стройка века» не протянула. В 90-е финансирование прекратилось, денег хватило только на котлован и несколько железобетонных конструкций — они, вероятно, должны были стать шлюзами. Заводы, которым так нужна была уфимская вода, тоже встали. В итоге посреди леса остались многометровые остовы недостроенной плотины. За 20 лет котлован затопило, и теперь железобетонный лабиринт торчит посреди искусственного водоема — не такого большого, как было в планах, но и не настолько маленького, чтобы подойти к сооружению вплотную. Чуть выше по течению Уфы, на горке, расположена еще одна часть недостроенной системы водоснабжения — водовод, по которому должны были перекачивать воду из водохранилища.
Исполинский лабиринт из бетона со всех сторон окружен водой. Фото: avtobrodiaga.ru
Кстати, в образовавшемся водоеме водится окунь, лещ, судак, щука. Можно наловить рыбы, сварить уху, отдохнуть и двинуться в обратный путь.
Но если есть время и силы, стоит посетить еще пару объектов, расположенных в той же части нашего региона.
Там, где исчезают тени и грохочут поезда
От Белянки через Поташки и Манчаж можно доехать до Сараны — это древний поселок на слиянии одноименной реки и все той же Уфы. В 1761 г. здесь был основан железоделательный завод, для чего на Саране построили плотину. Железо местного производства отправляли водой на Нижегородскую ярмарку — пристань, откуда отчаливали суда, сделали на Уфе.
Плотину на Саране можно увидеть и сегодня, но она сравнительно новая — построена в XIX веке. Прежнюю дамбу разрушило наводнение 1862 г. Фото: Людмила К., foto-planeta.com
В Саране в начале 70-х гг. снимали фильм-сагу «Тени исчезают в полдень». Несколько купеческих домов, попавших в кадры, можно увидеть и сегодня.
Неподалеку от поселка находятся несколько природных достопримечательностей. Прямо напротив, через реку и совсем недалеко от плотины — пещера Теплая. Температура в ней даже в холодные месяцы не опускается ниже нуля, поэтому ее облюбовали для зимовки летучие мыши. Однако пройти далеко вглубь пещеры без специального оборудования не получится. Зато недалеко от входа, куда доступ открыт, можно увидеть на камнях многочисленные окаменелости.
Ниже по течению реки Сарана находится еще одна природная достопримечательность — Аликаев камень.
После выхода на экраны фильма «Тени исчезают в полдень» скалу все чаще называют Марьин утес — именно так она называлась в киноленте. Фото: uraloved.ru
Добраться до Аликаева камня можно на внедорожнике: от поселка Сарана надо двигаться по грунтовки до деревни Шерушевка, дальше по лесной дороге до самого камня. Легковой автомобиль лучше оставить в Шерушевке (деревня практически заброшена, вряд ли кто-то покусится на ваше авто) и пешком дойти до скалы — дорога займет меньше часа.
При сухой погоде в принципе доехать до Аликаева камня можно и на легковушке. Если есть уверенность в проходимости авто, стоит по грейдеру проехать и дальше — в сторону поселка Пудлинговый. Там расположен один из самых красивых виадуков в нашей области — через Саранинский лог.
Фото: Eagle1812
Чуть дальше, в самом Пудлинговом, тоже есть виадук. И тот, и другой соорудили в 1914-1918 гг. При возведении виадука в Пудлинговом впервые в российском железнодорожном мостростроении применили железобетон.
Подойти к виадукам вплотную нельзя — это режимные объекты, подступы огорожены колючей проволокой. Но сделать впечатляющие фотографии можно. Фото: metroid, pikabu.ru
Чтобы посмотреть остатки недостроенной плотины и виадуки Красноуфимского района в один день, придется выезжать очень рано утром. За день придется проехать почти 600 км. Можно сделать и по-другому. Из Белянки отправиться в Красноуфимск, переночевать там в одной из гостиниц, заодно осмотреть город — у него тоже богатая история. А утром со свежими силами поехать в Сарану. В любом случае поездка будет насыщенной — и новыми впечатлениями, и фотографиями.
*Евгений Ройзман* в 2022 г. признан Минюстом иноагентом
* - выполняет функции иностранного агента