Меню

«Это же коррупция чистой воды!». Почему власть не готова к детальному разговору с бизнесом

Иллюстрация: Личный архив Андрея Станкевича

«Почему мэр хотел зарплату всем повысить? Предполагаю, он просто хотел сломать старую систему. Люди не любят работать больше, а получать меньше. А пока им предлагают именно так», — Андрей Станкевич.

Пока Владимир Путин подписывал закон о запрете распространения фейковых новостей и оскорбления представителей власти в СМИ и интернете, пиарщик и политтехнолог со стажем Андрей Станкевич читал ужасы, которые пишут о власти в Сети. На DK.RU он пытается понять, как бизнесу в таких условиях наладить эффективное взаимодействие с властью, и предлагает свои идеи. 

Андрей Станкевич, вице-президент инвестиционной компании «AVS Group» по корпоративным отношениям:

— Самый громкий случай, который недавно произошел в Екатеринбурге и освещался в СМИ — падение снега на бабушку с крыши городской администрации. Снег и лед, судя по последним сообщениям СМИ, падали и на других людей и в других местах, но что чудовищнее может свидетельствовать о развале городского хозяйства новыми властями, чем опасная крыша администрации Екатеринбурга? Только если бы пьяный (не дай бог) мэр (не дай бог) за рулем своего «Мерседеса» наехал на эту бабушку, но подобное уже было сделано в далеком 2007-м другим видным представителем городской власти. 

А теперь забудем на минуту про бабушку и подумаем, почему каждый год говорят, что у нас на дорогах много снега и все плохо убирается? Мне повезло — я живу рядом с домом губернатора Свердловской области, и там всегда чисто и сухо. Не знаю, почему так происходит, мне кажется, на этой территории отдельный регламент уборки. Помню, когда Евгений Куйвашев только заступил на свой пост и высказал недовольство качеством уборки, туда приехала целая кавалькада дорожной техники. Всю ночь дорожники чистили улицу и соседние проезды, не замолкая ни на минуту. А я думал: «Молодцы, конечно, но как же хочется спать!». Допускаю, что сходные мысли в ту ночь посещали и губернатора. Это такие маленькие «приветы» от городской команды того времени, которые я периодически вижу до сих пор, но уже в отношении новой. 

Это я про центральные улицы, а что происходит во дворах отдаленных районов? На оказание услуг по благоустройству и содержанию территорий зимой бюджетные деньги выделяются в рамках подрядов. Цена вопроса — 20-30 млн рублей на один контракт. Есть регламент, согласно которому нужно убирать улицы. Там прописана, грубо говоря, допустимая высота сугробов и частота уборки. Участники этого рынка знают, что за эти деньги содержать тротуары и остановочные комплексы в необходимом по регламенту состоянии невозможно. 

Как бы такая ситуация решалась в бизнесе? Участники сказали бы человеку, принимающему решения: «Дорогой друг, вот регламенты, вот выделяемая сумма. За эти деньги соблюсти нормативы нереально, поэтому давай либо регламенты поменяем, либо сумму увеличим. Все понимают, что снег лучше убрать в течение пары часов после того, как он выпал, а не через неделю. Эти регламенты нацарапаны поломанными костями пешеходов по заснеженным городским тротуарам, менять их неправильно и антинародно. Так давайте финансирование увеличим». Так сказал бы бизнес.

А власть рассуждает иначе: «Денег больше не дадим, потому что их нет. Можно же поступить проще: разыграть деньги по конкурсу, отдать нужной компании — регламент она может не выполнять, а представитель заказчика сделает вид, что все нормально». Если кто сломает ногу из-за нечищеного тротуара, пострадавший вряд ли полезет в интернет искать условия того госконтракта, по которому должен быть очищен тот самый тротуар, где он сломал ногу, и регламент уборки. Это сложно и долго. Пострадавший, возможно, подаст жалобу в прокуратуру. А произойдет ли что-то дальше? Будет ли кому-то охота в этом разбираться и искать виноватых? 

Депутат екатеринбургской городской думы от «Единой России» Елена Бондаренко решила проверить мою гипотезу в Чкаловском районе. Она организовала общественников, которые с полным описанием регламента, дислокацией, указанной в госконтрактах, фиксируют, как чистятся конкретные тротуары и остановочные комплексы. Если регламент не выполняется, они обращаются в районную администрацию, в прокуратуру и Роспотребнадзор. Посмотрим, что получится, когда все начнут спрашивать с чиновников и подрядчиков, как говорится по «гамбургскому счету». 

Из чисто спортивного интереса я решил по открытым источникам с помощью наших специалистов изучить, как живут МУПы. Есть одна такая организация, которая предоставляет социальную услугу. И объект, через который она эту услугу предоставляет, нуждается в ремонте. Соответственно, это госконтракт, 44-ФЗ. 

МУП объявляет конкурс и говорит примерно так: «Отремонтировать нужно за 14 дней и за 5 млн руб. Срок нереальный, но кому не нравится — свободны». Находятся смельчаки и начинают торговаться: цена падает на 10%. Победитель готов уложиться в отведенный срок. А дальше к контракту возникает приложение — срок переносится сначала на месяц, затем еще на месяц, финансирование увеличивается на те же условные 10%. Якобы муниципальный заказчик посчитал еще раз — уложиться нереально. И на выходе получаем: в честной борьбе все отвалились, а один смельчак согласился, убедил заказчика, вернул себе 10% и увеличил срок выполнения обязательств. 

Я не делаю никаких выводов, но закрадывается сомнение — не знал ли кто-то о такой возможности и поэтому бился до конца? Деньги из бюджета выделены, сроки определяет заказчик — он вполне мог «войти в положение», понять их нереальность и изменить условия. На мой взгляд, это технология отсечения ненужных участников конкурса. Как так происходит, что никто в это не вникает? Почему никто не следит за экономией бюджетных средств?

У меня, как у представителя бизнеса, который готов честно участвовать в конкурсах и видит подобные ситуации, возникает проблема в эффективной коммуникации с властью. 

Как решала вопросы старая городская команда? Тебе говорили: «Мы тебя уважаем и руководителя твоего уважаем, но ты же понимаешь, что у нас все — через третий этаж и конкретный кабинет решается». И все понимали, что определенный человек решает, надо ли конструктивно разговаривать с данным предпринимателем или можно обойтись формальными отписками.

Сейчас новый глава хочет прозрачных, честных отношений. Он меняет неэффективных управленцев на эффективных менеджеров. Почему Александр Высокинский хотел зарплату всем своим сотрудникам повысить? Один уважаемый сотрудник областной администрации публично это проговорил, а остальные и так понимают. Муниципальные чиновники получали официальную зарплату в три копейки, потому что это было на руку прежней городской команде. Я предполагаю, что Высокинский просто хотел сломать старую систему, чтобы его подчиненным легально платили белую рыночную зарплату, чтобы они на него ориентировались, а не на старых кукловодов. Люди не любят работать больше, а получать меньше. А пока им предлагают именно такую схему. Надеюсь, что Александр Геннадьевич справится, потому что другого варианта у него нет — ему нужно продавливать повышение зарплат и привлекать в свою команду профессионалов. Новый глава хотел это сделать по-честному, но в нашей стране, к сожалению, есть определенные условности. 

Я когда на «Конфи» работал, у нас были директор по качеству и директор по коммерции, который занимался поставками сырья. И не всегда у последнего получалось достать сырье, прописанное в регламенте. Были аналоги. Приходил он к директору по качеству и спрашивал: «Можно ли взять конкретный аналог без ущерба для качества?». Получал ответ: «Читайте ГОСТ, там все написано!». А ГОСТ — это огромный талмуд. Таким образом, один человек с себя снимал ответственность, а второй не мог оперативно решить вопрос. Привезет не то, скажут — по ГОСТу нельзя! Не привезет — линия встанет. 

Сейчас у бизнеса такая же проблема. Есть регламенты, в которых разбираются только чиновники, и они, когда хотят, объясняют простыми словами, а если не хотят, намекают, что бизнес толкает их на коррупцию. Ссылка на коррупционность — вообще железная отмазка для любого чиновника: «Ребята, вы что, хотите, чтоб я в тюрьму из-за вас сел?». Но мы понимаем, что с кем надо, он кофе попьет и вопрос решит. А мы не хотим кофе пить, мы хотим честно ответ на свой вопрос получить. 

Например, нужно было мне уточнить промежуточное состояние одного проекта. Договаривался на встречу. Через четыре недели мне сказали, в какой день в 8.00 прийти в администрацию. Мне было отведено 15 минут, я задал три вопроса. С точки зрения бизнеса это вопросы, недостойные даже рабочего совещания, мы это решаем за минуту по телефону. Для власти такая проволочка привычна, но бизнес в таком режиме и с такой скоростью работать не готов. В рамках городской системы управления с точки зрения эффективности это не лезет ни в какие ворота.

Бизнесу нужны конкретные точечные решения или ответы на уточняющие вопросы. Власть к такому детальному разговору не готова. С одной стороны, нам говорят — да, конечно, сейчас все будет по-новому. А с другой: «Вы что, хотите, чтоб мы вас консультировали частным образом да еще и по телефону? Раскрывали секреты? Это же коррупция чистой воды!». 

Так нам не надо секретов. Вы объясните суть всех ваших талмудов простыми человеческими словами. Что нам сделать, чтобы добиться результата. И не надо нам для этого консультативных советов, где нам будут рассказывать, как космические корабли бороздят просторы Вселенной. Такие посылы хороши для общественников, потому что дают возможность выговориться, и для журналистов, потому что дают фактуру для новостей. А бизнесу туда ходить некогда. Ему надо задать три вопроса и бежать дальше — зарабатывать и кормить людей, обеспечивая рабочие места. 

Я думал о формате, в котором можно взаимодействие бизнеса и городской власти сделать эффективным. У нас есть омбудсмен, защищающий попавших в беду предпринимателей, а тут может быть, условно, зам или советник по взаимодействию с бизнесом, возможно на общественных началах, который понимает, с какой скоростью и какие вопросы необходимо решать. В рамках законодательства, конечно. И знает, как перевести с чиновничьего языка на человеческий.

Мое пожелание новой городской власти — найдите переводчика и начинайте общаться.

А что касается истории с той несчастной бабушкой, которая пострадала от упавшего снега, я для себя в ней пока не поставил точку. У меня много вопросов. Смотрел видеозапись, где виден прямоугольник снега на кондиционере. Может ли снег съехать с горизонтальной поверхности? Не помог ли ему кто-нибудь? Возможно, нужно только узнать, в чьем кабинете висит тот злополучный кондиционер и кто брал ключ от него в тот субботний день. 

Я разговаривал с владельцем кафе, куда якобы зашла пострадавшая бабушка. Говорят, бабушка действительно была — только без крови, ссадин и другая. Но мэр, на мой взгляд, правильно отреагировал — выразил сожаление, выделил путевку в санаторий.

Для меня в этой истории еще много нестыковок, и может показаться диким, но я не удивлюсь, если спустя время выяснится, что вся она была срежиссирована, чтобы скомпрометировать новую команду администрации Екатеринбурга и передать очередной «привет» от старой гвардии.