Меню

Что можно и чего нельзя делать в интернет-банке?

Иллюстрация: АО «Райффайзенбанк»

Возможно ли предоставить родственникам доступ в свой интернет-банк? А получить кредит через него? Все возможности и ограничения – на примере Райффайзенбанка.

Как обеспечивается надежность?

Любой интернет-банк и его обновления должны проходить тщательное penetration-тестирование (расшифровка термина на русском) компаниями, которые входят в тройку лидеров на рынке информационной безопасности. Дополнительными индикаторами безопасности может служить наличие push-подтверждений (расшифровка термина на русском) по денежным операциям в мобильном банке. Отличная функция, когда при подключении интернет-банка у клиента есть всего 48 часов для того, чтобы сменить пароль для входа в программу. Sms-подтверждение с кодом безопасности, который необходимо вводить каждый раз, когда клиент планирует перевести средства или расплатиться картой онлайн, имеет короткий срок действия. Если в течение 20 секунд код не будет введен, он автоматически блокируется. Таким образом, возможность мошенничества сводится фактически к нулю.

Во многих банках есть услуга по финансовой защите средств, в Райффайзенбанке это «Мой безопасный банк». Сервис обеспечивает финансовую защиту средств на всех картах и счетах клиента в случае использования украденной или утерянной карты, незаконного снятие средств со счета, в том числе, путем несанкционированного удаленного доступа через интернет-банк, ограбления при снятии наличных.

Как найти нужный продукт или операцию?

Стоит оценить функциональность и удобство интерфейса интернет-банка – все нужные сервисы находятся под рукой. Как правило, меню интернет-банка бывает двух типов: продуктовое – в меню можно увидеть продукты банка (карты, депозиты, кредиты и прочее) или операционное – в меню обозначены действия (оплатить, перевести). Идеальный вариант – меню, сочетающее в себе и то и другое. В новом интернет-банке Райффайзенбанка горизонтальное меню является операционным, а вертикальное – продуктовым. На отдельную панель вынесено три очень востребованных сервиса, которые не попадают ни в одну категорию: история операций, шаблоны и обзор общего финансового состояния.

Пользователи ценят возможность настройки интернет-банка под себя. Райффайзенбанк об этом знает, поэтому рабочий стол интернет-версии банка состоит из виджетов, которые можно менять местами и выставлять в удобной для пользователя последовательности. Клиент может не только сортировать список продуктов в привычном для него порядке и настраивать собственное меню с нужными «кнопками», но и развернуть информацию для более детального ознакомления, а также перевести свой интерфейс в табличный вид, чтобы изучить целиком всю базу.

Имеет смысл узнать у банка, как можно подключить или восстановить доступ в интернет-банк, (через сайт, информационный центр, банкомат, отделение). И есть ли чат для решения каких-либо вопросов в режиме онлайн.

Какие платежи можно осуществлять?

Оплата услуг: телефона, жилищно-коммунальных услуг, интернета и т.п. – это уже must have в каждом интернет-банке. Кроме того, должны быть предусмотрены следующие функции:

  • возможность осуществлять внутренние переводы для пополнения своих счетов;
  • конвертация и обмен валют со счета на счет;
  • переводы в другие банки частным лицам или организациям.

Оплата штрафов ГИБДД и налогов – очень удобная и полезная функция. В интернет-банке Райффайзенбанка настроено автоматическое информирование: система проинформирует пользователя о появившемся штрафе или налоге и поможет его оплатить по номеру квитанции, прав, СНИЛС или личным данным. Можно настроить и автоплатеж – банк будет оплачивать появившиеся штрафы автоматически.

Есть сервисы для членов семьи?

Допустим, клиент является держателем основной карты, и у него есть дополнительные карты, которыми пользуются члены его семьи. Может ли он в таком случае предоставить им доступ в интернет-банк? Лишь малая часть банков предоставляют этот сервис, хотя это очень удобно – семья становится полноценным потребителем банковских услуг: каждый может делать денежные переводы, оплачивать мобильную связь и штрафы, а также контролировать свои расходы, разумеется, в рамках возможностей и лимитов, предоставленных владельцем основной карты.

Какие услуги не будут доступны в интернет-банке?

Этот вопрос тоже стоит задать. Например, заявку на кредит через онлайн-банк создать и отправить в банк можно, а вот получить его пока, к сожалению, нет. Придется сходить в отделение, поскольку банку необходимо проверить предоставленные документы, получить «живую» подпись клиента. В этом вопросе большую роль играет и российское законодательство, которое не разрешает выдать кредиты в онлайн-канале – отсканированных документов и положительной истории в этом банке недостаточно. Для получения кредита все равно придется обратиться в отделение банка. Райффайзенбанк планирует запустить сервис «Электронный сейф» – переписка с банком с возможностью обмена документами. У клиента появится возможность прикреплять сканы, подписывать их своей электронной подписью и отправлять по удаленному каналу.

Не умею копить, научите?

Интернет-банк должен быть оснащен сервисом, мотивирующим к накоплениям. У Райффайзенбанка этот сервис реализован в виде отдельной странички в разделе депозитных продуктов, где можно указать не только цель, ради которой накапливаются средства на отдельный счет, но и прикрепить фото, чтобы визуализировать свою мечту. Тут же можно увидеть и график накоплений – сколько еще нужно, и какими должны быть следующие взносы, чтобы уложиться в срок. На каждую цель можно создать отдельный накопительный счет, который нельзя привязать к карте, но при этом деньги с него можно списать в онлайн-режиме.

Каких обновлений интернет-банка ждать в будущем?

Задавая этот вопрос, можно оценить перспективу инноваций, готовность банка к новшествам и постоянному обновлению интернет-платформы. Сейчас банки должны уделять особое внимание внедрению технологии биометрической идентификации клиента — это считывание радужки глаз, рисунка вен, геометрии лица, голоса. Хотелось бы, чтобы биометрия стала доступной во всех каналах банковского обслуживания, где требуется идентификация. Это позволило бы расширить спектр услуг, предоставляемых в онлайн-банкинге. Замечательно, если банк планирует, допустим, оцифровывать дисконтные и бонусные карты своих клиентов, и, расплачиваясь в магазинах, можно будет получать скидки, используя лишь смартфон.