Меню

Как понравиться 20-летним «foodie». Четыре новые тенденции в торговых центрах / КОЛОНКА

Алдынай Юмбуу. Иллюстрация: JLL

«Появилось новое поколение посетителей торговых центров, foodie, которому не очень интересен фэшн. В ТЦ они ходят не за одеждой, им важнее впечатления и вкусно поесть». Алдынай Юмбуу, JLL — на DK.RU.

Алдынай Юмбуу, руководитель направления коммерциализации отдела управления недвижимостью компании JLL:
 
— Качественный ритейл начался в США, поэтому все, что происходит в этой сфере в Штатах, все новое, что появляется, спустя какое-то время приходит в Россию. Раньше считалось, что отечественный ритейл отстает от американского лет на десять, сейчас не так. Разница составляет около пяти лет, а в некоторых технологических решениях даже меньше. 
 
В сфере торговых центров метаморфозы происходят стремительные — и в России, и на мировой арене. Новые технологии, которые появляются в США и Великобритании, приходят к нам в страну через пару-тройку месяцев. При этом часть концепций появляются в России и переходят в Европу — как это было с антикафе или boft (стойки, где можно распечатать фото из Instagram). Как правило, глобальные тенденции на практике реализуются как миксы, и для этого года я бы выделила несколько трендов, которые будут актуальны для рынка торговых центров.
 
Первый тренд, скорее всего, заметили многие игроки — развитие фуд-концепций. 

Тенденция глобальная: появилось новое поколение посетителей торговых центров, foodie, которому не очень интересен фэшн. В ТЦ они ходят не столько за одеждой – им интереснее получить новые впечатления и вкусно поесть. Это не миллениалы, которым 30-35 лет, foodie сейчас меньше 25 лет. 

И это управляющим ТЦ, конечно, нужно учитывать. В целом же, согласно исследованиям ICSC, 66% посетителей ТЦ в США считают важным для выбора того или иного объекта предложение в сегменте кафе и ресторанов. По данным ECE, в Германии 40% выбирают ТЦ исходя из предложения общепита, а не магазинов, из них 60% едят при каждом визите. Траты таких посетителей растут на 18% и дают товарообороту торгового центра +5%.
 
Два-три года назад доля кафе и ресторанов в размере 20% от арендуемой площади Dubai Mall cчиталась высоким показателем по миру. Сейчас же такая цифра становится усредненной — другие игроки тоже начали усиливать сегмент F&B (food & beverage). В Европе категория кафе и ресторанов в составе ТЦ в среднем варьируется сегодня в пределах 10-20%. Согласно исследованию JLL, в московских ТЦ доля food & beverage составляет 4% от арендуемой площади, при этом объекты, которые расширили эту категорию до 10% и более, имеют высокую посещаемость, а арендные ставки в них превышают среднерыночные показатели.
 
В целом сейчас весь общепит, представленный в ТЦ, можно разделить на пять крупных категорий. Первая — кафе. Пик продаж здесь приходится на завтрак и небольшие перекусы в перерывах. Среднее время посещения составляет 20 минут, реже — около часа. Предложение — еда на вынос, кофе. Вторая категория — фастфуд, куда заходят пообедать или поужинать и редко задерживаются дольше 10-20 минут. Третий формат — 

рестораны с обслуживанием. Это наиболее «вкусная» категория для ТЦ, потому что дает самое высокое время пребывания (30-90 минут), самые высокие средние чеки и посетителей с наиболее высокой покупательной способностью. 

Четвертая категория — киоски, небольшие «острова» в общих зонах, где продают, например, мороженое или сладости. Пик продаж у них длится весь период работы ТЦ, и, по данным JP Morgan, перекус в таком киоске дает торговому центру посещение еще одного магазина. То есть посетитель точно зайдет в еще один бутик и увеличит средний чек. Последний формат — гурмэ. Это точки, которые предлагают уникальные продукты — чай, кофе, шоколад, деликатесы ручной работы и в подарочной упаковке. 
 
Вторая глобальная тенденция на рынке торговых центров связана с первой — интерес к органической, фермерской еде. Согласно журналу «Генеральный директор», в прошлом году 58% россиян отметили свое желание употреблять органические продукты. Для удовлетворения сегодняшнего спроса необходимо приводить фермеров в ТЦ, размещать маркеты. Третья тенденция — спрос на товары для детей. Согласно опросам, россияне стараются меньше всего экономить на детских товарах, причем речь идет не столько об игрушках, сколько о развивающих активностях. Например, у нас в московском ТЦ «Мозаика» арендатор организует для детей лекции и курсы актерского мастерства.
 
Последняя тенденция — С2С (customer to customer), взаимодействие потребителей друг с другом напрямую, минуя компанию-продавца. Поставщиком товара в данном процессе является такой же потребитель, как и мы с вами. 

Как это может работать: посетители, которые сами что-то производят, объединяются на площадке ТЦ и предлагают свои товары. 

Пока это работает, в основном, как обмен между участниками, но формат может развиваться и трансформироваться в дальнейшем, например, в хорошо известные нам ярмарки для посетителей.
 
На наш взгляд, это направление является перспективным: так, многие дизайнеры демонстрируют свои работы в Instagram, а таком формате они получают возможность выйти в офлайн-пространство. Это могут быть и фермерские ярмарки: например, мы проводим такую на кровле одного из ТЦ. Там же проводили свои мероприятия клубы автолюбителей — владельцев Infinity, Peugeot. 

К слову, ТЦ может получать дополнительный доход от сдачи в аренду таких общих зон, как кровля или парковка. В Москве сейчас тренд: жители близлежащих к ТЦ многоэтажек арендуют на ночь места в паркинге торгового центра, чтобы поставить там свои авто.

Резюмируя: принято считать устаревшим торговый центр, которому исполнилось десять лет — с этого момента ему требуется реконцепция. Но сегодня развитие технологий идет настолько быстро, что моральное устаревание объектов происходит даже быстрее: мы видим качественные ТЦ, открытые шесть-семь лет назад, но на фоне новых игроков они уступают и по концепции, и по набору арендаторов, по digital-решениям, даже несмотря на сравнительно молодой возраст и потрясающую локацию. Поэтому управляющим ТЦ нужно держать «нос по ветру», выбирать из новых тенденций наиболее подходящие и интересные и внедрять их на своих объектах.
 
Материал подготовила Екатерина Стихина