Ответ на этот вопрос, который мне задают очень часто, можно разбить на две части: «подготовка к международной выставке и ее проведение» и «после выставки».
Один только федеральный бюджет анонсировал инвестиции в подготовку к выставке в размере около 300 млрд руб. Плюс вложения организаторов. Плюс инвестиции частного бизнеса… Это широчайший фронт работ, т. е. огромное число высокооплачиваемых рабочих мест самого разного профиля: вряд ли нужно объяснять азбучные истины, что дорожный рабочий или архитектор понесет заработанные деньги в магазин, магазин заплатит их рекламисту или специалисту по компьютерам… Так что городская экономика может получить дополнительно десятки миллиардов рублей.
Сама выставка — это невиданный в России поток гостей: участников, обслуживающего персонала, посетителей. По опыту проведения ЭКСПО в разных странах, это десятки миллионов человек. Соответственно это миллиарды долларов, которые гости потратят в наших кафе, гостиницах, магазинах. К сожалению, выгода от гостеприимства пока ускользает от понимания городского сообщества, даже бизнесменов. Она не бросается в глаза. Однако на уровне общегородской статистики всегда заметен всплеск товарооборота и сбыта услуг в месяцы, когда в Екатеринбурге проходит какое-либо крупное мероприятие. Причем «гостевые деньги» доходят до предприятий, которые никак к обслуживанию приезжих вроде бы не причастны. А ведь по своему размаху то, что мы проводили, и рядом не стоит с махиной ЭКСПО. Поэтому каждому, кто хочет найти работу или более высокооплачиваемую работу, увеличить обороты своего бизнеса, я могу сказать: если ЭКСПО-2020 в Екатеринбурге станет реальностью, ваша личная мечта осуществится. В свою очередь, рост доходов горожан — это рост доходов городского бюджета, со всеми вытекающими из этого приятными для каждого горожанина последствиями — от детсадов до бассейна в каждом микрорайоне.
Но самое главное, конечно, — что городу останется после выставки. Ассигнования, о которых я упоминал в начале, пойдут далеко не только на строительство выставочного городка и гостиниц. Большая их часть будет вложена в транспортную инфраструктуру города. Сравним: в Казани годовой объем одних только бюджетных инвестиций в рамках подготовки к Универсиаде-2013 составляет 30 млрд руб. Это сумма, примерно равная городскому бюджету Екатеринбурга. Если Екатеринбург получит возможность направлять в развитие транспортной инфраструктуры средства, хотя бы сопоставимые с казанскими (т. е. по 10-15 млрд руб. в год), на протяжении хотя бы пяти лет, то мы решим основные транспортные проблемы города, построив необходимые транспортные развязки, реконструировав улично-дорожную сеть. Строительство новой ветки метро, развитие и обновление наземного общественного транспорта потребует примерно такого же объема финансирования. Мы наконец-то построим современные автомагистрали, сделаем высококачественное дорожное покрытие на наших улицах. Появится вторая линия метро, общественный транспорт получит современные, комфортабельные и экологичные машины.
Радикальной реконструкции подвергнется коммунальная инфраструктура города, прежде всего водопровод и тепловые сети. Точнее, эта реконструкция пройдет в куда более сжатые сроки, чем это удается делать сейчас.
За деревьями нужно видеть лес: это будут не просто новые авторазвязки и питьевая вода из-под крана. Это будет новый город. Если пытаться найти какие-то аналогии в истории Екатеринбурга, это, пожалуй, период 1930-х гг. Тогда, во время социалистической индустриализации, город за несколько лет абсолютно преобразился, вырос. К всемирной выставке он способен стать современным лицом России, городом будущего.
На всех уровнях власти есть понимание, что мероприятия такого уровня невозможно добиться какими-то косметическими ремонтами. Кроме того, тут ведь замысел не только в том, чтобы улучшить имидж страны в глазах иностранцев. Федеральная власть целенаправленно формирует в стране точки роста: города, где новый уклад экономики, современная и комфортная среда дают шансы сформировать по-новому мыслящий социум, добиться не только роста местной экономики, но и накопить опыт управления, построения бизнеса, общественных институтов, который затем можно тиражировать по всей стране. Это города-лидеры, которые ведут за собой остальную страну. Одним из них уже стал Екатеринбург — а сейчас мы имеем все шансы получить серьезнейшую поддержку в развитии.
Контекст всемирной выставки, выделяемые на нее средства и «административный ресурс» позволят нам мыслить масштабно, а не латать старое одеяло, радуясь малейшему шагу вперед, чем городские власти вынуждены были заниматься предыдущие 20 лет. Осуществить самые смелые градостроительные замыслы, которые у нас лежали под сукном с неясным сроком исполнения. Например, избавиться от ветхих строений и «времянок» разных эпох. Вынести из центра города промышленные площадки, пустить грузовой поток Транссиба в обход города (бонусом Екатеринбург получит земельный ресурс для жилых кварталов и парков на живописном берегу Верх-Исетского пруда).
Опять-таки о чем-то подобном мечтает практически каждый горожанин. И вот наш реальный шанс реализовать коллективные мечты. Можно, конечно, как это делают некоторые, задаваться вопросами «Почему этого нельзя сделать не ради выставки, а просто так?» Однако лично я практик, и мне не важно, по какому поводу федеральный бюджет вложится в развитие инфраструктуры города — лишь бы вкладывался.
Реализуемая сегодня стратегия развития Екатеринбурга предусматривает к 2020 г. трехкратное увеличение годового объема инвестиций в экономику, инфраструктуру и социальную сферу, годовой розничный товарооборот в нынешних ценах должен увеличиться с 560 млрд руб. до 1 трлн руб. Проведение в нашем городе ЭКСПО может существенно ускорить эти темпы: с сегодняшних 100 млрд руб. в год до 500-700 млрд руб. Причем эти средства будут направлены в развитие инфраструктуры. То есть станут основой и конкурентным преимуществом для развития бизнеса в Екатеринбурге. Ведь именно состояние транспортной и коммунальной инфраструктуры является основным ограничителем опережающего развития города.
Не менее, а может, и более значимым результатом ЭКСПО станет имиджевый прорыв города. И вот тут без выставки не обойтись. На сегодня образ Екатеринбурга за рубежом и даже в самой России катастрофически отстает от его реального статуса. Это неизбежно — слишком быстрыми были изменения, происходившие здесь в последние два десятилетия, слишком крепки сложившиеся в массовом сознании стереотипы. Нас упрямо продолжают считать «глубинкой», «заводским городком». Какие бы мы средства ни вкладывали в управление репутацией, в современных условиях, когда люди перегружены информацией, мы не сможем заставить людей по всей стране и миру взять и вдруг переосмыслить свое восприятие Екатеринбурга. Чтобы это произошло, нужно какое-то грандиозное и впечатляющее событие.
Если будет ЭКСПО, Екатеринбург станет узнаваем для широкой общественности развитых стран мира. Причем если Петербург ассоциируется уже исключительно с историей, прошлым России, Москва имеет жестковатый имидж «столицы империи», то обновленный Екатеринбург имеет все шансы стать в глазах мирового сообщества воплощением будущего нашей страны, новой России. А что касается восприятия внутри страны, то по итогам выставки мы наконец-то выделимся из ряда «нескольких крупных городов», займем статус столицы наряду с Москвой и Петербургом.
И естественно, такой имидж — это не просто приятный факт. Екатеринбург станет объектом притяжения гостей, мероприятий, капиталовложений, талантливых людей, которые именно в нашем городе увидят свое личное будущее. Это будет успех Екатеринбурга, который, я уверен, станет основой еще больших его успехов.
Естественно, «само собой», усилиями одних органов власти и госкорпораций все это не произойдет. Добиться права принять выставку, подготовить ее и провести — огромнейшая задача, требующая вдохновенного и творческого участия всех екатеринбуржцев.
Колонка написана специально для «Делового квартала»